Смекни!
smekni.com

Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков (стр. 7 из 10)

Вильнюсский костел миссионеров (1694-1730) наглядно демонстрирует легкость и изысканность форм позднего барокко. Этот трехнефный костел базиликального типа, с часовнями, имеет две пятиярусные башни с очень эффектными, будто ажурными, верхними ярусами. Костел образует тесный ансамбль с жилыми и подсобными корпусами монастыря. Красиво выделяется его главный портал. Храм является частью ансамбля, состоящего из дворца епископа И. Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Снаружи выделяется высокими башнями, в интерьере – пышным декором в стиле рококо. В костеле сохранился алтарь святого Винцента. Он впечатляет своим высоким художественным исполнением и является показательным примером вильнюсского позднего барокко.

Наряду с типичными культовыми строениями с плоским двухбашенным фасадом встречается несколько реконструированных или заново построенных в XVIII веке однобашенных костелов. С главным фасадом башни связываются двояко: в одном случае они стоят в углах фасада, в другом – посередине главного фасада и являются проходными.

Самым интересным из однобашенных строений остается трехнефный, базиликального типа костел августинцев в Вильнюсе (1746-1768), входящий в небольшой комплекс Августинского монастыря (по своим архитектурным формам он имеет сходство с Дрезденской гофкирхой Г. Кьявери). Посредине фасада, в одной плоскости с ним возвышается пятиярусная башня (41,5 метр высоты) с многочисленными группами колонн и пилястр, с волнистыми ярусными карнизами. Ярусы различны по высоте и площади сечения. Их ордерные элементы, по-разному трактованные, придают башне особую нарядность. (33, 469)

Безбашенные фронтонные костелы прямоугольной планировки, однонефные или трехнефные, зальные или базиликальные, составляют довольно значительную группу культовых зданий барокко в Литве. Фасад безбашенных костелов в два-четыре яруса делится по вертикали группами пилястр или колонн; в предпоследнем ярусе помещаются по сторонам волнообразные изогнутые волюты, на которых стоят вазы или ажурные железные кресты, изготовляемые народными мастерами. В XVIII веке было построено несколько новых костелов этого типа, реконструировались подобным образом и старые.

Одним из таких реконструированных костелов был костел святого Иоанна в Вильнюсе (возведен в 1388-1426, перестроен в 1737-1748). Этот костел, являясь частью ансамбля Вильнюсского университета, выделяется своим грандиозным объемом и колокольней (высота колокольни с железным крестом 68 метров, построена в конце XVI века, реконструирована в XVIII веке). При реконструкции костела в корне изменена композиция его главного западного фасада. Первоначальный готический аккорд еще звучит в трех узких высоких окнах во втором ярусе, однако весь фасад получил отделку в стиле позднего барокко, притом органически увязанную со всей его композицией. Это пластически богато разработанная, насыщенная контрастами теней и света поверхность. Массивный и суровый первый ярус, несет следующие три. Формы постепенно становятся более мелкими и легкими. Фронтон фасада имеет волнообразные очертания и заканчивается железными крестами, ажур которых, вырисовываясь на фоне неба, обогащает контур здания. Заново построенный в 1748 году в стиле барокко, фронтон хора отличается монолитностью; создается впечатление, будто он отлит из одной массы. Архитектура костела святого Иоанна говорит о большом мастерстве применения сложных форм позднего барокко при реконструкции строений, об умелой их связи с сохранившимися чертами первоначального стиля. В интерьере костела установлено несколько мемориальных памятников выдающимся деятелям науки и культуры, связанным с вильнюсским университетом: поэту Адаму Мицкевичу, вождю повстанцев Тадеушу Костюшко, композитору Станиславу Монюшко. (16, 147) Также был перестроен в 1748-1760 годах однонефный готического стиля костел святого Георгия. Предполагают что автором реконструкции был архитектор П. Гоферис, участвовавший в 1752-1760 годах в реконструкции доминиканского ансамбля в Вильнюсе. Пилястры фасада, обводы отверстий, рельефы в стиле рококо дают и здесь декоративно выразительную игру светотени.

В XVIII веке не только реконструируются, но и заново строятся в провинции несколько безбашенных фронтонных костелов; в них заметны первые признаки формирования классицизма. Одним из наиболее оригинальных костелов этого типа является бернардинский костел в Тельшяй (1762-1765).

Костелы купольноцентрической композиции в Литве появляются в период расцвета барокко, но больше их строилось в период позднего барокко. В этих сооружениях в центре скрещения нефов возвышается шестигранный или в большинстве случаев восьмигранный купол, объединяющий внутреннее пространство костела и доминирующий в его внешнем облике.

Одним из первых костелов такой композиции и единственным памятником, который почти не подвергался каким-либо перестройкам, является костел в ансамбле монастыря ордена камальдулов в Пажайслисе (построен в 1667-1712, его первый архитектор Л.Фредо, затем братья К.Путини и П.Путини). Единый по стилю, этот ансамбль на берегу Нямунаса имеет строго симметричную композицию. Ее основную продольную ось в первую очередь подчеркивает идущая к основным большим воротам аллея; за воротами и каменной стеной – липовая аллея; через ризалит жилого корпуса проход во внутренний громадный прямоугольный двор с величественным костелом на главной для всей этой архитектурной композиции оси. Шестиугольный костел – доминанта ансамбля – с двух сторон окружен строениями с коридорами (раньше лоджиями). За костелом – эремиториум с отдельными домиками для монахов. Вся эта 300-метровая продольная ось заканчивается таким акцентом, как вертикаль трехэтажной башни (1730) типа бельведера. Находящийся в центре ансамбля костел имеет вогнутый двухбашенный фасад, расчлененный пилястрами ионического большого ордера. (44, 173)

Завершает здание храма оригинальный шестигранный купол внушительных размеров (13 метров диаметром и 49 метров высоты), увенчанный изящным шестигранным фонарем. На пространственную композицию костела несомненно оказала влияние венецианская церковь Санта Мария делла Салюте.

Ансамбль Пажайслисского монастыря – оригинальный памятник барокко в Литве. Костел по традиции двухбашенный, однако вогнутая центральная часть его фасада для литовского барокко периода его расцвета не характерна.

Интерьеру костела с его шестиугольной планировкой присущи величие и спокойствие. Подчеркнуто просторна алтарная часть с хором и ризницей; с боков, в углублениях четыре часовни; центр выделен обширным подкупольным пространством. Живопись и скульптура, а также облицовка стен костела цветным мрамором, деревянные панели хора и других подсобных помещений ансамбля – все это отличается большой тщательностью исполнения.

Ансамбль Пажайслиса – замечательный образец синтеза монументального и декоративного искусства, где интерьеры костела и других важнейших помещений обильно украшены пластическими фигурными и орнаментальными композициями из стука, а также монументальной живописью.

Авторами скульптур были М. Вольшейдас из Вильнюса, И. Мерли из Ломбардии и предположительно уже упоминавшиеся П. Перти и М.Жялявичюс.

В рельефах ансамбля встречаются декоративные картуши, гротескные маски, растительные мотивы (дуб, рута, лилии, розы и другие цветы) и заманчиво висящие фрукты; здесь много символических и фантастических элементов, аллегорических фигур, библейских, евангельских образов. Встречается множество свободно и смело вылепленных рогов изобилия, волют. Замысловата и вместе с тем очень пластична и выразительна скульптура сводов хора и ризницы, часовни и трапезной. Много барочной динамики в позах и ракурсах, разнообразия в постановке фигур, много оригинальности в орнаментальных мотивах, объединенных вместе с фигурами в общую систему декора этого ансамбля. (20, 270)

Монументально-декоративная живопись, в основном фресковой техники, получила во второй половине XVII века в Литве довольно широкое распространение. Авторы многих росписей до сих пор не выявлены, и не известно, были это местные или прибывшие из Венеции, Флоренции и других европейских художественных центров мастера. Расцвет монументально-декоративной живописи совпал с деятельностью талантливого итальянского художника М. Паллони (в Литве с 1674 по 1700 год), работавшего в часовне святого Казимира, во дворцах Сапегов, Слушки.

Важнейшая работа Паллони – фрески ансамбля в Пажайслисе (1676-1680), где под его руководством работало много местных и прибывших из Западной Европы художников-монументалистов. Многое в этих фресках напоминает великих венецианцев, а также замечательного виртуоза световых эффектов Корреджо. Стены костела в Пажайслисе были украшены 13 большими фресками на религиозно-библейские и исторические темы; три из них, изображавшие моменты из истории Литвы и жизни Пацов, замазаны в XIX веке. Во фресках Пажайслиса позы и движения фигур динамичны, в них разнообразно используются ракурсы, перспективные сокращения, в них много света, воздушности. В качестве фона зачастую вводятся архитектурные фрагменты или мотивы пейзажа, однако передаются лишь самые характерные элементы, без детализации. В работах Паллони примечателен реализм в трактовке типажа и бытовых атрибутов. Колорит тонкий, нет сильных контрастов, преобладают нюансы теплых желто-розовых тонов. Выделяются многофигурные фрески: «Переход через Красное море», «Пир Балтазара», «Сцены из жизни святого Христофора», «Чудо у гроба Марии Магдалины де Паззи» и другие. Одна из самых великолепных – композиция «Сон Ромуальда» с ее желтовато-зеленоватым колоритом, диагональной композицией, ритмично скомпонованными фигурами на фоне прекрасного декоративного пейзажа. Художественными достоинствами изобилуют и фрески на тему «Жизнь Марии». В шестигранном куполе костела расположена главная композиция – «Коронование Марии».