Смекни!
smekni.com

Историческая школа Германии 3 (стр. 4 из 7)

4 Отвергнув фритредерство, Лист развернул критику экономи ческого индивидуализма. Он писал, что формула «laissez faire» столь ко же на руку грабителям и плутам, сколь и купцам. «Купец может достигать своих целей, заключающихся в приобретении ценностей путем обмена, даже в ущерб земледельцам и мануфактуристам, напе рекор производительным силам и не щадя независимости и самосто ятельности нации. Ему безразлично, да и характер его операций и его стремлений не позволяет ему заботиться о том, какое влияние ока зывают ввозимые или вывозимые им товары на нравственность, бла госостояние и могущество страны. Он ввозит как яды, так и лекарст ва. Он доводит до изнурения целые нации, ввозя опиум и водку».

5 Лист взял под защиту меркантилистов, заслугой которых счи тал осознание важности фабрично-заводской промышленности для земледелия, торговли и мореходства; понимание значения протек ционизма и отстаивание национальных интересов. Вместе с тем в противовес меркантилизму Лист утверждал, что:

а) Протекционизм – оправдан лишь в качестве «воспитательного» для выравнивания уровней экономического развития стран;

б) Нация, достигшая уровня перворазрядной промышленно-торговой державы, должна перейти к свободе торговли;

в) Фабрично-заводская промышленность не должна развиваться за счет земледелия;

г) Таможенное покровительство не должно распространяться на сельское хозяйство.

Лист указывал, что систему воспитательного протекционизма может с успехом применить лишь держава с умеренным климатом, достаточно обширной территорией с разнообразными ресурсами и значительным населением, обладающая устьями своих рек (а следо вательно, выходами из своих морей). Островная изолированность обеспечила Англии решающие преимущества перед континенталь ной Европой в развитии установлений, благоприятствующих росту свободы, духа предприимчивости и производительных сил нации, -спокойное введение Реформации и плодотворная для хозяйства се куляризация, отсутствие военных вторжений и ненужность постоян ной армии, раннее развитие последовательной таможенной системы, извлечение из континентальных войн огромных выгод для себя.

Противоположным примером была Польша. Лист типизировал ее историю, во-первых, как судьбу страны, «которая не соприкаса ется с морями, которая не имеет ни торгового, ни военного флота, или у которой устья рек не находятся в ее власти», и она «в своей внешней торговле стоит в зависимости от других наций, причем гос подство иностранцев на приморском рынке угрожает как экономической, так и политической целостности страны» . Во-вторых, Поль ша была вычеркнута из ряда национальных государств из-за отсут ствия в ней сильного среднего сословия, которое может быть вы звано к жизни лишь насаждением внутренней фабрично-заводской промышленности.

Заключительная часть «Национальной системы политической экономии», посвященная общим для континентальных стран «чрез вычайным интересам» в их борьбе с «островным господством Анг лии», представляет собой по сути геополитический трактат. По мне нию Листа, Германский таможенный союз должен распространиться по всему побережью Северного моря от устьев Рейна до Польши с включением Голландии и Дании, до масштабов «Средней Европы», пока же Центр Европейского континента «не выполняет той роли, которая налагается на него естественным положением. Вместо того чтобы служить посредником между востоком и западом по всем во просам, касающимся территориальных разделений, конституции, на циональной независимости и могущества... центр этот в настоящее время служит яблоком раздора между востоком и западом, причем и тот, и другой надеются привлечь на свою сторону эту срединную дер жаву, которую ослабляет недостаток национального единства». Если бы Германия вместе с Голландией, Бельгией и Швейцарией состави ла один сильный торговый и политический союз, это стало бы проч ным континентальным ядром, обеспечившим бы надолго мир для Европейского континента, а с другой стороны, позволило бы вытес нить Англию из ее «предмостных прикрытий», при посредстве кото рых она господствует на континентальных рынках.

Можно сказать, что Лист разрабатывал в противовес «космопо литической экономии» не просто «национальную», а «геополитичес кую» экономию. Он писал о вероятности будущего превосходства Америки над Англией в той же степени, в какой Англия превзошла Голландию, и о том, что французы равно с немцами заинтересованы в том, «чтобы оба пути из Средиземного моря в Красное и в Персид ский залив не попали в исключительное распоряжение Англии». Оза боченный судьбами Германии, Лист считал необходимыми условия ми ее экономического прогресса и политической устойчивости «ок ругление границ» и развитие среднего класса. В работе «Земельная система, мельчайшие держания и эмиграция» (1842) Лист детально рассмотрел аграрный вопрос в свете широкого сравнительно-исто рического анализа как различных регионов Германии, так и различ ных стран от США до России, но особенно выделил три типа земель ных отношений в Европе, примерно соответствующих трем истори ческим этапам: 1) крупнопоместное сельское хозяйство на старой феодальной основе в странах к востоку от Эльбы; 2) отсталые мель чайшие держания в странах к западу от Эльбы; 3) английское круп нокапиталистическое сельское хозяйство, расширенное «до масшта бов фабрики». Оптимальным Лист считал путь «золотой середины» между вторым и третьим типами. Второй тип, характерный для Фран ции, по мнению Листа, не только не обеспечивал развитие внутрен него рынка, но и готовил основу для бонапартистского режима, тог да как капиталистическое сельское хозяйство Англии, порождая ог ромную массу пролетариев и пауперов, грозило социальным взры вом. Идеалом Листа была освобожденная от феодальных и общин ных стеснений земельная система коммерчески ориентированных владений, при которой средние и мелкие единоличные держания яв ляются правилом, а крупные и мельчайшие - исключениями, что на илучшим образом соответствовало бы представительной политичес кой системе и принципам национальной экономии.

Лист учитывал, что выполнение этой земельной реформы долж но было сопровождаться обезземеливанием значительной части кре стьян и лишь меньшинство из них было бы поглощено развивающейся германской промышленностью. Это ставило проблему колонизации, которую Лист ввел в геополитический контекст. Большинству, по мнению Листа, следовало переселиться в качестве сельскохозяйст венных колонистов в область Среднего и Нижнего Дуная вплоть до западных берегов Черного моря. Это направление миграции немцев Лист рассматривал как альтернативу переселению в США. Дунайская колонизация могла бы преобразить сельское хозяйство Венгрии и превратить ее в аграрную базу «Восточной империи германцев и ма дьяр».

Лист строил широкие планы подъема Венгрии, ее производитель ных сил за счет развития ее транспортной сети и широкого товарооб мена с австрийскими и германскими землями. Он пытался найти под держку своего германо-пандунайского проекта у влиятельнейших политиков, начиная с австрийского канцлера Меттерниха (который десятью годами ранее назвал Листа «одним из самых активных и влиятель ных революционеров в Германии») и вождя венгерских дворян Стефана Сеченьи. Но агитация Листа не имела успеха. Усталый и разочарованный, экономист-геополитик покончил жизнь самоубийством в гостинице немецкого города Куфстена.

В 1850 году Листу был воздвигнут памятник в его родном Рейтлингене, и тогда же в Штутгарте вышло собрание его сочинений. Вторая половина XIX века обеспечила Листу волну посмертного признания. В восторженных тонах писал о нем автор единственной книги о Лис те на русском языке С.Ю. Витте: «Основательное знакомство с «На циональной системой политической экономии» составляет необхо димость для всякого влиятельного государственного и общественно го деятеля». Во второй половине XX века система мер, напоминающих "воспитательный протекционизм" по Ф. Листу, была с успехом осуществлена в Японии, что позволило этой стране достичь статуса великой экономической державы.

3.2 Новая историческая школа

В конце 1850-х годов немецкая историческая школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось ее возрождение (продолжавшееся до начала XX века). Ученых, «осуществивших» это возрождение, объединили под названием «новая (или молодая) историческая школа». Их отличала меньшая радикальность по отношению к «универсальности» и «объективности» в экономической науке. Да, как и другие «немцы», они тоже отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличие объективных экономических законов. Они полагали, что такие законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счет все тех же конкретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличительными особенностями подхода представителей «новой исторической школы» были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.

Основные представители новой исторической школы: Густав Шмоллер (1838 - 1917), Карл Бюхер (1847 - 1930), Луйо Брентано (1844 - 1931)

Основные работы: Г. Шмоллер «О некоторых основных вопросах права и народного хозяйства» (1875); «Об основополагающих вопросах социальной политики и народнохозяйственного учения» (1898);

Л. Брентано «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда (1876).

Лидером новой исторической школы являлся Г. Шмоллер. Он делал особый акцент на роли хозяйственного «этоса» (греч. «ethos» - обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.