Смекни!
smekni.com

Архитектурные памятники Беларуси: Минск (стр. 2 из 3)

Место для памятника выбрано неслучайно - через улицу, носящую сейчас его имя, стоял дом, где 9 декабря 1891 года родился Максим Богдано­вич. Это был дом номер 25 по быв­шей Александровской улице. Внизу располагалась первая городская начальная школа, которой в 1885-1891 годах заведовал отец поэта Адам Егорович. На втором этаже жила семья. Сам дом сгорел в пос­леднюю войну, фундамент исполь­зовали для другого здания. Памятник Максиму Богдановичу появился в 1981 году, к 90-летию поэта. Для скульптора Сергея Вакара эта работа была неслучайной, первый портрет поэта он создал в 1969. Потом было несколько вариантов в полный рост, положенных в основу памятника. Так в столице появился еще один знак нашей памяти и благодарности апостолам белорусского возрождения. Максим Богданович - прежде всего романтик, лирик. Такой образ и в бронзе. От памятника поэту через Свислочь открывается прекрасная панорама нашей столи­цы, вид Верхнего города с башнями православного и католического собора, летящими вверх.

ПАРК ИМЕНИ ГОРЬКОГО

Нынешний Центральный детский парк имени М. Горького - первое общественное место отдыха в исто­рии нашей страны. Ему уже 200 лет. Заложен парк был в 1800 году по инициативе одного из первых губер­наторов Минщины Захара Корнеева. Этот градоначальник выделял­ся религиозной толерантностью, ос­тавил о себе добрую память у мин­чан. Поэтому и главную улицу города они назвали Захарьевской, а большой парк с клумбами, аллеями и искусственными каналами - Гу­бернаторским садом. На одном из парковых столбов было высечено на латыни: Post laborem requies (после работы - отдых). Согласитесь, что эти слова актуальны и сегодня. В то время парк занимал площадь около 18 гектаров. Вдоль живописных аллей стояли скамейки, где хороши oтдыхалось под задумчивый шум де­ревьев.

Интересно и такое обстоятельство - с Губернаторским садом связано за­рождение спорта на Беларуси. Это уже конец XIX века. Здесь появился первый стадион с велотреком, пло­щадки для лаун-тенниса, крокета, кегельбана. Имелось гимнастиче­ское оборудование, место для дет­ских игр. На праздники в павильоне играл оркестр, люди танцевали. Напитки продавались безалкоголь­ные - минеральная вода, молоко, ке­фир, чай, кофе. Подростки и взрос­лые могли взять напрокат велоси­пед, чтобы научиться кататься на двухколесной машине. А для детей устраивались гимнастические заня­тия и вообще детские праздники. Вот поэтому и любили жители Мин­ска свой Губернаторский сад.

После октябрьских потрясений в Российской империи и образования БССР парк стал называться садом «Профинтерн». А с 1936 года – это уже парк имени М. Горького. Не обошла Минск и новая традиция на­зывать парки культуры и отдыха в крупнейших городах СССР именем великого пролетарского писателя. Во время последней войны кварта­лы, подходившие к Свислочи, были разрушены, появилась возможность расширить территорию парка.

Реконструкция парка после войны производилась по проекту архитек­тора И. Руденко, проектировавше­го и парк Янки Купалы. Появились разнообразные зоны отдыха для де­тей и взрослых, аттракционы, ряд павильонов, возвели летний киноте­атр. Но главное, что влекло сюда детей и взрослых, - это стадион. Он был единственным, уцелевшим в Минске. Уже с 1945 года здесь про­водили матчи всесоюзного чемпио­ната по футболу. Минские болель­щики имели возможность видеть свою команду в играх с грандами советского футбола. Зимой стадион превращался в ледовую площадку. Еще в начале 70-х здесь проходили хоккейные матчи. Стоя у бортика, можно было воочию увидеть леген­дарного Вячеслава Старшинова из московского «Спартака» в игре с минской командой.

В 1960 году парк передали детям, и с того времени он имеет нынеш­нее название. Новый генеральный план разработали архитекторы Л. Усова, В. Вараксин, В. Геращен­ко. Свислочь убралась в новую на­бережную, через нее перекинулся пе­шеходный мостик. Реконструирова­ны аллеи, возведены новые павиль­оны. Стадион превратился в поле массовых гуляний, при нем появил­ся спортивный павильон и комплекс площадок. В студенческие годы я сам не раз ходил сюда поиграть в настольный теннис. Отдельно уст­роены разнообразные аттракционы для детей. На возвышении построе­но здание учебного планетария, обсерватории и метеорологической станции. Купол обсерватории хоро­шо подчеркивает силуэт парка. Про­ведены дополнительные посадки де­ревьев, кустарников и цветов.

Время постоянно вносит свои кор­рективы в этот уголок городской среды, созданной природой и чело­веческими руками. В начале 70-х годов сгорел летний кинотеатр, об этом говорил весь город. Сейчас мало кто вспомнит, где он был. На месте бывшего велотрека возник крытый каток. Собственно, сегодня это еще один ледовый дворец, где проходят матчи чемпионата Белару­си по хоккею. По-современному от­строены эстрады, появились горки для любителей роликовых коньков, упорядочено освещение аллей.

В парке сохранились декоративные груп­пы лип и кленов, возраст которых более ста лет. Растут уникальные кедры, сосна Веймутова, другие экзоты. Здесь действительно можно отдохнуть от суеты большого горо­да, пройтись по набережной Свислочи в вечерней тишине.

ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ

Эту площадь и сейчас минчане называют Круглой. Официально такое название существовало до 1954 года, до возведения Монумен­та Победы. Формироваться она на­чала до войны. В 1939 году по про­екту Р. Столера начали строить два дугообразных жилых дома. Повер­нутые к центру города, они сегодня замыкают главный, прямой участок проспекта Скорины, идущий от площади Независимости. Дострое­ны здания в 1947 году под руководством автора, вернувшегося ради этого в Минск. Так столица получи­ла Круглую площадь.

Тогда же развернулось интенсивное строительство всего ансамбля. С двух сторон площади по проекту М. Барща и Л. и Г. Аранаускасов в 1950-1956 годах вознеслись сим­метричные группы жилых домов по три в каждой. От проспекта их от­деляют скверы партерного типа, ле­жащие значительно ниже магистрали. Скверы плавно переходят в зелень парков вдоль Свислочи. Мост через реку был перекинут в 1951-1953 годах (архитекторы М. Парусников, Г. Баданов). Наконец, 1954-1955 годах композиционный центр всей площади закрепил Монумент Победы. Авторы пректа - белорусские архитекторы Г. Заборский и В. Король.

Памятник в честь победы над фашистской Германией и для увековечения памяти героев и жертв последней войны заслуживает отдельного слова. Задуман он в форме обелиска, древнего символа стремления к небу. На площади Победы форма обелис­ка классическая граненый мону­мент на большом ступенчатом по­стаменте. Не забыт и национальный колорит: на стеле ритмически рас­положены рельефные пояски с бело­русским орнаментом. Увенчан па­мятник орденом Победы, высота монумента 40 метров. Он стал главной доминантой не только площади Победы (так она стала назы­ваться с того времени), но и связал композиционно весь проспект Ста­лина (сегодня Ф. Скорины), замкнул его перспективу. 3 июля 1961 года у подножия памятника зажжен Веч­ный огонь.

Монумент Победы выделяется и своей художественной пластикой, над которой работали все крупней­шие скульпторы Беларуси: А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, 3. Азгур, С. Салтыков, С. Адашкевич. Каждый из бронзовых горельефов на четырех гранях постамента тема­тически обусловлен: «9 мая 1945 года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Беларуси», «Слава пав­шим героям». Интересная деталь: хотя лепка была исполнена после смерти Сталина, на флаге рядом с ленинским был его профиль. Потом со временем он исчез.

Пло­щадь Победы имеет цельную, стили­стически единую композицию. Это самый завершенный и самый гуманистический ансамбль Минска, если сравнить его с площадями Независимости и Октябрьской, значительное дос­тижение белорусской (да и всей со­ветской в свое время) архитектуры.

Сегодня площадь уже и не круглая, а вытянутая, эллипсовидная. Просто диаметр бывшей Круглой как транспортного кольца был маловат, что создавало oпределенные неудобства для движения машин. Поэтому во время строительства метро в 1984 году площадь была перестроена по проекту Б. Ларченко, Б. Школьникова и К. Вязгина. Она приобрела современный вид, стала двухъярусной, подчеркнута ее мемориальность.

ПЛОЩАДЬ ЯКУБА КОЛАСА

Площадь Якуба Коласа едва ли не самое многолюдное место из центральных ансамблей столицы. Уже и начале улицы Веры Хоружей попадаешь в вир Комаровки, непре­станный торговый гам. А с другой стороны - гастроном «Столичный» и Центральный универмаг. Когда попадаешь на саму площадь, бурный ритм остает­ся вне тебя.

Сидит на камне спокойный, углубленный в свои мысли дядька Якуб, подперев рукой голову, во второй - книга. Накинутое на плечи пальто обобщает форму, придает образу монументальность. Она и в самом масштабе – фигура писателя высотой восемь метров. Гигантомания своего времени была оправданной, ибо на такой громад­ной плошали (более 5 гектаров) меньшего объема скульптура просто потерялась бы. По обе стороны, на небольшом расстоянии, две пласти­ческие композиции: «Дед Талаш» и «Сымон-музыка». В них воплощены колосовские литературные герои. Все это создает целостный неповто­римый ансамбль, дополненный и архитектурным решением: от фигур в обе стороны отходят по три сти­лизованных ржаных колоса, на кон­це которых устроены фонтаны.

Памятник поэту был возведен в 1972 году, хотя площадь носила имя Якуба Коласа уже 16 лет до этого. Раньше она называлась просто Комаровской. Авторы ансамбля - скуль­птор 3. Азгур, архитекторы Ю. Гра­дов, Г. Заборский, Л. Левин.