Смекни!
smekni.com

История цензуры XIX века (стр. 4 из 4)

А жил он широко - не скупясь. На свои средства Герцен имел возможность содержать в Париже политический салон. В этом модном салоне появились самые известные революционеры и вольнодумцы того времени: Гарибальди, Прудон, Маркс, Энгельс. При этом Герцен, естественно нигде не работал.

Основанная Герценом вольная типография в Лондоне начинает работать. На свет появляется листовка, напечатанная на тонкой голубой бумаги, которую легче спрятать за пазухой или, например, в большом количестве потайном дне чемодана. "Братья на Руси" - ее название. За первым воззванием последовали и другие: "Юрьев день!", "Поляки прощают нас", "Вольная русская община в Лондоне".

15 марта 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. Начинается знаменитая Крымская компания, осада Севастополя. Пока идет война, антироссийские издания начинают пробивать себе путь в Россию. Герцен пишет воззвание к героическим защитникам Севастополя. Нет, он не восхваляет их мужество и героизм, не восхищаетсяих стойкостью и храбростью. Он призывает их переходить на сторону врага!1 июля 1857 г журнал " Полярная звезда" сменяется газетой "Колокол". Дело ставится на широкую ногу. В ней печатают небывалые вещи, которые в самой России абсолютно закрыты. Например, государственный бюджет или сверхсекретную переписку министров. Чтоб разнообразить газету и привлечь читателя, заполненную страстными, но пустыми призывами в ней печатаются записки декабристов, Екатерины II и многие другие любопытные вещи.

В 1863 г. в Польше начинается восстание. Цель восставших – отделение от России, средства – террор и убийство. Англия требует созыва международной конференции по польскому вопросу. Отказ от нее грозит новой Крымской войной. Александр II на шантаж не поддается. Твердый ответ русского царя на попытки вмешательства извне приводит к всплеску патриотизма. Этот благородный порыв русских людей газета "Колокол" называет "сифилисом патриотизма". Она печатает гнусные пасквили, с пеной у рта рассказывает о мифических зверствах русских солдат, забывая упомянуть о преступлениях польских повстанцев. Если раньше Герцен предлагал русским солдатам сдаваться англичанам в Севастополе, теперь он предлагает это сделать под Варшавой! Следствием ярой антирусской пропаганды становиться падение "колокольного" тиража.

Трудно теперь поверить и не хочется вспоминать, как российская пресса в жалких статьях и репортажах бессовестно ругала и оскорбляла собственных солдат, отдававших свои молодые жизни в первую чеченскую войну. Как смаковала кровавые террористические акции. Какие возвышенные слова она подбирала бандитам, убийцам и выродкам, собравшимся со всего света в горной республике для войны с Россией, пустыми и циничными речами оправдывая злодеяния.

Министр народного просвещения А.В. Головнин наметил целую программу борьбы против газеты "Колокол" ( и ее продолжателей) с помощью гласного обсуждения взглядов Герцена и опровержения их. Так же Головин позволил русской прессе расширить отдел внешней политики.

Цензурный стратег В.А. Цеэ отметил важную сторону принятого решения: международная информация позволит аудитории сопоставить то, что делается за рубежом и в России, в пользу последней: "При сообщении и обсуждении многих фактов из заграничной жизни наши русские читатели могут вполне убедиться, что даже заграницею, при несравненно высшем уровне народного образования, некоторые правительства по разным вопросам внутренней политике действуют менее либерально, чем это делается у нас, и что реформы там идут медленнее и постепенно, а в некоторых государствах, как например, в Австрии, Италии и Турции, внутренние раздоры и волнения, продолжавшиеся несколько лет, не дают возможности идти тем прогрессивным путем, которым в последнее время шло наше отечество".

14 января 1863 г. по именному указу императора была образована с целью пересмотра новая комиссия под председательством князя Оболенского. Он точно подметил основные противоречие в требования радикального решения вопроса о свободе печати, тогда когда в стране не было нормальной для демократического общества судебной практики. П А. Валуев министр внутренних дел считавшийся в глазах общества как самый консервативный и репрессивный правительственный орган, сумел отстоять наиболее важные в административном плане положения проекта.

Свое правление Александр III в ответ на убийство отца ознаменовал отказом от ряда либеральных проектов, получивших поддержку АлександраII. Полное драматизма заседание Совета министров 8 марта 1881 г. положило этому начало. АлександрIII поддержал выступление своего наставника в прошлом К.П. Победоносцева, который, по свидетельству госсекретаря Е.А. Перетца, "бледный, как полотно, и очевидно взволнованный", произнес эмоциональную речь, названною его оппонентом министром финансов А.А. Абазой "обвинительным актом против царствования" Александра II. Победоносцев считал, что Россия не готова к демократии, конституции, свободе слова и печати.

В контроле над журналистикой и литературной страны особую роль стал играть обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Интеллектуал, юрист и ученный. Обер-прокурор считал, что пресса не выражает общественного мнения. С его точки зрения, "это великая ложь, и пресса есть одно из самых лживых учреждений нашего времени", хотя "значение печати громадное и служит самым характерным признаком нашего времени, более характерным, нежели все изумительные открытия и изобретения в области техники. Нет правительства, нет закона, нет обычая, которые могли бы противостоять разрушительному действию печати в государстве, когда все грязные листы его изо дня в день, в течение годов повторяют и распространяют в массе одну и ту же мысль, направленную против того или другого учреждения".

Платон изрек истину: "Из крайней степени свободы всегда возникает величайшее и жесточайшее рабство". Гитлер для оккупированных народов СССР предусматривал именно крайнюю степень личной свободы: " И поэтому, властвуя над покоренными нами на восточных землях рейха народами, нужно руководствоваться одним основным принципом, а именно: предоставить простор тем, кто желает пользоваться индивидуальными свободами, избегать любых форм государственного контроля и тем самым сделать все, чтобы эти народы находились на как можно более низком уровне культурного развития. Ибо, чем примитивнее люди, тем больше воспринимают любое ограничение своей свободы как насилие над собой".

В конце XIX в. началась капитализация журналистики. Она вела к появлению дешевой печатной продукции, бульварной, рекламной прессы, рассчитанной на самые низкие вкусы и низменные инстинкты. В 1892 г. журнал "Наблюдатель" писал: "Возникли маленькие газетки, бойкие, "общедоступные" и очень интересные, потому что открывали перед взорами пораженного жителя тайны всех петербургских кабаков и вертепов".

Духовная цензура во главе с К.П.Победоносцевым довольно сурово встретило это новое веяние в культуре. Так , обер-прокурор справедливо замечал, что "новая газета тогда только приобретает силу, когда пошла в ход на рынке, т.е. распространена в публике". С этой целью издателями и журналистами используются слухи, сплетни, пасквили и т.п. Подобная газета становится орудием "гнусного промысла, шантажа". Даже критики деятельности Победоносцева признавали его негативное отношение к такого рода прессе. И цензурный аппарат требовал от цензоров ограждения народа от порнографической литературы. 1896 г. был распространен циркуляр, где цензурным учреждениям предлагалось относиться "с особенною строгостью ко всем поступающим на их рассмотрение популярным брошюрам и книгам с разного рода гигиеническими советами, касающимися половой сферы, так как большинство из них заключает в себе не приличные описания сцен кутежа, разврата и всякого рода излишеств и злоупотреблений половыми отправлениями. Подобного рода издания служат лишь источником неблаговидной наживы издателей, не имеют ничего общего с медицинской наукой и читаются по преимуществу юношеством и вообще учащийся молодежью, ради заключающихся в них порнографических подробностей; в Медицинский же совет должны представляться на разрешение только те из них, которые не заключают в себе порнографических подробностей". Если открыть сегодня модный красочный журнал для подростков и внимательно его рассмотреть, то откровенные фотографии девочек и статьи с советами психологов и сексологов вызовут волну гнева не подозревающих откуда идет опасность беспечных родителей.

Процесс поляризации интеллектуальных сил проявлялся не только в политической, но и в нравственной сфере российского общества, когда в качестве невольных цензоров выступали деятели культуры, что естественно накладывало субъективный отпечаток на борьбу в обществе с проявлением безнравственности в журналистике и литературе.

У нас в России, применительно к человеку под понятием культура сегодня понимают либо вежливость, либо причастность к людям развлекающих остальных людей в часы их досуга. Причастность к поэтам, писателям, актерам, певцам и прочим массовикам затейникам. Культурным человеком у нас считается тот, кто развлекается с помощью этих людей и хотя бы кое, что о них знает. А исконное значение слова КУЛЬТУРА это умственное развитие человека. То есть способность человека не только запоминать слова и порядок своих действий на работе, а понимать и суть происходящего во круг него. А чтоб считаться культурным человеком понимать нужно очень много. А для этого надо уметь правильно отделять информационный шлак, чрезмерное употребление которого приводит к заболеванию и застою разума от знаний необходимых для созидательной жизни.


Заключение

Конечно цензура не должна быть "чугунной", все неприятное для глаз, ушей и сердца запрещающей. Свобода слова является неотъемлемой частью здорового и справедливого государства. Но не личная свобода, отделяющая от забот общества ("не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе"), разрушающая культурный опыт, сложенный из культурных норм, канонов и традиций.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. "Аспект Пресс" 2001.

2. Стариков Н. От декабристов до моджахедов. "Питер Пресс" 2008.

3. Мухин Ю. Сталин – Хозяин Советского Союза. "Алгоритм" 2008.

4. Мартиросян А.Б. На пути к мировой войне. "Вече" 2008.

5. Русская журналистика в документах. История надзора. "Аспект Пресс" 2003.

6. Стариков Н. Шерше ля нефть. Почему наш стабилизационный фонд находится ТАМ? "Питер Пресс" 2009.

7. Достоевский Ф.М. Бесы. "АСТ" 2001.

8. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. "АСТ" 1999.

9. Бушков А. Гвардейское столетие "ОЛМА Медиа Групп" 2008.