Смекни!
smekni.com

Литературно-художественная критика (стр. 4 из 4)

В критике текста главенствуют критерий творческой воли автора и принцип ее нерушимости. «Историко-литературный, художественный, филологический и всякий другой анализ служит лишь средством для правильного осуществления этого принципа, но отнюдь не для того, чтобы, ссылаясь на необходимость «правильно» воссоздать историю общественных и философских идей или исходя из субъективных оценок художественных достоинств той или иной редакции, отвергать позднейшие авторские изменения и переделки текста»[5,с.101]. Историко-литературное понятие воли автора, естественно, отличается от юридического. Справедливо рассуждение, что «права текстолога почти несовместимы с обязанностями душеприказчика и в ряд случаев он вынужден нарушать «волю» автора»[6,с.17]. Необходимо критическое отношение исследователя к авторским изменениям, обусловленным переменами в мировоззрении писателя.

Немного из истории

Критика зарождалась еще в Древнем Риме и Греции, потом она нашла продолжение в средневековье и со значительными изменениями дошла до наших времен. Вот несколько имен самых выдающихся критиков разных времен и стран:

Античность: Аристотель, Горгий, Аристофан, Сократ;

Средневековье:

Англия: Вильсон, Драйден, Шефсберри, Аддисон, Мэтью Арнольд, Карлейль, Георг Брандес;

Италия: Салютати, Поджио, Данте Алигьери, Джиамбаттиста Вико, Карло Катанео, де Санктис;

Германия: Агрикола, Рейхлин, Эразм, Мартин Опиц, Иоганн Кристоф Готтшед, Гердер, Эммануил Кант, Шиллер, Гёте, Гегель, Шерер;

Франция: Скалигер, Иоахим дю Белэ, аббат Дюбосс, Руссо, Дидро;

Россия: М. В. Ломоносов, П. Сумароков, В. К. Тредьяковский, . И. Лукин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, М. Т. Каченовский, А. Ф, Мерзляков. В. Г. Белинский, А. Григорьев, М. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов.

Это, конечно, далеко не все имена известных критиков. Если указывать всех критиков со всех времен, курсовая работа получилась бы очень большая. Ведь критиком мог быть любой человек, который имел бы литературное образование и отказался от личных пристрастий к тому или иному жанру литературы. Практически все писатели, поэты, журналисты – они все критики в той или иной ситуации.


Заключение

Литературная критика переживает трудные времена. Сейчас можно по пальцам пересчитать действительно хороших критиков. Их очень мало, ведь, чтобы стать настоящим критиком, надо многое сделать для того, чтобы понять всю суть и глубину художественного произведения, надо пройти долгий путь отстранений от личных пристрастий. Ведь если критику не нравится человек, который написал данное произведение, то очень трудно удержаться от того, чтобы объективно оценить написанное этим автором. Если получится сдержаться, значит, критик хороший и у него все будет получаться. Ну, а, если не получается выбросить из головы все негативные мысли об авторе, это значит, что, как критик, человек не состоялся, и ему надо работать над своими мыслями и чувствами.

Чтобы стать настоящим критиком, надо учиться. А учиться надо у людей, которые на этом «собаку съели». То есть у тех, которые носят звание «литературный критик». Вот, например, недавно я прочитала статью Д. И. Писарева «Базаров». Мне очень понравилась эта статья. Автор весьма удачно объединил и само произведение (небольшие отрывки), и историю создания «Отцов и детей», и свои личные чувства. Писарев подошел к рассмотрению самого Базарова с абсолютно разных сторон. Он так его описал, как будто лично был с ним знаком. Я читала «Отцы и дети» очень много раз, и все равно так описать центрального героя не смогла. А может, и смогла бы, если бы училась у такого замечательного критика, как Дмитрий Иванович Писарев. Но, к сожалению, чего не дано – того не дано.

Интересно, когда же человек осознает, что он способен оценивать чужие тексты? Наверное, это чувство уже рождается вместе с человеком. Ведь взять и заставить себя стать критиком не получится. А еще надо литературное образование, которое так просто не получить. Нужны врожденные качества самого человека, а книги, лекции и преподаватели их закрепят и улучшат. И только применив все свои навыки и способности, выучившись в высшем учебном заведении, оценив свои силы и желания, человек сможет стать критиком и познать всю глубину и все тайны критики.

А критика будет жить и продолжать совершенствоваться. Она была, есть и будет. Без критики не будет существовать ни один литературный текст. Даже если все критики уйдут на покой, хоть кто-то, пусть даже ребенок, скажет: «А мне это нравится. Пусть же об этом узнает побольше людей!» Но это ведь это проявление критики! Даже если критику запретят как вид художественной деятельности, все равно, несмотря ни на что, люди будут оценивать произведения и будут говорить об этом людям. И критика будет существовать, потому что будет жить текст.


Список использованной литературы

1. Бонди, С.М. Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970 гг. М., 1971. С. 4.

2., Есин, С.Н. Власть слова: Филологические тетради. М.: Литературная газета, 2003. С. 216.

3.. Там же.

4. Опульская, Л.Д. Некоторые итоги текстологической работы над Полным собранием сочинений Л.Н.Толстого//Вопросы текстологии: Сб. ст. М., 1957. С. 268.

5. Опульская, Л.Д. Эволюция мировоззрения автора и проблема выбора текста// Вопросы текстологии. Сб.статей. М., 1957. С. 101.

6. Поспелов, Г. Н. История русской литературы XIX века (1840-1890-е годы): Учебник для филол. спец. вузов. – 3-е изд., доп.- Высш. Школа, 1981. – 480 с.

7. . Рейсер, С.А. Основы текстологии. 2-е изд. Л., 1978. С. 16

8. Введение в литературоведение: Учебник/ Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л. М. Крупчанова. – М.: Издательство Оникс, 2005. – 416 с.

9. Введение в литературоведение: учеб. пособие для филол. спец. ун-тов/ Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. 528 с.