Смекни!
smekni.com

Фотожурналистика 2 (стр. 10 из 12)

Говоря о профессиональном репортаже, замечу, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд, наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.

Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы — стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.

Западная новостная фотография очень ценила кадры знаменитостей, застигнутых врасплох: зевающих, спотыкающихся или ковыряющих в носу. Ту же самую стилистику стремились использовать и в газете «Коммерсантъ», где фотографы независимо от их собственного видения были «заточены» на «шкодную» картинку. «Нас все интересует, но ничто не волнует. Нам не нужен просто портрет ньюсмейкера, нам нужно, чтобы он делал что-то из ряда вон выходящее» — вот своеобразное кредо «Коммерсанта». В этом случае общий фотографический язык газеты подчинял себе индивидуальный стиль и видение каждого из фотографов.

Авторский почерк фотографа не появляется сам собой, фоторепортеры, снимая долгие годы, находят для себя какие-то только свои излюбленные приемы: это может быть нижняя точка или широкоугольник или съемка длинным фокусом через отражения в зеркалах и т. д. Специально зацикливаться на этом не надо, свой почерк может выработаться у каждого, кто много снимает и размышляет, что снимает.

3.3. Проблема защиты авторского права в фотожурналистике

Среди объектов, охраняемых авторским правом, ГК РФ прямо называет «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии» (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Авторское право на фотографию (как и на любое другое произведение науки и искусства) возникает в силу факта ее создания. По общему правилу «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей» (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Это означает, что фотографу совсем не обязательно регистрировать свои фотографии (например, в авторском обществе) или опубликовывать их. Формальности, от которых освобождается автор, подробно изложены в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г .

В Кодексе указывается, что «правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы «С» в окружности: ©;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения» (ст. 1271 ГК РФ).

Эта норма – не обязательное правило, а рекомендация. Фотограф может воспользоваться ей, но может и не делать этого. Отсутствие такого знака не лишает автора его прав. В то же время наличие копирайта не создает каких-либо дополнительных привилегий и носит скорее информационный характер, чем правовой.

Следует также отметить, что автором фотографического произведения (как и любого произведения по общему правилу) признается гражданин, творческим трудом которого оно было создано (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, «в том числе оказавшие… автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав…, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ» авторами не являются. Кроме того, ст. 1257 Кодекса гласит: «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». При этом не обязательно писать на каждом снимке: «автор фотографии – Иванова Анна», достаточно будет указать свою фамилию.

Под защитой авторских прав понимается «совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских…прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании». Незаконное использование произведений является контрафактным. Понятие контрафакт происходит от латинского contrafactio – подделка. Согласно п. 4 ст. 1252 котрафактными являются материальные носители, «изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение», которых приводит к нарушению исключительного права.[31]

Довольно спорное определение, поскольку в нем говорится о нарушении только имущественных прав. «Соответственно нарушение личных неимущественных прав не влечет признания носителя контрафактным».

Специалисты выделяют два вида контрафакта. В первом случае контрафактными могут быть признаны сами экземпляры в силу факта их создания. Во втором случае контрафактность возникает в связи с незаконным использованием экземпляров (даже если они сами являются законными). Согласно п. 4 ст. 1252 материальные носители, признанные контрафактными, «по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом». Кроме того, подлежит изъятию и уничтожению: «оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав…». Изъятие и уничтожение осуществляется так же по решению суда и за счет нарушителя.

Согласно общему правилу, требовать защиты нарушенных прав может сам автор, его уполномоченный представитель, иные правообладатели (издательства, пользователи). После смерти автора защиту прав осуществляют наследники либо лица, на которых была возложена такая обязанность по завещанию. Кроме этого требования по охране прав могут быть заявлены авторскими обществами или прокурором. Защита прав, переданных по договору, возлагается на получателя. Если получатель не выполняет свои обязанности, автор или его наследники вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав. В законодательстве предусмотрены административные, уголовные и гражданско-правовые меры наказания за преступления в сфере интеллектуальной собственности. [32]

Административная ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях (ст. 150) установлена ответственность за продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование произведений в следующих случаях:

● если «экземпляры произведений… являются контрафактными, или

● на экземплярах произведений …указана ложная информация об изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, или

● на экземплярах произведений…уничтожен или изменен знак охраны авторского права…».

Согласно КоАП нарушитель наказывается штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ (в отношении граждан) или от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров, если нарушение совершено должностным лицом.

Уголовно наказуемым признается незаконное использование произведений, равно как и выдача чужого произведения за свое (плагиат), если эти деяния причинили крупный ущерб. Нарушение иных прав (права на имя, права на обнародование, права на неприкосновенность произведения) не будет являться составом уголовного преступления. Защита неимущественных прав осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Еще раз подчеркнем, что состав уголовного преступления носит материальный характер и считается совершенным лишь при действительном причинении крупного ущерба. «Деяния, предусмотренные в ст. 146 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений…, либо стоимость прав на использование превышает 50 тыс. руб., а в особо крупном размере – 250 тыс. руб.». Согласно ст. 146 Уголовного кодекса РФ присвоение авторства (плагиат), а так же незаконное использование объектов авторского права наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 400 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев либо арестом до шести месяцев, а за нарушение в особо крупном размере – лишением свободы до шести лет. Замечу, что до внесения изменений в УК РФ срок лишения свободы составлял пять лет. С 2007 г . преступления в сфере интеллектуальной собственности перешли в разряд «особо тяжких». Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время значительно возросло количество правонарушений, появилось множество пиратских организаций и частных издательств, «липовых» обществ, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Гражданско-правовая ответственность Гражданский кодекс устанавливает ряд способов защиты авторских прав. Согласно п. 1 статьи 1251 в случае нарушения неимущественных прав, автор вправе требовать их защиты «путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении». Что касается статьи, посвященной защите имущественных прав, то, по мнению авторов комментария к Гражданскому кодексу, в ней применена не совсем правильная формулировка. Так, согласно данной норме, защита имущественных прав осуществляется путем предъявления требования: о признании права.., о возмещении убытков.., об изъятии материального носителя…» и т. д. (п. 1 ст. 1252).

Авторы Комментария считают, что «…защита права осуществляется не путем «предъявления требования» о признании права, возмещении убытков и т.п., а путем признания права, возмещения убытков и т. п., как это сказано в 12 ст. ГК»19, а также в ст. 1251.

Признание авторства является основополагающим способом защиты, необходимым для применения всех остальных мер. Например, для взыскания убытков, связанных с несанкционированным использованием фотографических произведений, истец должен доказать, что он автор или правообладатель данных произведений. Пункт 2 ст. 1251 устанавливает, что вышеперечисленные правомочия могут осуществлять не только авторы, но и иные правообладатели: издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, газет, журналов и других периодических изданий, а так же работодатели, заключившие с автором трудовой договор и, наконец, публикаторы.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права применяется, в случае, если нарушенное право может быть восстановлено путем устранения последствий нарушения. Например, если фотограф обнаружил, что его снимок изменили (кадрировали, растянули) без его ведома и согласия, то он может потребовать восстановления снимка в его первоначальном виде. Автор также вправе требовать запрещения незаконного использования его фотографии. В случае если снимок уже был обнародован, фотограф кроме всего прочего, вправе потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Следующими (пожалуй, наиболее эффективными) способами защиты прав являются возмещение убытков (в размере причиненного вреда) и выплата компенсации.

Под убытками понимаются те расходы, которые понесло лицо, чьи права были нарушены, либо реальный ущерб в связи с утратой или повреждением материального носителя, а так же упущенная выгода, которую автор мог бы получить в случае соблюдения его прав.

Зачастую упущенная выгода исчисляется из той прибыли, которая была незаконно получена правонарушителями, но есть и другой способ. Например, фотограф получил гонорар за фотографию в размере 200 рублей. Спустя некоторое время он обнаружил этот же снимок в другом издании, и на нескольких сайтах в интернете. Предполагается, что за каждый случай использования автор должен был получить вышеуказанную сумму. В данном случае это и будет упущенная выгода. Разумеется, подобная схема условна, поскольку размер вознаграждения во многом обусловлен характером использования произведения. Поэтому цена публикации фотографии в журнале может существенно отличаться от цены за публикацию в рекламном буклете.

Заключение

Все в мире меняется, так и отношение к фотоиллюстрации в нашей печати кардинально менялось на протяжении последних пятидесяти лет. Из-за сложности изготовления фотоклише в районных и городских типографиях в 50-70-е годы, каждая клишинка была на вес золота, и уже не важно было, что там изображено, лишь бы это темное пятно как-то разнообразило сплошной текст, из которого состояла газетная полоса. На выручку всегда приходила Фотохроника ТАСС, которая рассылала пластмассовые клише во все редакции на любые темы. Эти фото с небольшими подписями представляли самостоятельные изобразительные материалы - фотозаметки, а использовались оформителями как украшения.