Мир Знаний

Казанский собор

- неотъемлемаячасть Санкт-Петербурга

Есть многозданий и архитектурныхансамблей, безкоторых невозможнопредставитьсебе обликПетербурга,как невозможнои изучениеотечественнойархитектуры:в них воплощеныее высшие достиженияв XVIII- XIX веках. К такимпамятникамотноситсяКазанскийсобор, построенныйв 1801-1811 годах попроекту и подруководствомвыдающегосязодчего А. Н.Воронихина.Этот замечательныйпамятник русскойархитектурысыграл большуюроль в формированиицентральнойчасти города.

ИсторияКазанскогособора представляетособый интерес.Его главнойсвятыней должнабыла стать"чудотворная"икона Казанскойбогоматери,считавшаясяпокровительницейдома Романовых.Икона находиласьв церкви Рождествабогородицы,построеннойв 1730-х годах наНевском проспектепо проектуархитектораМ. Г. Земцова .(Церковь стоялавпереди нынешнегоКазанскогособора, вдольНевского проспекта.)


К концу XVIIIвека в церковно-правительственныхкругах возниклорешение онеобходимостипостройкинового храма,который своимвнешним видомсоответствовалбы значению"чудотворной".Казанский соборбыл задуманкак главныйхрам столицы.И ему отводиласьроль "общенациональнойсвятыни",способствующейблагоденствиюцарствующегодома.

Однако рольКазанскогособора в жизнистолицы и всегогосударстваоказаласьзначительносложнее имногостороннее.

Высоко ценилиКазанский соборсовременники.Они с гордостьюотмечали, чтоэто великолепноездание построенорусскими художникамииз материалов,добытых иизготовленныхв России. Этобыли голосаревнителейнациональнойкультуры,утверждавшиевеликие возможностирусских талантов.Тогда подобноемнение имелобольшое значение,так как в официальныхкругах и средиименитых заказчиковеще во многихслучаях предпочтениеотдавалосьиностранныммастерам. Казанскийсобор с еговысокимихудожественнымидостоинствамиявился яркимсвидетельствомтого, что в Россиивоспитаны кадрыхудожников,не уступающиепо своей подготовкеи способностяминоземцам.

"Храмомискусства"называли собор.В таком условномопределениибыли правдаи глубокийсмысл: на первыйплан выступалозначение соборакак памятникахудожественнойкультуры.

Подобноесмещение основногозначения памятника,связанногос христианскимкультом, быловозможно, когдакультура, искусствоосвободилисьот религиозногодиктата. ИдейноесодержаниеКазанскогособора определилосьтворческойпозицией егосоздателей.

АрхитекторА. Н. Воронихини авторы художественныхпроизведенийсобора былипередовымихудожниками.Они принадлежалик тому поколениюдеятелей русскойкультуры, длякоторых былихарактерныглубокий патриотизм,чувство гордостиза укреплениемогуществаРоссии и ненавистьк крепостничеству.В этой связив их взглядахна совершенствованиеобщественнойжизни основноеместо занималапроблема гражданскихправ и нравственногодостоинстване только"привилегированных",но и "низших"сословий, включаякрепостныхкрестьян.

Такие настроенияоказывалирешающее влияниена творчествохудожников.

Уже в проектесобора яснообнаружилсяотход от традицийцерковногозодчества. Лишьвысокий купол,увенчанныйкрестом, напоминало том, что этоправославныйхрам. СооружениеКазанскогособора шло врусле развитиягражданскойархитектуры.Собор построенв стиле классицизма,возникшегов России в 1760-хгодах и достигшегорасцвета впоследующиедесятилетияXVIII века. Архитектуресобора присущичерты этогостиля периодаего высшегоподъема.

В том же стилеклассицизмавыполненыскульптурына фасадахздания и живопись(иконы) в егоинтерьере.Необычна историяих создания.Впервые присооруженииправославногохрама произведенияискусства длянего были исполненыбольшим коллективомхудожниковПетербургскойАкадемии художеств,творчествокоторых не былосвязано страдиционнымцерковнымискусством.

Большинствоскульптурныхи живописныхпроизведений,созданных длясобора, относятсяк высшим достижениямискусстварусского классицизма.

Казанскийсобор, этотцельный выразительныйпамятник, несетв себе глубокоесодержание.В его торжественном,строгом обликенашли выражениегероическийпафос, триумфратных побед,идеи патриотизмаи гуманизма.

В первыемесяцы существованиясобор сталпамятникомрусской военнойславы: в немразместилитрофеи Отечественнойвойны 1812 года.В 1813 году здесьбыл похороненвеликий русскийполководецМ. И. Кутузов.Во второй половинеXIX-начале XX векапарадная соборнаяплощадь и прилегающиек ней улицыстановятсятрадиционнымместом революционныхвыступленийрабочих интеллигенции,учащейся молодежи,направленныхпротив самодержавия,против властипомещиков ибуржуазии.

Главныйархитектор

В архитектурномконкурсе насоставлениепроекта Казанскогособора, которыйбыл объявленв 1797 году, участвоваливидные столичныеархитекторыЧ. Камерон, Ж.Тома де Томон,П. Гонзага. Конкурсне дал положительныхрезультатов,и разработкупроекта соборапоручилималоизвестномутогда еще архитекторуА. Н. Воронихину.14 ноября 1800 годапроект Воронихинабыл утверждени его авторупоручено "производитьстроение собора".

Успех Воронихинабыл не случаен.Он разрабатывалкомпозициюсобора, исходяиз новых задач,возникших впроцессе развитиягорода.

Воронихинпервым из русскихзодчих присоздании Казанскогособора применилновые принципыпланировкигородскогоансамбля,отличительнойчертой которого

являлосьто, что крупноеархитектурноесооружение,главным образомобщественногоназначения,становилосьорганизующимцентром большогопространствагорода.

Уже вследза ВоронихинымА. Д. Захаровсоздал Адмиралтейство,а Ж. Тома де Томон- Фондовую биржу.Это были ансамбли,в которых отразилисьчувства патриотизма,национальнойгордости игуманизма,занимавшиебольшое местов общественнойжизни Россииначала XIX века.Тогда былоположено началоновому этапув формированииархитектурногооблика центральнойчасти Петербурга,завершившемусяархитектурнымипроизведениями,созданнымиблистательнымталантом К.Росси: ансамблемАлександрийскоготеатра, ансамблемМихайловскогодворца, зданиямиГлавного штаба,Сената и Синода.

Таким образом,выполняя проектКазанскогособора, Воронихинвыступил какпередовойхудожник, тонкопочувствовавшийтребованиявремени.

Прирассмотрениипроекта императораПавла 1 моглизаинтересоватьсвоеобразиеи грандиозностькомпозиционногорешения, величиебудущего сооружения.Эти внешниеданные соответствовалиназначениюсобора, как"общенациональнойсвятыни". Носудьбу проектаВоронихинарешило не толькоэто. У архитекторабыл высокийпокровитель- граф А. С. Строганов,известныймеценат и знатокискусств, с1800 года ставшийпрезидентомАкадемии художеств.0н не толькосмог увидетьв сыне крестьянинаредкий талантхудожника, далему возможностьполучить образование,ввел в художественнуюсреду, но и вбудущем всегдавнимательноотносился кего творческойдеятельности,помогал взатруднительныхслучаях. Безего поддержкинеизвестный,еще не проявившийсебя в зодчествеВоронихин несмог бы получитьзаказ на стольответственнуюработу. Но Строгановверил в еготалант и содействовалутверждениюсозданногоим проектаКазанскогособора.

АрхитектураКазанскогособора

Хотя генеральныйплан, включающийвторую колоннаду,не был осуществлен,Казанский соборвоспринимаетсякак законченноеи совершенноепроизведенийархитектуры.Главное, чтоспособствуетцельностивосприятия,- это ясностькомпозиционногорешения, соразмерностьархитектурныхобъемов и пропорций.Композициясобора разрабатываласьс учетом егозначения какцентральногосооруженияархитектурногоансамбля. Причемв данном случаеперед архитекторомстояла сложнаязадача. В православныххрамах алтарьвсегда обращенна восток, авход в храм спротивоположноюстороны, т. е.с запада. Привыполненииэтого обязательноготребованияоказывалось,что Казанскийсобор ориентировалсяв сторону Невскогопроспектабоковым фасадом.Необходимобыло создатьего парадноеоформление.

Воронихинсмело вышелиз затруднения.Плану зданияон придал формувытянутогокреста и состороны Невскогопроспектапостроил полукруглуюколоннаду.

Колоннадасостоит из 94каннелюрованныхколонн коринфскогоордера высотою(с базами икапителями)около 13 метров.Она поставлена,как и все здание,на высокийцоколь, облицованныйсердобольскимгранитом.

В соборведут три входа:северный (состороны Невского),южный и западный;в каждом из нихтри двери. Входыподчеркнутыстрогимишестиколоннымипортиками сширокими ступенями.

Легкий, стройныйкупол покоитсяна высокомцилиндрическомбарабане с 16прямоугольнымиокнами, междукоторыми расположеныпилястры. Воронихинподчеркнулоснованиекупола, устроивв нем 16 круглыхокон-люнетовс сильно выступающиминаличниками.Основаниебарабана,ступенчатое,расширяющеесякнизу, служитпереходом отглавной вертикалисооруженияк горизонтальнымлиниям колоннадыи фасадов.

Характерно,что собор неимеет широкихсвободныйплоскостейстен. Все егофасады прорезаныогромнымиокнами, расположеннымив два яруса.Между окнамипо вертикалиостаются небольшиепростенки, накоторых размещеныпилястры. Сверхупо всему периметруздания и надпроездамипроходит массивныйаттик. Он увеличиваетвысоту стени скрываеткрышу. На колоннадепо обеим сторонамустроена балюстрада.Над окнами, пофризу колоннады,на стенах портиков,в аттиках проездов,а также на углахантаблементовразмещенырельефныекомпозиции.Богато орнаментированырезьбой покамню карнизыздания и фронтоныпортиков. Нафронтонах всехтрех портиковизображено"всевидящееоко в лучах",на северном- бронзовоезолоченое, надругих - высеченныеиз пудостскогокамня. Вседекоративныедетали по своемуисполнениюсдержанны,придают зданиюживописностьи жизнерадостныйтон.

В архитектуресобора выявляютсядве тенденции:монументальность,которую сообщаюткрупномасштабныеобъемы, проезды,массивный аттики мощный цоколь,и одновременнолегкость, которуюсооружениюпридают плавныеполукружияколоннады сритмично, широкорасставленными,слегка утонченнымикверху колоннами,стройный купол,многочисленныеокна, а такжецветовая гаммасобора. Пудостскийсветло-желтыйкамень, которымоблицованыстены и из которогосделаны колонны,гармонировалс блестящим,серебристым,устремляющимсяввысь куполом,как бы тающимв небеснойсиневе. Стремлениезодчего обеспечитьпреобладаниесветлых тоноввыразилосьи в том, что дажеограда с западнойстороны соборабыла первоначальновыкрашена внеобычный длягородскихрешеток белыйцвет.

Монументальностьи легкость,находящиесяв неразрывномединстве -этоодна из существенныхособенностейпроизведенияВоронихина,придающаязданию неповторимуювыразительность.Другой отличительнойособенностьюКазанскогособора являетсято, что в егокомпозициирешающее значениеимеет не купольнаячасть (как втрадиционныхправославныххрамах), а колоннада.Полностьюприкрываяздание со стороныглавной магистралигорода, онапрежде всегопривлекаетвнимание,способствуеттому, что соборвоспринимаетсякак сооружениесветской архитектуры.

Средняячасть колоннадыподчеркнутапортиком, выступающимнескольковперед. Надколоннамипортика - мощныйаттик. Издали,со стороныНевского проспекта,аттик воспринимаетсякак основаниекупола, а портик- как его пьедестал.Благодарятакому впечатлению,купол входитв композициюколоннады какее часть, венчающаяцентр. Так утвержденанеразрывностьколоннады ссобственнозданием.

От портикав обе стороныотходят ажурныеполукружияколоннады,соединяющиеего с проездами.Таким образом,основные частиколоннады(полукружия)оказываютсязамкнутымипрямоугольнымиформами (портик,проезды), чтопридает колоннадеустойчивостьи законченность.

Центр колоннадыдоминирует,но не противопоставляетсяпроездам. Помасштабам,пропорциям,линейному ритмуэти ясно выделенныечасти приведенык единству.

Становитсяпонятным, какважно было дляВоронихинаотстоять своерешение устроитьпрямые перекрытияпроездов. Онодновременнорешал и техническую,и художественнуюзадачи: припрямых перекрытияхдостигаласьобщность формпроездов ипортика, проездыорганичновключалисьв композициюколоннады, ненарушаласьлинейная структурапо горизонтали.Последнее имелопринципиальноезначение ворганизацииансамбля Казанскогособора. Глубокопродуманноесочетаниесеверногопортика с куполомвытекает изобщего замыслазодчего в организацииархитектурногооблика собора,его места вгородскомкомплексе.Подобное сочетаниехарактернои для другихпортиков западногои южного, а такжедля восточногофасада, замкнутогополукруглымалтарным выступом- абсидой. Когдамы смотрим насобор с противоположнойнабережнойканала, абсидавоспринимаетсякак башня, увенчаннаякуполом (Приосуществлениивторой колоннады"башня" восточногофасада игралабы активнуюроль как акцент,центрирующийразворот двухколоннад иобъединяющийих.) Такие решенияв отношенииместа куполасо стороны всехчетырех фасадовприводят квпечатляющимрезультатам:все выступающиеиз линий фасадовчасти "сглаживаются",контуры зданиястановятсяясными, спокойными,сооружениеприобретаетцельность,легкость, естественнои просто входитв окружающуюгородскую среду(Воронихинразрабатывалгенеральныйплан соборас учетом наличияоткрытых пространствсо всех егосторон. Нынеразросшиесядеревья скверау решетки, гдепланировалосьсоздание площади,скрывают видна западныйпортик; дома,построенныевблизи соборас южной стороны,не позволяютотойти на расстояние,с которогопортик воспринималсябы в гармоничномсочетании скуполом). Связьс городомобнаруживаетсяи в том, что зданиесобора с разныхсторон выступаетв различныхсочетанияхс колоннадойи площадью. Эторазнообразиевпечатленийеще в большеймере открываетКазанский соборк пространствугорода, усиливаетодухотворенностьего художественногооблика.

Воронихинсоздал одиниз самых выразительныхгородскихансамблей. Онпоставил соборна таком расстоянииот Невскогопроспекта, прикотором образовалосьнаиболее выгодноесоотношениездания с размерамиплощади и окружающихего строений.При этом былоучтено, чтоНевский проспектактивно включаетсяв пространствособорной площади,увеличиваяего.

Главнуюроль в организацииансамбля играетколоннада. Онашироко раскрытак Невскомупроспекту, непрепятствуяпроходу к другимгородскимкварталам черезпроезды поулице Плехановаи набережнойканала Грибоедова.Цоколь восточногопроезда соединяетсяс облицовкойканала, играющегозначительнуюроль в художественномоблике этойчасти города.

С отдельнымиэлементамиколоннадыкомпозиционносвязаны здания,фиксирующиес трех сторонграницы Казанскойплощади. Напротивоположнойстороне Невскогопроспектавозвышаютсядва вплотнуюпоставленныхздания. Ониограниченыс одной стороныканалом, с другой- улицей СофьиПеровской,через которыеоткрываетсявыход к городскимкварталам насевер от собора.На одинаковомрасстоянииот проездовпостроеныугловые домапо улице Плехановаи каналу Грибоедова,северные фасадыкоторых обращенык Невскомупроспекту.Вторя проездам,эти дома ограничиваютплощадь с двухсторон, а создаетсявпечатление,что линия полукругаколоннадыпродолжаетсядо этих зданий.А за ними, помере движенияот колоннадык Невскомупроспекту, всешире открываетсяобзор магистрали.Так широко исвободноосуществляетсяпереход отсобора к пространствугорода, близлежащаячасть которогововлекаетсяв ансамбль.

Казанскийсобор открытсо всех сторон.И отовсюду, слюбого направления,вскрываютсяразнообразныесоотношенияего с домами,расположеннымивокруг. Благодаряэтому яснееобнаруживаетсяорганизующаяроль соборав архитектурномансамбле. Здания,входящие внего, по высотесогласуютсяс высотой Казанскогособора. Стилистическиони неоднородны,но имеют общуючерту - строгостьархитектурныхформ, котораясвойственнаоблику собора.Цельностиансамбля вомногом способствуетцвет. Все зданиясветлого тона,приближенногок светло-желтомуцвету колоннады.Различныеоттенки окраскиотдельныхзданий не разрушаютединства общейцветовой гаммы,содействуютжизнерадостномузвучанию ансамбля.Исключениев нем составляетвходящее вобщий тон контрастнымпятном темноездание Домакниги; его башня,увенчаннаясферой, вторитглавной вертикалисобора, подчеркиваетвысоту купола.

В ансамбльКазанскойплощади входяти монументыМ. Н. Кутузоваи М. Б. Барклая-деТолли, установленныечерез 26 лет послезавершениястроительствасобора. Онирасположенына фоне проездовколоннады.Чтобы точнееопределитьместа для монументов,скульптор Б.И. Орловскийпредварительноиспользовалсилуэтныедощатые макетыпамятников.


В торжественно-строгомхарактере решени интерьерздания. Сочетаниемонументальностис легкостьюи изяществомв разработкеархитектурногообраза являетсяодним из основныхтворческихпринциповВоронихина.В Казанскомсоборе этотпринцип яркопроявляетсяи в декоративно-художественномубранстве, вобщей разработкекоторого авторисходил изхарактераздания, егоплана, объемов.

В традиционныхзданиях православногокульта основнойпредпосылкойпространственныхрешений являласьзадача отрешенностивнутреннихпомещений отвнешнего мира.Нужно былосоздать такуюобстановку,чтобы ничтоне отвлекаловнимания отбогослужения,обряда. Отсюданебольшоеколичествочасто узкихокон и, какследствие,широкие плоскостистен, массивныестолбы, поддерживающиекупола и прочее.

Увлеченныйзадачей созданияархитектурногоансамбля, Воронихинсмело отошелот традиционныхпринциповцерковногостроительства,создал зданиесветского типа,художественныйобраз которогонесет в себежизнеутверждающиегражданскиеидеалы.

Длина соборавнутри с западана восток составляет72,5 метра, с северана юг-56,7 метра.Высота с куполом-71,6метра, пролеткупола 17,1 метра.Купол имеетдва свода: нижний,прорезанныйкруглым отверстием,и верхний,первоначальнопокрытый росписью("Коронованиебогоматери"В. К. Шебуева),а впоследствиивыкрашенныйв синий цвет.

В плане соборимеет формувытянутогокреста, что иопределилопространственныерешения интерьера.Главной являетсяего подкупольнаячасть. Она оказаласьнесколькосдвинутой квостоку, примыкаетнепосредственнок центральномуалтарномупомещению иограниченас четырех угловпилонами,поддерживающимикупол. От пилоновво все стороны- на запад, восток,север и юг-отходятдвухрядныеколоннадыкрасногополированногогранита; ихвысота, с базамии капителями,-10,7метра. Базыпокрыты листовойбронзой, капители- бронзовые(Отлиты по моделискульптораС. С. Пименова).Они были позолочены,но, так как впоспешности,с которойзаканчивалосьстроительствособора, длязолочения небыл подготовленкачественныйгрунт, позолотадавно сошла,и капителиприняли темныйцвет.

Вследствиетого,что в алтарныхпомещенияхпол приподнят,колонны видоизменены.В нарушениестилевых принциповкоринфскогоордера ониустановленына пол без бази высота ихсокращена.

Колоннадыодновременноявляются основнымкомпонентомдекоративно-художественногооформленияпомещений инесут конструктивнуюфункцию - поддерживаютсводы. Их спокойныйритм вноситмотив торжественностии покоя. Широкорасставленныеколонны (всегоих в интерьере56) членят пространство,но не изолируютчасти одну отдругой. Значениеколоннад вархитектурномоблике интерьераотчетливовыделяетсяв его западнойчасти. Это самоебольшое помещениесобора, предназначенноедля верующих.Двумя колоннадамионо разделенона три удлиненныхнефа. Среднийнеф в четырераза шире боковыхи перекрытцилиндрическимсводом, которыйпокоится наколоннадах.Свод украшенвосьмиугольнымикессонами, вкоторых закрепленыметаллические,покрытые росписьюрозетки в видестилизованногоцветка. Перекрытиябоковых нефовплоские кессонированные,они значительнониже центрального.Такое же членениепространстваимеет местов алтаре и вприделах, и также устроеныперекрытия.Так подчеркиваетсяпреимуществоцентральныхчастей, "скрывается"ширина помещений.

Зодчий удачнорешил переходот сводов ккуполу. С четырехсторон "срезы"сводов какполуовальныеарки подступаютк подкупольнойчасти, и кажется,барабан куполастоит на этихарках, слегкакасаясь ихкраем основания.Так достигаетсясвязь основныхпространствинтерьера икак бы расширяетсяцентральнаяподкупольнаячасть. Вместес тем здесь вцентре создаетсягамма из кругаи полукружий,удивительнолегкая, изысканная,свидетельствующаяо тонком художественномвкусе зодчего.

Для интерьерахарактерныидеальныепропорцииархитектурныхкомпонентов:гениальноразработанывысота и объемыколони и глубинасводов, длинаи ширина частей"креста", размерыоконных проемови т. д. Об окнахстоит сказатьособо, ибо ониогромны и расположеныв два яруса,между ними лишьнебольшиепростенки,прикрытыепилястрамиискусственногогранита салебастровымизолоченымикапителями.Обилие оконпридает интерьерулегкость, воздушностьи связываетего с окружающимвнешним пространством.Здание наполненосветом, который,отражаясь вполированномграните колонни падая наполированныймраморный пол,мягко рассеиваетсяи устремляетсяввысь, в купол.Все это придаетинтерьерухарактер дворцовойзалы, сдержанно-пышной,величественнойи строгой.

Интересенмозаичный полсобора, сделанныйиз камня четырехцветов: черного,серого и розовогомрамора итемно-красногошокшинскогокварцита. Рисунок,распределениецветов камняв мозаикахувязаны с планомотдельныхпомещенийинтерьера, чтотакже способствуетвосприятиюорганическойцельностихудожественныхрешений.

В центральной,подкупольнойчасти пол оформленуменьшающимисяк центру кругами,вторящимилиниям купола,его сводов,постепенносужающихсякверху. Этойвзаимосвязьюсоздаетсяиллюзия: подкупольнаячасть воспринимаетсякак отдельныйзал круглойформы. Законченностьи устойчивостьрисунка достигаютсяс помощью прямыхэлементовмозаики, идущихвеерообразноот центра исоединяющихкруги. По формеи цвету частимозаики скомпонованытак, что создаетсявпечатлениерельефностирисунка, и этопридает емуособую выразительность.

В главномнефе, в северноми южном приделах-чередующиесяцветные полосы,составленныеиз восьмиугольныхплиток черного,красного исерого камня.Рисунок полаподчеркиваетудлиненностьпространства,кроме того, внем "отражаются"восьмиугольныекессоны сводов.

В боковыхнефах рисункимозаики соответствуютузкому длинномупомещению,заключенномумежду стенойи колоннадой.Каждому кессонуперекрытиясоответствуетузор: в круге,на черномфоне,-стилизованныйцветок из розовогои серого мрамора.

Планировкаи архитектураопределилии расположениеикон. В отличиеот других церквей,где иконы размещалисьна подкупольныхпилонах и стенах,заполняя всеплоскости,здесь большинствоих было установленотолько в приалтарнойчасти. В соборебыло три алтаря,отделенныхот основныхпомещений, гдесобиралисьверующие,иконостасами:главный, в иконостасекоторого находиласьикона Казанскойбогоматери,и два по сторонамего; южный,Рождество-Богородицкий,и северный,Антонио-Феодосиевский.Примечательно,что главныйиконостас никакне удавалось"пристроить"к алтарю. В поискахрешения органичногосочетанияиконостасас архитектуройВоронихинсоставил триварианта проектаиконостаса.По одному изних иконостасбыл сооруженв 1811 году. Тогдаже Воронихинымбыли установлены"малые" иконостасыв северном июжном приделах.Во всех иконостасахВоронихинусилил декоративныймотив, вероятнорешая их какотдельные, несвязанные сархитектуройпроизведения,желая выделитьих. Он ввел узорчатыерельефы искульптурныекомпозиции.Но по размерамглавный иконостасне вписывалсяв интерьер, былмал.

В 1836 году попроекту архитектораК. А. Тона былпоставлен новыйиконостас.Пышный, отделанныйсеребром, смалахитовымиколоннами посторонам царскихврат, он былнесоразмеренс объемамипомещений, хотясам по себеявлялсявысокохудожественнымпроизведениемискусства.Тогда же Тонвнес измененияв декор боковыхиконостасов.Он удалилскульптурныекомпозициив верхней части,оставив безизменения планразмещенияикон. Свободныеплоскости внижней частион покрыл рельефныморнаментом.Оформлениеиконостасовстало спокойнееи строже.

С этогоже времени всоборе началасьразвескабронзово-золоченыхлюстр. В 1836 годупод куполомбыла подвешенаглавная люстраработы мастераШопена на 180 свечей;в 1862 году- две"средние" люстрыв южном и северномприделах на32 свечи каждая;в 1892 году - междуколоннами - 16"малых" люстрпо 16 свечей. Когдавключаютсявсе люстры,помещениесобора наполняетсямягким рассеяннымсветом, смягчаютсяконтуры деталейархитектуры;интерьер, сохраняяторжественнуюмонументальность,приобретаетособо умиротворяющий,спокойныйхарактер.

Казанскийсобор - один изпервых памятниковархитектурыклассицизма,в оформлениифасадов которогобольшое местозанимают произведенияскульптуры.Позднее скульптураиспользуетсяв декорировкемногих крупныхсооруженийПетербурга:Горного института(1806-1811, арх. А. Н. Воронихин),Адмиралтейства(1806-1820, арх. А. Д. Захаров),Фондовой биржи(1805-1816, арх. Тома деТомон) и др. Именнов этот периодсовместнымиусилиями выдающихсязодчих и ваятелейбыло достигнутовысокое искусствосинтеза зодчестваи пластики.Русские ваятелисоздали великолепныескульптурныеансамбли, исполненныегероическогопафоса и передовыхгражданскихидеалов. Статуи,рельефы, архитектурныедекоративныеформы, не теряясамостоятельногозначения, обогащалисодержаниеархитектурныхпамятников,усиливали ихживописностьи художественнуювыразительность.Хотя художникивыражали идеисвоих произведенийаллегорически,через античныелибо библейскиесюжеты и образы,они прославлялипатриотическиеподвиги своихсовременников,утверждалисилу разума,выражали восхищениечеловеком, егофизическими нравственнымсовершенством,возвышенностьючувств.

Идеи патриотизмаи гуманизма,лежащие в основеархитектурногообраза, определилижизнеутверждающийхарактер Казанскогособора; выступивна первый план,они приглушиликультовоеназначениездания,

Выразительностьи сила эмоциональноговоздействияэтого памятника- не только всовершенствекомпозициии архитектурныхформ, но и в глубокомсинтезе искусств:произведенияскульптурыи живописисоединены сархитектуройв единое целое.

Синтез искусствимел место вистории художествс древнейшихвремен; на разныхэтапах и в разныхжизненныхусловиях онприобреталразличные формыи глубину содержания.Но всегда источникомего формированияявлялась общностьидейно-мировоззренческойосновы искусстви, следовательно,единство стиля.В синтезе искусствбыло закономернымих взаимовлияние.что содействовалоуспешномуразвитию каждого.В этом отношениипоказательнывыдающиесяпамятникиархитектурыи связаннойс ней монументальнойскульптурыДревнего мира.

Казанскийсобор - яркийпример того,что синтезискусств достигаетсовершенствав те периоды,когда искусстванаходятся всвоем развитиина подъеме,связанном спрогрессивнымидвижениямив жизни общества.

Слияниеискусств вКазанскомсоборе настолькоестественнои логично, чтоони воспринимаютсяв неразрывномединстве, образующемцельныйархитектурно-художественныйобраз. При этомскульптураи живописьобогащаютархитектуру,раскрываютее сущность,не теряя, однако,собственнойхудожественнойценности.


10



Рефератпо историиСанкт-Петербурга

ученика10Бкласса

СтепановаАлександра



Оглавление:

  1. Казанскийсобор – неотъемлемаячасть Санкт-Петербурга………………….1стр.

  2. Главныйархитектор…….2стр.

  3. АрхитектураКазанскогособора………………………..3стр.

Используемаялитература:

  1. Я.И.Шурыгин “Казанскийсобор”,“Лениздат”,1987 г.

  2. Энциклопедическийсправочник“Санкт-Петербург,Петроград,Ленинград”,“БольшаяРоссийскаяЭнциклопедия”,1992 г.