Смекни!
smekni.com

Русская журналистика второй половины XVIII века (стр. 2 из 5)

Все это заставляет нас обратиться к вопросу периодизации русской культуры. Ученые давно уже обратили внимание на то, что многие явления культуры весьма протяженны во времени. Возникая в одном периоде, они могут сохраняться совсем в другое время и заканчиваться в иной эпохе. Известно, что разным историческим этапам в развитии общества соответствуют и определенные этапы в развитии культуры.

Что касается XVIII века, то в истории России в первую очередь выделяется первая треть XVIII века, время, называемое "петровскими преобразованиями". Именно в этот период произошел коренной переворот в жизни людей, отмеченный ломкой старых устоявшихся средневековых традиций и появлением новых черт, обозначивших переход России в новый период ее истории.

Сложен и противоречив следующий этап в развитии русской культуры, падающий на 30-е – 60-е гг. XVIII века. Он начинается с деятельности В.Н. Татищева, Д.М. Голицина и Ф. Прокопича, а заканчивается Манифестом о вольности дворянства, созданием Вольного экономического общества, работой Уложенной комиссии. "В эти десятилетия в обществе продолжается активная борьба за развитие образования и просвещения, идет обсуждение прав крестьянина на землю и свободный труд, ищутся пути к исправлению жизни через нравственное совершенствование" 1

Последнюю треть XVIII века чаще всего связывают с развитием просветительства в России. Именно в эти годы оно стало ведущим направлением общественной мысли и общественного движения. Поэтому XVIII век часто называют "веком Просвещения".

________

1. Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй. Сб. ст. / Под ред. Пушкарева Л.Н., стр.4.

Просвещение, широкое идейное течение, связанное с борьбой буржуазии против феодализма, зародилось почти одновременно в разных странах Европы. В России оно имело ряд своих особенностей. Во-первых, это острое и широкое обсуждение крестьянского вопроса – и в общественной мысли, и в правительственных кругах. При этом одни из просветителей сохраняли веру в возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости с помощью царской власти (с помощью реформ), другая же часть считала необходимой революцию. Но и те, и другие остро и нелицеприятно осуждали помещичий произвол и то удручающее состояние, в котором находились крестьяне. Во-вторых, общественная активность просветителей, побуждающая их сделать все для того, чтобы изменить мир к лучшему. Движимые чувством гражданственности, любви к Отечеству, они развернули широчайшую общественную деятельность по пропаганде своих взглядов. Так, крупнейший журналист и издатель того времени Н.И. Новиков выпустил в своей типографии более тысячи названий книг. Он издавал журналы, выступал как драматург, писатель, критик. Своеобразие русского Просвещения было также и в том, что вокруг императрицы сложилась мощная когорта видных государственных и военных деятелей, отстаивавших незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Свои мысли они пропагандировали в манифестах, в сенатских указах, на страницах книг и журналов, с театральных сцен. Под мнимо-просветительской оболочкой скрывалось откровенное крепостничество. Стремление Екатерины показать свою "прогрессивность" и этим снискать поддержку "либеральной" части дворянства было продиктовано не только и не столько личной заинтересованностью во власти, сколько, главным образом, тем, что к этому времени крепостные крестьяне стали все резче и резче проявлять свое недовольство по поводу усиливавшихся произвола и гнета помещиков.

Однако за несколько месяцев до Великой французской революции заигрывание с просветителями прекратилось. У Новикова отобрали типографию, Радищева сослали в Сибирь, Я.Б. Княжнин был брошен в тюрьму. Свирепствовала цензура. Просвещение ограничивалось обучением простой грамоте.

В то же время в феодально-крепостническом укладе России обозначается рост капитализма. Все отчетливее выявляется низкая производительность труда крепостных крестьян. Но правящие классы вовсе не предлагают ликвидировать крепостное право, составляющее опору их существования. Наоборот, они усиливают нажим на крепостных, расширяют барщину, увеличивают оброки. "Заводские" и "фабричные" крестьяне также испытывают усиливающийся натиск предпринимателей.

Недовольство народа растет. Непосильный труд вызывает ропот и возмущение голодных людей. Все чаще возникают попытки отпора угнетателям. Правительство, со своей стороны, безмерно усиливало власть помещиков и заводовладельцев. "Екатерина Вторая указом 3 июля 1762 года повелевала крестьянам находиться в беспрекословном подчинении помещикам" 1. Им была дана власть над жизнью и смертью миллионов людей. В 1765 году помещики получили право самолично отправлять крепостных на каторжные работы. Указом того же года крестьянам запрещалось подавать жалобы на своих господ представителям государственной власти и, в частности, самой императрице. Нужно было покоряться и терпеть.

В этой обстановке с конца 50-х – начала 60-х годов XVIII века в России происходит оформление первых антидворянских течений в литературе и публицистике. "Вольномыслие" Екатерины II, ее заигрывание с передовыми философами Западной Европы имело откровенно показной характер. Никто лучше самой Екатерины не сумел определить смысл ее просветительства как преднамеренную, обдуманную тактику лжи и обмана, тактику монарха, живущего в новых исторических условиях, условиях века Просвещения. Впрочем, скоро просветительская деятельность Екатерины заканчивается, уступив место неприкрытой реакции. Тем не менее, в среде дворянской интеллигенции увлечение прогрессивными мыслителями Франции не прошло бесследно. Из этих людей вскоре, во второй половине XVIII века, вырос ряд писателей, публицистов и издателей, шедших по пути создания радикальной демократической идеологии.

___________

1. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. История России с древнейших времен до 1861 года. – М., 2007, стр. 317.

Неверно было бы требовать от них открытых высказываний против самодержавия и крепостного права, но важен сам факт появления альтернативных взглядов на существовавшую в то время ситуацию внутри страны.

Общественное настроение в России 60-х годов требовало выхода, и Екатерина II попыталась установить порядок, создать видимость, что положение дел в стране может быть предано гласному обсуждению. Манифестом 16 декабря 1766 года она объявила созыв Комиссии по составлению Нового уложения (свода российских законов) 1. Комиссия имела целью, как объявлялось об этом, упорядочить русские законы, которые не пересматривались с 1649 года. Однако крепостное крестьянство (а оно составляло свыше половины всего населения России) там представлено не было, депутатов не выбирало. Фактически никаких решений Комиссия самостоятельно выносить не могла. Создавая ее, Екатерина прежде всего стремилась произвести эффект среди общественных кругов Западной Европы, создать впечатление о себе, как о либеральной государыне.

Несмотря на крайне стесненную обстановку заседаний, депутаты не могли не коснуться острейших и злободневных вопросов положения русского крестьянства. Эти довольно жаркие споры и обсуждения показали царскому двору, что дальнейшая "игра с либерализмом" может стать опасной. Под предлогом начавшейся в 1768 году войны с Турцией императрица приказала заседания отменить, но это не прошло бесследно. Именно в Комиссии впервые было заявлено о бедственном положении крестьян и раздались требования ограничения власти помещиков.

"Однако прекращение деятельности Комиссии вызвало еще более оживленные толки, чем ее деятельность. Екатерина учла это и пришла к заключению о необходимости успокоить общественное мнение, разъяснить причины роспуска столь широко разрекламированной Комиссии и попутно изложить основные принципы правительственной политики" 1.

___________

1. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. История России с древнейших времен до 1861 года. – М., 2007, стр. 326.

Она решила сделать это при помощи периодического издания, сатирического журнала, который стал выходить анонимно со 2 января 1769 г. Назывался он "Всякая всячина". Вслед за ним в течение одного только 1769 года появилось восемь еженедельных и ежемесячных журналов. Хотя в следующем году они практически не продолжаются, но все же до 1774 г. тянется цепь таких изданий.

__________

1. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII., М. -Л, АН СССР, 1952, стр. 161.

"Всякая всячина" и ее "внуки"

Первый журнал, "Всякая всячина", на улицах Петербурга появился второго января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Она решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы проконтролировать общественной мнение в России. Екатерина рассчитывала на то, что пример "Всякой всячины" вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию (распоряжавшуюся единственной на то время типографией в Петербурге) без оглашения имен. Вследствие этого мы так и не знаем, кто выпускал, например, журнал "Смесь".

Возникали журналы в следующем порядке. "Всякая всячина", как мы сказали выше, стала выходить в начале января. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал "И то и сё", в феврале возник "Ни то ни сио". В апреле появилась "Смесь", в мае – "Трутень", и, наконец, в июле читатели познакомились с "Адской почтой". Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт – число читателей "Всякой всячины" неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж "Трутня", главного оппонента "Всякой всячины", возрастал.