Смекни!
smekni.com

Проблематика освещения социального сиротства в средствах массовой информации (стр. 1 из 6)

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека. 4

Глава 2. Детское сиротство. Основные проблемы,

рассматриваемые в СМИ. 6

2.1. Причины сиротства. 7

2.2. Альтернативные формы воспитания детей в

детских учреждениях. 8

2.3. Проблема социализации детей-сирот. 11

Глава 3. Общие тенденции подачи информации о детях

группы риска в СМИ. 14

3.1. Отношение СМИ к беспризорным детям. 14

3.2. Проблема роста количества детских домов. 14

3.3. Альтернативные формы воспитания

детей-сирот в детских учреждениях 16

Заключение. 19

Библиография. 21

Введение.

Новейшая техника распространяет принципы организации на все стороны быта и сферы жизни. С помощью прессы, радио, телевидения удаётся воспроизводить, тиражировать образы, фантазии, эмоции, неосознанные потребности человека. Сегодня без СМИ невозможно представить себе жизнь общества. Таким образом, журналистика – одно из важнейших социальных явлений. Нет другого средства, которое позволило бы оперативно, универсально, активно удовлетворять потребности масс в информации, формировать взгляды людей, их стремления и идеалы. При этом журналистика оказывает влияние на всю жизнь нашего общества, своими суждениями, оценками, выводами и рекомендациями воздействуя на принятие и реализацию решений по различным вопросам во всех сферах жизнедеятельности человека. Разрастание СМИ, развитие и расширение методов исследования рынка сделали СМИ более восприимчивыми к нуждам аудитории. Работники СМИ знают, чего хотят их читатель или зритель. Они получают практически непрерывную обратную связь в форме исследований читательской аудитории, телевизионных рейтингов, других оценок взаимоотношений СМИ и общества. Эта обратная связь помогает обеспечивать высокий уровень общественного доверия.

Итак, работники СМИ знают, что хочет увидеть или услышать их аудитория. Соответственно, удовлетворяя потребности масс, нужная информация появляется в печати, в радио - и телепередачах. Однако подача даже одинаковой по содержанию информации может быть различной по характеру, по тому, как её преподносит, ориентируясь на запросы своей аудитории, конкретное издание или компания. Среди такого огромного количества источников информации, которое существует в наше время, очень трудно найти два абсолютно одинаковых взгляда на любую проблему. И это не вызывает никаких сомнений.

Данная работа посвящена изучению форм представления информации о проблемах детей на телевидении. Тому, на чём акцентируют внимание своей аудитории различные источники информации при освещении данной темы.

Проблема: число детских домов неуклонно растёт, а альтернативной формы их социализации практически не разворачивается.

Цель: изучить формы представления информации о детях ­– сиротах в СМИ.

Объект: СМИ.

Предмет: информация о детях-сиротах.

Гипотеза: форма подачи информации о данной категории детей в СМИ не способствует формированию социальных установок, направленных на более активное участие населения в судьбах детей группы риска.

Глава 1. Типы СМИ и их воздействие на человека.

Выделяют три типа СМИ: телевидение, радио и печатные издания (газеты, журналы). СМИ являются основным и зачастую единственным источником информации для населения. Человек, каждый из нас, ежедневно сталкивается (пользуется, обращает внимание) если не со всеми тремя типами СМИ, то, по крайней мере, с одним из них. При условии, что человек даже не ставил перед собой цели просмотреть, прослушать теле - или радиопередачу или изучить информацию, опубликованную в конкретном печатном издании, то, всё равно, волей или неволей, он прислушивается, присматривается, вникает в смысл текста, который разными способами доносят до его внимания СМИ. Даже если получаемая при этом информация не имеет особого значения для данного конкретного человека, то какая-то её, пусть даже самая небольшая и незначительная, часть оседает в памяти. А если информация тиражируется, дублируется разными источниками, то, безусловно, вероятность её запоминания, а, возможно, впоследствии и использования возрастает. Поэтому СМИ способны порождать те образы поведения, на которые мы склонны ориентироваться в своей жизнедеятельности. Теперь становится понятно, почему СМИ часто называют четвёртой властью.

Итак, СМИ прямо или косвенно влияют на сознание людей, их жизненные позиции. В данной работе мы рассмотрим особенности телевидения.

Телевидение способно передавать зримую и слышимую информацию, в том числе сообщения в момент совершения события. “Телевидение соединило достоинства технических средств коммуникации и традиционных форм социального взаимодействия: условность театра, реализм репортажа, эстетику кино, эмоциональную напряжённость массового действия, камерность общения и т. д., завоевав благодаря этому всеобщую популярность”. (В.Ф.Петренко 1997) По данным социологов, телевидение поглощает до 2/3 времени культурного досуга. Сутки среднестатистического человека, по мнению социологов, поделены на три составляющие: сон (8 часов), работа (8 часов), просмотр телепередач (4-6 часов), остальные 2-4 часа на “всю оставшуюся жизнь”. У телевидения уже нет конкурентов ни среди печати, радио, кино, театра, музея и книги, ни среди некогда привычных занятий (семья, спорт, туризм и пр.). Оно интенсифицирует процессы массовой коммуникации, усиливает воздействие СМИ на все стороны жизни общественного сознания. Современная наука выяснила: чем ниже порог образования и культурные запросы, тем больше времени проводит человек у экрана телевизора. Своеобразный язык и выразительные средства телевидения – преобладание диалогических форм общения на телеэкране, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность построения программ, сиюминутность переживания времени, ощущение предельной достоверности происходящего, - явились в значительной степени результатом технического прогресса и глубоко проникли в современную культуру. Телевидение не просто передаёт тексты, но и внедряет способ их структурирования, определённый тип восприятия и мышления. Важнейшей особенностью телевизионного стиля, определяющим принципом телекоммуникации является открытая диалогическая форма контакта, воспроизводящая структуру межличностного общения. Как уже говорилось выше, телевидение кроме звука передаёт изображение. Огромное значение поэтому приобретает фигура ведущего или героя передачи. Человек на телеэкране перестаёт быть просто личностью, носителем определённых индивидуальных черт. Его индивидуальные качества становятся основой для построения “обобщённого типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории”. Целостность образа позволяет ему функционировать в роли устойчивого эталона восприятия. Итак, телевидению присущи три основных качества: экранность,сиюминутность, программность. Однако у телевидения, как и у медали, есть обратнаясторона.

Экранность. Экранный образ, из которого строится поток любого повествования. Всё видно и слышно, как в жизни. Но, во-первых, образ,видимый на экране, лишь часть действительности, предлагаемой зрителю. И здесь уже заложено противоречие – видим не то, что есть, а то, что нам показывают. И слышим лишь то, что нам сообщают. Во-вторых, экранный образ передаёт завершённую, подробную во всех деталях и оттенках безальтернативную картину. Этот образ (пейзаж, интерьер или портрет) входит в наше сознание напрямую. И здесь обнаруживается воздействие экранного образа на человеческую психику. Достаточно сопоставить экран с литературными произведениями, вспомнить, как мы смотрим и как читаем. Экранный образ (в отличие от литературного) вовсе не предполагает работы воображения. Неразбуженная фантазия, отсутствие стимула к работе воображения порождают пассивность восприятия информации, мысли и чувств. Многолетняя, многочасовая ежедневная привязанность к экрану такое состояние психики делает устойчивым. Отсюда так близко к легковерию, а от него недалеко до внушаемости человека.

Сиюминутность. Зритель – непосредственный свидетель и как бы соучастник, сопереживающий то, что предлагает ему экран. Это уникальное качество телевидения, так называемый “эффект присутствия” и возводит его в ранг информационного средства наивысшей достоверности. Так рождается ещё одна иллюзия массового сознания: вера в истинность показанного. Виртуальность телевидения практически недоступна проверке опытом.

Программность. Телевидение – это непрерывный калейдоскоп сменяющих друг друга программ, всевозможных тем и жанров. Такое поточное зрелище постепенно вырабатывает устойчивую привычку, а затем и потребность обращения к телевидению. В итоге около 80% сограждан не только декларируют ежедневное общение с телеэкраном, но ставят телевидение на первое место среди источников информации и форм досуга. А результат – столь же устойчивое замещение “первой реальности”, т.е. собственно жизни, “второй”, виртуальной, конструируемой телевидением.

Глава 2. Детское сиротство. Основные проблемы, рассматриваемые в СМИ.

Основная для всех стран мира проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит особенно остро. Тяжёлое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишённых родительского попечительства, возрастает. Страшно то, что большинство их составляют социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями на произвол судьбы. Они обычно отстают в развитии, легко становятся питательной средой для проявления различных форм девиантного поведения.

2.1.Причины сиротства.

XX век назван “Столетием ребёнка”. Согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, человек считается ребёнком до достижения 18 летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего население планеты – свыше 6 млрд. чел). К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема сегодня рассматривается как одна из самых серьёзных проблем мирового уровня. Это происходит по разным причинам. Вот некоторые из них.