Смекни!
smekni.com

Жанр интервью в газете "Красное знамя" (стр. 5 из 6)

Надо иметь в виду, что многие пресс-конференции являются частью спланированных PR-акций, цель которых - выставить в положительном свете определенного человека или событие. Это, конечно же, ставит под сомнение доверительность отношений между участниками информационного обмена. Искушенные журналисты считают, что «главное, не дать человеку покинуть помещение» и что ради того, чтобы задать вопрос, «придется встать между ним и дверью»[45]. В журналистской практике известны и случаи, когда корреспонденты, приглашенные на пресс-конференцию, вступали в негласный сговор для того, чтобы задать все необходимые, в том числе нелицеприятные, вопросы[46].

В связи с развитием PR-технологий и распространением их методов почти во всех сферах жизни пресс-конференции стали неотъемлемой частью информационного обмена, а участие в них журналистов стало обыденным и в чем-то даже рутинным делом.

Выход к прессе

Фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия, инициатором которого является ньюсмейкер. Оно, как правило, заранее не планируется, что отличается от предыдущего.

Брифинги

Это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании.

Сложным форматом интервью является «круглый стол», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос – ответ1 – ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков. «Круглый стол» подразумевает серьезность анализа затрагиваемых проблем, поэтому к участию в нем приглашаются в основном эксперты.

Интервью по телефону

Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Интервью по телефону - рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат. Во время телефонного интервью журналист не может полностью контролировать ситуацию.

Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета -электронной почты, на форуме или в чате. По степени опосредованности этот вид организации интервью, естественно, превосходит уже рассмотренные: собеседник удален, и с ним, как правило, нет визуального контакта. Однако имеется ряд преимуществ, например экономия времени и средств, ведь с помощью глобальной компьютерной сети можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении. Этот вид интервью оказывается и весьма эффективным. Потому что есть время продумать вопросы, да и собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы.


Заключение

Анализ разновидностей интервью в «Красном Знамени» позволяет сделать следующие выводы:

1. Жанр интервью в газете представлен следующими видами: информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен), портретные (предметом беседы является интервьюируемый), экспертные (самое важное мнение авторитетного человека) и проблемные (позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения и мнение интервьюируемого) интервью.

2. Значительное место в газете занимает информационное интервью, в процентном соотношении его количество составляет 24% от общего количества изученных текстов. Вторую позицию занимает портретное интервью (15%). Зафиксировано также оперативное интервью (14%). Наиболее употребляемым видом интервью на страницах газеты «Красное знамя» является информативное интервью – около 78% процентов.

3. Графическое оформление текста интервью-диалога воспроизводит схему «вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом (иногда маркируются еще и курсивом), ответ набран обычным для газеты шрифтом.

4. Для интервью-диалога, представленного на страницах газеты «Красное знамя», характерна традиционная трехчастная композиция: зачин - основная часть-концовка.

5. Содержание портретного интервью, представленного в газете «Красное знамя», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств.

6. Информативное интервью является самым популярным видом интервью, употребляемым на страницах данной газеты. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами ведения беседы. Собеседник тут только «источник» - высказавшийся человек. Главный предмет обсуждения – новые факты. Диалог в данном случае – средство доступной подачи информации[47].

7. Иногда в «Красном знамени» интервьюируемые – это «гости» издания, то есть те, кто встречается с журналистом с целью побеседовать. Темы бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным с ним каким-либо событием, например, юбилеем.

8. Стоит отметить, что позиционирование газеты как «независимой» не является значимым при определении круга тем публикаций в интервью газете. Журналисты независимы, но только среди тех, которые так или иначе связаны с личностью интервьюируемого.


Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.

3. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2006. С. 145.

4. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 219-220.

5. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня. М., 2000. С. 254.

6. Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности. М., 2001. С. 251.

7. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

8. Дедов А. Пособие для начинающих журналистов. http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm.

9. Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов. http//www.iatp.md./youthpress/chapter2.htm.

10. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166.

11. Ким М.Н. От замысла к воплощению: технология подготовки журналистского произведения. СПб., 1999.

12. Ким М.Н. Новостная журналистика. СПб., 2006. С. 241-245.

13. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

14. Лазутина Г.В. Журналистское познание мира// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

15. Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.8; 21-24.

16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59.

17. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

18. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999. http://www.newsman.tsu.ru/library/main/the_universal_journalist/.

19. Савчук О.С. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты// Русский язык: Исторические судьбы и современность. М., 2001.

20. Смелкова З.С., Ассуирова, Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002.

21. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

22. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 56, 76, 208.

23. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 81-85; 107-114.

24. Тищенко В.А. Интервью в газете: Теория и практика развития жанра. М., 1980.

25. Туманов Д.В. Творим золотым пером: мастер-класс для начинающих журналистов. Казань., 2000.

26. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф,1998. С. 58-59.

27. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.

28. Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи. М., 1957. С. 115-116

29. Якубинский Л.П. О диалогической речи. М., 1986. С. 17-58.


[1] Ворошилов В. В. Журналистика. СПб. 2006.

[2]Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

[3] Ворошилов В. В. Журналистика., СПб., 2006. С.145.

[4] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

[5] Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166.

[6] Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59.

[7] Гуревич С. М. Номер газеты. М., 2002.

[8] Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус… С. 251.

[9] Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.

[10] Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня… С. 254.

[11] Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.

[12] Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб, 1999.

[13] Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 7

[14] Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб., 2005. С.236.

[15] Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2006. С. 81-85; С. 107-111.

[16] Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 219-220.