Смекни!
smekni.com

Жанры радиопередач (стр. 3 из 3)

Если спортивный репортаж имеет большие и славные традиции в отечественной радиожурналистике, то освещение предвыборной борьбы в условиях политического плюрализма, демократии, многопартийности – новая сфера деятельности белорусских средств массовой информации. Освоение опыта общественно-правового телевидения и радиовещания развитых стран, традиций гражданского общества – один из путей достижения оптимальных результатов в этом важнейшем разделе вещания. Может быть, одна из наиболее очевидных трудностей здесь – соблюдение журналистской беспристрастности, максимальной объективности, без которых невозможны подлинно демократические выборы.

Очевидно, что при обсуждении вопроса о связи СМИ и выборов существуют три группы интересов, подчас вступающих в серьезные противоречия друг с другом: 1) стремление кандидата получить канал массовой связи с избирателями (в нашем случае, с радиослушателями); 2) интересы средств массовой информации со специфически журналистскими особенностями самовыражения; 3) интересы общественности (электората), нуждающейся в получении максимально полной информации, необходимой для участия в выборах.

Как совместить эти интересы? Могут ли чьи-то интересы превалировать, и если да, то каким образом?

Государственные СМИ освещают предвыборную кампанию в соответствии с инструкцией Центризбиркома, бесплатно предоставляя всем кандидатам одинаковое эфирное время. Независимые СМИ в принципе могут поступать в соответствии с вещательной политикой данного конкретного органа информации, однако и в этом случае следует стремиться к максимальной объективности, заботясь об авторитете и престиже станции.

Понятно, что в новостных радиопрограммах невозможно применять аптекарские весы, чтобы с математической точностью выверить равные возможности кандидатов на эфир. Если кандидат – должностное лицо высокого ранга, участвующее в официальном, обязательном или хотя бы желательном для освещения мероприятии, то такой материал нельзя считать предвыборной агитацией, хотя объективно он работает на имидж кандидата.

Известно, что радио – непревзойденное по оперативности средство информации. Некоторый недостаток аналитичности легко восполняется таким популярным элементом вещания, как обзоры печати. А если учесть, что такие обзоры нередко предлагают слушателям в вечернем и ночном эфире, сообщая о публикациях завтрашних газет, то в этом случае и фирменная оперативность радиовещания ничуть не страдает.

Задача обзора печати в том, чтобы дать всесторонний спектр мнений, привлечь внимание аудитории к наиболее важным или наиболее интересным проблемам. Основу обзора печати составляют цитаты, которые следует давать по оригинальному газетному тексту, а не в изложении. Когда речь идет о зарубежной прессе, следует указывать политическое направление газеты, поскольку не все слушатели знакомы с иностранной печатью, а отношение к сказанному существенно зависит от того, чье это мнение – коммунистов, либералов или клерикалов.

Сходный принцип построения у радиожурналов, ставших популярными где-то в начале 60-х годов. Здесь, как правило, чередуются речевые и развлекательные музыкальные материалы. В основу создания радиожурнала должен быть положен принцип долгосрочного планирования. Успех во многом зависит от выбора ведущего. Точных инструкций, как вести радиожурнал, не существует, все зависит от индивидуальности журналиста-ведущего. Однако понятно, что сколь угодно блестящий ведущий не спасет радиожурнал, "странички" которого скучны, неактуальны, слабы в профессиональном смысле.

Любой материал для радиожурнала должен обладать глубиной раскрытия темы, увлекательной композицией.

Таким образом, перед журналистом, создающим радиопрограмму, существует огромный выбор форм и методов подачи имеющегося материала. Ему необходимо выбрать не только тот, в котором он наиболее силен, но и самый оптимальный для раскрытия заданной темы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.

3. Васильева Л.А. Делаем новости: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 117 с.

4. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с.

5. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М.: Аспект-Пресс", 2004. – 283 с.

6. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

7. Гойман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

8. Дэвид Рэндал. Универсальный журналист. М.: Аспект Пресс, 1998. – 58 с.

9. Кийт М. Радиостанция: Пер. с англ. А. И. Филекина. — М.: Мир, 2001. - 462 с.

10. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек: КРСУ, 2002. – 164 с.

11. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с.

12. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с.

13. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 259 с.

14. Смирнов В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. — М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с.

15. Цвик В.Л. Введение в журналистику: Учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М: МНЭПУ, 2000. – 130 с.

16. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном: Учебное пособие. – М: МНЭПУ, 2000. – 59 с.