Смекни!
smekni.com

Да не оскудеет рука дающего... (стр. 1 из 7)

Введение

Отечественная история продолжает хранить немало такназываемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы дляисследователей были просто недоступны. Так, например, по существу тольконачинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности,представляющей крупное общественное явление.

Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни итрадиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержаниеи формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературевстречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляетсяво второй половине XIX столетия, когда развиваетсятеоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшегонаселения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему,негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данноепонятие интерпретируется в отечественной научной литературе как формаклассового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе[1].Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность,направленная на оказание помощи нуждающимся[2].

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотраотношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытыхпонятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может бытьназвана благотворительность.

Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризиснымиявлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческимпереломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесспроходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к.в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им неоказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимыедля формирования многофункциональной  социальной политики, пока еще несложились в стране[3].Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее всесоциальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческихи нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания –характерные черты сегодняшнего дня.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденнойУказом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что ещенедостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государстваи общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности,расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массумалообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности, как следствиекризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальнойсфере[4].

В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельныхпластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость.Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, даетвозможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов,обеспечить достойное развитие современной России. С этим мнением современногоисследователя Т.Е.Покотиловой трудно не согласиться[5].Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опытапрошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политическихаспектов, в частности, вполне закономерен.

На наш взгляд, благотворительность, ставшая в России именно в эпохукапитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политическойидеологии российского государства того периода. В общественную психологиювнедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль обезграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что “лишь бы доцаря дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство”. Именно на уровнегосударственной политики осуществлялась благотворительность. Властьюинициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции,“адресные” кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культблаготворительности.  Не случайно благотворительность в дореволюционной Россиибыла делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупныеземлевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди,вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя вглазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона.Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной игосударственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершатьобщественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Примерподавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества,вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальныйсостав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическимразвитием страны. Формы социальной помощи были многообразными, они отражалимногоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность нипроявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частныепожертвования[6].

Исторический анализ социально-политических аспектов благотворительности вРоссии в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубжепонять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических,политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития.Объективно воссозданная картина благотворения в губерниях ЦентральногоЧерноземья, как одного из крупнейших российских регионов, дает богатейшийматериал для анализа и преломления на практике в нашей сегодняшней жизни многихполезных начинаний того времени. В условиях рыночной рациональности ирасчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмезднойблаготворительности позволяет также актуализировать проблематикудуховно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особонуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ееразработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения иблаготворительности уделялось достаточно большое внимание, о чемсвидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленныепубликации, относящиеся ко второй половине XIX в.[7].По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности вдореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики)[8].Причем  некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, “состоящее подвысочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детскихприютов и его задачи”, выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах такихдореволюционных авторов как Н.Я.Воскобойников, Георгиевский, В.И.Ильинский,Н.Н.Кафтанов, А.Якоби, Н.А.Никольский и др.[9]. Ихотличает очерковый, фрагментарный характер повествования. Вместе с тем, онидают представление об отдельных аспектах истории благотворительности в России,о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделитькнигу “Общественное и частное призрение в России”[10].Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России,выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международномуконгрессу  по общественному и частному призрению. Из большого числа статей поразнообразной тематике выделим “Очерк истории развития и современного положенияобщественного призрения” Е.Д.Максимова. Он подчеркивал, что государственноепризрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципыгосударственного призрения, считая, что государственная  благотворительностьберет свое начало с XVIII в. , т.е. с правления Петра I. Статья Максимова насыщена богатым фактическим, цифровымматериалом. Отметим, что многочисленные работы Е.Д.Максимова[11],раскрывающие различные стороны истории российской благотворительности, внеслизначительный вклад в историографию проблемы. Ни один современный исследователь,занимающийся вопросами благотворительности, не может обойтись без его трудов,отличающихся глубиной, аргументированностью в изложении материалы, серьезностьюи основательностью. Охарактеризуем некоторые из них, использованные нами внастоящей работе.  В статье Е.Д.Максимова “Практическая и законодательнаяпостановка мер общественного призрения”[12]затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач.Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство обобщественном призрении, пришел к неутешительному выводу о том, чтозаконодательство мало соответствовало требованиям жизни и не моглоудовлетворить российское общество. В статье приведен конкретный статистическийматериал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в., о количестве нуждавшихся в призрении из различныхсословий, о взаимосвязи нищенства и преступности. Ценным для нас является ихарактеристика общественного призрения в России в конце XIXв., его направлений, анализ духовных форм общественного призрения по губерниям.Вместе с тем, в статье впервые предпринята попытка в историческом аспектепроанализировать российское законодательство по общественному призрению. Этипроблемы и до сегодняшнего дня остаются недостаточно исследованными, и статьяЕ.Д.Максимова – своеобразный вектор, ориентир для нынешних историков,занимающийся изучением социально-политических аспектов благотворительности вРоссии.