Смекни!
smekni.com

Журналистское мастерство ведущего программы "Человек и закон" (стр. 4 из 4)

Из всего многообразия московских, российских, мировых событий Анна Прохорова выбирает только те, которые действительно интересны зрителям, невзирая на конъюнктурные и иные привходящие соображения. Поэтому палитра программы — это не только политические и экономические тона, но и яркие краски из мира спорта, моды, искусства, науки — всего того, из чего складывается картина современной жизни.

Важнейшие общественные, политические, экономические и культурные события дня в России и за рубежом. Концепция программы направлена на создание у зрителя эффекта присутствия в самом центре освещаемых событий.

6. Будущее программы «Человек и закон»

То, что аналитическая программа «Человек и закон» на российском телевидении существует уже 35 лет, говорит о многом. Прежде всего о том, что в ближайшее будущее телепередача не потеряет своей актуальности и популярности среди телезрителей. Причин тому несколько:

1. «Человек и закон» постоянно привлекает человека к экрану.

На экране возникает образ или человек, звучат мысли, высказывания, оценки, мгновенно схватывающие внимание зрителя, побуждающие его, по крайней мере, увидеть следующий кадр («Чем кончится?») или услышать завершение фразы. Опытный ведущий Алексей Пиманов постоянно держит миллионы зрителей по полчаса в остром напряжении.

2. Зрительские ожидания зачастую расходятся с авторским сюжетом.

Зрителю программы «Человек и закон» не столь важно, что показываемое в данный момент может противоречить его ожиданиям или восприятию. Его интерес обусловлен именно тем, что ожидания непредсказуемо расходятся с авторским сюжетом. Поэтому, в большинстве случаев, зритель постарается досмотреть программу до точки авторской завершенности.

3. Эмоциональная активность в восприятии общественно-значимой информации, содержащейся в сюжете.

4. Сюжет с фабулой, привлекающие внимание своей общественно-исторической значимостью.

5. Имидж ведущего.

6. Эстетика ассоциативности монтажа, мыслей, перехода планов, тем, 1 сюжетных линий и т.д.

7. Выраженность авторского замысла.

В программе «Человек и закон» присутствует творческий процесс. Авторский замысел постоянно оказывается чрезвычайно различным. Всё это основано на стремлении ведущего к самовыражению и необычности, оригинальности.

Часто на телевидении появляются люди, идущие своим путем, избегающие занятой ниши, то есть жанра, который уже является яркой и неповторимой ролью Владимира Ворошилова, Леонида Якубовича или Владимира Молчанова, Алексея Пиманова.

Однако в последнее время тележурналисты часто грешат в своих программах пространными, скучными пояснениями очевидных и довольно банальных фактов. «Герой» программы своими неспешными рассуждениями, «исчерпывающими» ответами скорее похож на плохого учителя, чем на интересного собеседника. Остается надеяться, что «Человек и закон» в будущем не пойдет по этому пути.

Кроме того, следует отметить постоянное и настойчивое стремление большинства телеведущих аналитических программ убедить телезрителя в чем-либо своем, заставить его (зрителя) думать и видеть мир глазами телеведущего. Разработчики ТВ программ при этом забывают одну простую психологическую истину: общение, контакт между телезрителями и телеведущими заканчивается там, где начинается «ты должен», «нужно понимать вот так». Разумно поступают те ведущие (в частности, А. Пиманов), которые в своих репортажах занимают нейтральную по отношению к излагаемому позицию или ставят телезрителя в известность, что излагаемое - их собственная точка зрения и не более.

Также важно отметить следующие предпосылки популярности аналитических программ (в том числе и программы «Человек и закон»).

Во-первых, все возрастающие возможности ТВ уже настолько велики, что обеспечивают чрезвычайно широкую аудиторию разнообразными формами восприятия — телевизор смотрят все, в том числе и те, чей коэффициент интеллекта настолько невысок, что другие формы массовой коммуникации им просто недоступны. Соответственно, популярность и актуальность аналитики на российском телевидении будет постоянно расти, так как общество испытывает реальные потребности в этом телевизионном жанре.

Во-вторых, быстрое изменение жизни с глубокими переменами самой структуры человеческих потребностей вызывает неожиданные изменения жанровой структуры ТВ как наиболее мобильного, доступного и массового СМИ. В жизни всегда будут моменты, которые требуют анализа, оценки экспертов и специалистов.

В-третьих, журналисты аналитических программ остро нуждаются в подтверждении востребованности обществом продукта своей деятельности. Это, в свою очередь, порождает стремление преодолеть конкурентные устремления коллег и сделать свой материал наиболее интересным, острым и захватывающим.

В-четвертых, массовое проникновение на отечественное ТВ новых и часто случайных людей определяется узостью круга профессионалов. В связи с этим, авторитет и популярность самих ведущих будет расти. Так как молодое поколение на первых порах не в силах «подвинуть» своих старших коллег.

Однако в последнее время намечается тенденция, согласно которой ставка делается на информационное вещание. Новостные программы, таким образом, занимают почти весь прайм-тайм - то есть, лучшее эфирное время. [13]

7. Заключение

В основе мотивации обращения к телевизионному общению лежит потребность человека в расширении объема информации об окружающем мире и о тех значимых событиях, которые происходят или могли бы происходить с его участием. Для телезрителей также актуальна возможность быть участниками взаимодействия с компетентными людьми и популярными личностями.

Автору и ведущему программы «Человек и закон» Алексею Пиманову удается профессионально работать в жанре журналистского расследования на ТВ, находить острые, актуальные темы, решать проблемы, перед которыми пасуют многие.

Алексей Пиманов, по сути, обладает универсальными качествами: он прекрасно произносит монолог, мастерски берет интервью, отлично работает как сценарист и режиссер постановщик. В этом заключается его способность беспристрастно излагать самостоятельно собранную информацию и умение быть аналитиком, прогнозировать развитие событий.

Вообще, телевидение - это море неиспользованных возможностей, на котором следует говорить о сложных вещах, но приводить при этом доступные примеры.

Сейчас возникает очень много аналитических передач низкого уровня. Появилось огромное пространство, в которое сливается масса сырых, незрелых, несделанных, каких-то недоброкачественных программ. Но не следует в этом кого-то обвинять. Понятно, что на телевидении работать очень трудно и сразу «вписаться» в бешеный режим достаточно тяжело.

Но все-таки у нас есть интересные программы (например, «Времена» Владимира Познера - действительно умная программа; «Человек и закон» Алексея Пиманова; «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).

В целом же, скорее всего, торжествует убеждение: если что-то делается для народа, то все надо предельно упростить. Это неправильно. Несмотря ни на что, наш народ способен воспринимать вполне достойные программы.


8. Список литературы

1. Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.

2. Егоров В.В. Телевидение и власть. М., 1997.

3. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

4. Система средств массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Цвик В.Л. Телевидение: системные характеристики. М., 1998.

6. Шик В.Л. Телевидение сегодня//Система средств массовой информации России. Ч. 1.М., 1995.

7. Юровский А. Телевидение – поиски и решения. М., 1993.

8. http://www.tv-ostankino.ru