Смекни!
smekni.com

Развитие понятия информации в теории журналистики (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ.......6

1.1. Социальная информация.........................................................................................................................6

1.2. Журналистская информация.....................................................................................11

2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК МАССОВОЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ.......18

2.1. Массовая информация............................................................................................................................18

2.2. Три этапа массово-информационного процесса............................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы «Развитие понятия информации в теории журналистики» очень интересна и актуальна для рассмотрения.

Все содержание журналистики выражается и передается аудито­рии в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и ре­портерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телеви­зионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом.

В некоторых учебных пособиях, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются утверждения о том, что понятие «информация», говорит само за себя: инфор­мировать – значит, сообщать. В действительности дело обстоит со­всем не так просто. Профессиональный журналистский термин «ин­формация» не укладывается в понятийный аппарат целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изуче­ния. Это относится, например, к математике и лингвистике, биоло­гии и семиотике и т.д.

Перво­начально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отражаю­щее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, авто­матом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организ­му. Так это понятие преподносится в энциклопедических словарях.

Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатывают­ся специальные научные дисциплины, занимающиеся различными аспектами информационного процесса (теория информации, киберне­тика и др.), им посвящены изыскания крупных отечественных и за­рубежных ученых. Все более широкую известность завоевывает но­вая «наука наук» – информациология. С точки зрения ее создателей, не столько бытие определяет сознание (один из фундаментальных философских постулатов), сколько сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает задача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основ­ным языком мирового сообщества. Среди направле­ний развития информациологии называются, помимо прочего, жур­налистика, радио, телевидение, издательская деятельность. [12, с. 95]

Существует несколько подходов к анализу информации, в част­ности, статистический и смысловой. В первом случае главным объек­том внимания является не столько содержание фактов, сколько коли­чество сигналов, знаков. Такой подход характерен для теории инфор­мации и развившейся на ее основе кибернетики. Как отмечается по этому поводу в энциклопедии Britannica, базовой идеей служит мысль о том, что информацию в значительной мере можно измерять как физическую величину (количественно), подобно массе или энергии.

Именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирована в стандартных знаковых сим­волах, профессиональные единицы объема публикаций имеют экви­валенты в измерительной системе информатики и кибернетики. Для журналистики измерение объема сообще­ний и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное прак­тическое значение. Так, огромный выигрыш в оперативности сулит прессе переход на более мощные носители информации. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход – не единствен­но возможный при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку элементарных заметок и сложную проблемную статью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.

Человек оценивает прежде всего смысл и значение происходяще­го в окружающей его действительности. Смысловая информация со­ставляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоциями, продуктами интеллектуальной деятельности.

Цель данной работы рассмотреть развитие понятия информации в теории журналистики.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

• изучить социальную информацию;

• проанализировать журналистскую информацию;

• рассмотреть массовую информацию;

• охарактеризовать три этапа массово-информационного процесса.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

1.1. Социальная информация

Ни один человек не может приобре­сти необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непо­средственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, кол­лектива или общества в целом служат сведения, накопленные чело­вечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людь­ми, является социальной.

Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных ус­ловий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и пробле­мы. Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в матери­альном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда – существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе человечес­кой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

На рубеже тысячелетий много говорится об информационном взрыве. К тому моменту, когда ребенок, родившийся в 1980-е годы, окончил институт, поток сообщений в окружающем его мире возрос в 4 раза, через 50 лет он должен увеличиться в 32 раза. Этот процесс естествен для развития цивилизации. Он, конечно, объясняется не тем, что активизировались силы природы, а тем, что усиливается познающая и преобразующая деятельность человека, совершенству­ются средства и способы передачи сообщений, а производство и рас­пространение информации превратилось в преуспевающую отрасль экономики. По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не 80 затрагивают рынок информации и коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами. Добавим, что эти тенденции складываются не случайно, а как за­кономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода. Мир вступил в стадию развития, которую специалисты, а вслед за ними и журналисты стали называть информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу глав­ных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информа­ция превращается в главный и самый ценный ресурс социального про­гресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое решающее значе­ние. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, широкие слои населения получают до­ступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют основной залог ее влияния в мире, а владение информацией и средствами ее приобрете­ния. Соответственно мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсена­лов». Одним из главных показателей мощи служит насыщенность стра­ны новыми технологиями связи. В мировой практике принято оцени­вать ее по количеству компьютеров, мобильных и обычных телефонов, телевизоров и других подобных технических средств на 1000 жителей. [12, с. 74]

Разнообразные сравнительные исследования такого рода проводятся ежегодно. Так, в начале 2000-х годов сайт CNews.ru, со ссылкой на амери­канскую корпорацию IBM и британский журнал «The Economist», сооб­щил, что мировыми лидерами по использованию веб-технологий стали скандинавские страны: Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Любо­пытно, что в первую пятерку вошла также Великобритания, которая ранее не занимала столь высоких мест, но из числа лидеров «выпали» США, которые прежде всегда оказывались впереди.

Высоко поднялись некото­рые малые государства – Сингапур, Гонконг и др. Россия же оказалась в числе стран, уровень которых понизился: она заняла 55 место, уступив, например, Перу, Японии, Австралии.

Данные подобных исследований свидетельствуют о неравномер­ности распределения информационных технологий. Есть государ­ства, которые почти по всем показателям занимают верхние строчки списков. Но есть и такие, где преимущественное развитие получил один какой-либо вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно назвать «телевизионной» страной, а Исландию – «Интернетской».