Смекни!
smekni.com

Редактирование детской литературы (стр. 4 из 5)

1.4.2 Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных и журнальных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т.п.).

1.4.3 Допускается применение газетной бумаги в изданиях, не предназначенных для повторного использования или функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию) (кроссворды, дидактические материалы, билеты экзаменационные, тестовые задания и т.п.), для второй, третьей и четвертой возрастных групп.

1.4.4 В издании (кроме вклеек, вкладок, приклеек и др.) рекомендуется применять бумагу одного вида и одинаковой массы 1 кв. м.

1.4.5 Не рекомендуется применять высокоглянцевые мелованные бумаги.

1.4.6 Текстовые оригиналы должны соответствовать требованиям ОСТ 29.115.

1.4.7 Изобразительные оригиналы должны соответствовать требованиям ОСТ 29.106.

1.5 Гигиенические требования к полиграфическим материалам

1.5.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения об их безопасности для здоровья.

При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить гигиеническую оценку на наличие формальдегида и солей тяжелых металлов в изданиях для первой возрастной группы и формальдегида в изданиях для второй, третьей и четвертой возрастных групп.

1.5.2. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т. п.).

Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 91%.

1.5.3. Допускается применение газетной бумаги в изданиях, не предназначенных для повторного использования (кроссворды, дидактические материалы, билеты экзаменационные, тестовые задания, шпаргалки, справочные издания типа каталогов и т. п.), для второй, третьей и четвертой возрастных групп.

Данный ОСТ определяет конструктивные требования к изданиям: раскрывает способы скрепления блоков, перечисляет критические дефекты, которые не допускаются в издании, требования к материалам (например, к качеству бумаги) и оригиналам и некоторые другие моменты обеспечения необходимого уровня качества изданий для детей.

Конечно, редактор должен хорошо знать данный ОСТ, разбираться в основных требованиях к изданию и понимать их смысл, исходя из специфики читателей – детей.


2. Предмет и целевое назначение детской литературы.

Предметом детской литературы можно считать знания и преставления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это – закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности.

Однако для того чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь читателя. Поэтому при создании произведения литературы необходимо учитывать специфику интереса детей, который оказывает влияние на предмет содержания. Кроме того, следует иметь в виду, что ребенок постоянно развивается под воздействием внешних условий. И поэтому при выпуске детской литературы необходимо учитывать воспитательный эффект издания. Именно воспитательное воздействие книги определяет предмет повествования и регулирует отбор фактов и их интерпретацию, разработку темы, постановку проблемы. Но этого недостаточно для характеристики предмета содержания детской литературы. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, - правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. И поэтому, как правило, произведения детской литературы оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью.

Подчеркнем, кстати, что человек в детстве тесно связан с текстом. Общение детей со взрослыми и друг с другом осуществляется прежде всего через тексты. Знакомство с окружающим миром также осуществляется через текст – ведь многое ребенок познает не из собственного опыта, а из объяснений, которые ему сообщают другие, т.е. из устных текстов. Видимо, именно поэтому книга ограничена для детского восприятия. За ней для ребенка стоит как бы беседа со взрослыми, потому что сначала книгу читают родители. Это соображение следует иметь ввиду, когда возникает опрос о влиянии книги на читателя. Благодаря постоянному, активному интересу детей к окружающему воздействие содержание книги на ребенка может быть достаточно сильным, а восприятие содержания книги – достоверным и естественным.

Что же может стать основой содержания детской литературы? Очевидно, практически любое явление, любой объект действительности. Однако интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна приобретать при этом особое звучание – звучание, определяемое предметной областью детской литературы.

Ребенок готов задавать миллионы вопросов. И содержание книги призвано раскрыть, показать, объяснить те факты, которые попадают в поле зрения ребенка. Обратить его внимание на те, которые не попадают. Литература для детей посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу, культуре, наукам и искусствам. Поэтому предмет детской литературы характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят отражение в литературе.

Однако нельзя забывать, что тематическая направленность отражает познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. Причем ее тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей.

Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории, и в содержании преимущественное внимание отдается детству, периоду роста и взросления ребят, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика детской литературы охватывает жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства.

Но тематика и отбор фактического материала произведений не исчерпывают общую характеристику содержания. Важным показателем предметной области детской литературы является проблематика произведений. Ясно поэтому, что предмет детской литературы – качество социальное, историческое развивающееся.

В процессе становления детская литература значительно углубилась, и современную литературу привлекают вечные вопросы человечества: как складывается личность, от чего и к чему идет человек и человечество. В этой литературе детство рассматривается как начало пути человека в будущее.

Детская литература выделена в самостоятельный комплекс по признаку читательского адреса, причем категория читательского адреса органически связана с категорией целевого назначения произведения литературы.

В общем случае целевое назначение литературы можно рассматривать как решение задачи обеспечения процесса передачи, обращения в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению читателей и направленных на социализацию детей.

Понятие социализации детей характеризует навыки участия в общественной жизни, умения ориентироваться в мировоззренческих вопросах, обосновывать собственную нравственную позицию.

Можно сказать, что детская литература дифференцируется на виды, соответствующие видам «взрослой» литературы с учетом читательского адреса, и включает все виды литературы, кроме научной.

Выделяют познавательную литературу, художественную и учебную.

Познавательная литература делится на научно-популярную и научно-художественную, справочную, производственную (деловую).

Научно-художественная литература делает достижения науки доступными читателю определенного возраста. Однако в произведениях научно-художественной литературы используются иные методы изложения. Если в научно-популярном произведении представлены логические понятия, которые автор разъясняет, приводя доказательства, включая для убеждения известные примеры, факты, сравнивая незнакомое со знакомым, то в научно-художественном произведении применяется занимательный сюжет; здесь используются искусная композиция, яркое повествование, художественный образ, присутствуют герои.

В научно-художественной литературе средствами художественного образа формируются знания читателя, познавательные сведения заключены в художественную форму. Часто используется драматургическая форма повествования, и тогда конкретные знания передаются от имени какого-то героя. Распространенным жанром таких произведений является художественная биография.

Целевое назначение познавательной литературы заключается в том, чтобы в доступной для читателя определенного возраста форме раскрыть знания о мире. Поскольку научные понятия являются основой повествования, одна из важнейших задач таких произведений – обозначить и объяснить эти понятия, дав возможность детям оперировать ими в собственной практике.