Смекни!
smekni.com

Ойконимия Белгородской области (стр. 2 из 3)

а) размер - х. Большой, х. Малый;

б) время возникновения - с. Новоселовка.

- ойконимы, образованные от слов, отражающих топографические особенности местности или поселения:

с. Огибное от лексемы огиб 'лука, окраина'. Это село огибали два оврага с ручьями по ним;

с. Проточное - в этом ойкониме образующей базой является лексема протока. Люди расселялись вдоль протоки реки;

х. Шляховое от шлях 'тракт, дорога, путь' [Даль, с. 640]. 3. В. Рубцова отмечает, что в Подонье топонимизированная лексема шлях "...встречается в названиях хуторов, находящихся у крупных дорог - х. Шляховский на известном Царицыном шляху".

2) Названия, отражающие рельеф местности

Специфика рельефа Белгородчины - одна из причин многообразия состава местных географических апеллятивов. В пределах области частое чередование повышенных и пониженных участков земной поверхности создает большое разнообразие местного рельефа, основными формами которого являются водоразделы и междуречное плато, речные долины, террасы и поймы, балки и овраги.

Таким образом, эта подгруппа включает в себя названия, отражающие особенности рельефа местности. При этом под рельефом, как считает Суперанская А.В., следует понимать "...особенность ландшафта определенной местности, характеризующейся формой земной поверхности и относительной высотой определённых ее участков". К таким названиям относятся следующие ойконимы: с. Кочегуры, с. Холки, х. Рубежный Лог, х. Сенной Лог, п. Долгая Яруга, с. Красная Поляна.

Неровный характер местности обусловливает наличие в местных говорах ряда слов для обозначения разного рода естественных возвышенностей: кучегур 'песчаные холмы, бугры' [Даль, 2, с. 181], холок 'бугор' (мест.). Данные лексемы лежат в основе образования ойконимов: с. Кочегуры, с. Холки. Сюда же относится название с базовым элементом вал, который используется для обозначения искусственных возвышений: с. Завалищено. Этот ойконим хранит исторические страницы жизни нашего края середины XVII в., так как связан с остатками старинного военного оборонительного укрепления - вала, именуемого Белгородской чертой.

При назывании форм отрицательного рельефа используется апеллятив лог 'балка, широкий овраг' [Даль, 2, с.262], характерный как для литературного языка, так и для русских говоров. Этот термин участвует в образовании ойконимов: х. Рубежный Лог, х. Сенной Лог.

К названиям, связанным с обозначением отрицательного рельефа, относится также ойконим п. Долгая Яруга.

Равнинный характер местного ландшафта отражен в ойкониме, который связан с географическим термином поляна - с. Красная Поляна.

1.3 Ойконимы-фитонимы

Это ойконимы, которые образованы от названий деревьев и кустарников.

Лексема ольха играет роль базы и в гидронимии - р. Ольшанка, от названия которой, в свою очередь, образованы ойконимы - с. Ольшанка, с. Сухая Ольшанка.

Посёлок Чернянка образован от лексемы чернь - "чернолесье", что означает лиственный лес. Такие лесные массивы имеются к западу от п. Чернянка.

Ойконим х. Яблоново образован от названия фруктового дерева - яблоня. Это селение было размещено на яблоневой поляне.

В качестве базы для образования ряда ойконимов используются также названия кустарниковых зарослей: с. Лозное - от лексемы лоза 'дерево, кустарник некоторых пород ив' [Ожегов, с. 320]; х. Малиново - от лексемы малина.

В наименовании населенного пункта может использоваться название травяного покрова: с. Старо-Хмелевое - от лексемы хмель, с. Ковылино от лексемы ковыль.

Ойконим с. Морквино связан с названием огородного растения - морковь.

1.4 Ойконимы-зоонимы

О разнообразии животного мира нашего края в прошлом и настоящем свидетельствуют наименования некоторых населенных пунктов, связанные с названиями животных, рыб.

В исследуемом материале в качестве образующей основы ойконима зоонимического происхождения используется название дикого животного -медведь. Эта исходная лексема участвует в образовании названия х. Медвежье (двести - триста лет назад в здешних лесах водились бурые медведи).

В образовании ойконима с. Окуни роль базы играет название рыбы – окунь.

В целом исследование ойконимов естественно-географического характера выявило те аспекты наименования населенного пункта, которые можно называть как "объективные" в том смысле, что они присущи топониму в соответствии с природными, географическими и топографическими особенностями местности, игравшими решающую роль в жизни человека в первоначальный период становления ойконимии изучаемого региона. Все это подтверждает положение о давности возникновения ойконимов, восходящих в апеллятивной лексике.

2. Названия культурно-исторического характера

От ойконимов, восходящих в семантике к естественно-географическим названиям, принципиально отличаются ойконимы культурно-исторического характера, которые связаны с личными именованиями жителей и владельцев селений, с религиозно-культовой лексикой, с материальной и общественной жизнью человека. Появление данных ойконимов обусловлено культурно-историческим развитием Белгородчины.

2.1 Ойконимы-антропонимы

Антропонимы и топонимы, являясь основными разрядами собственных имен, тесно взаимосвязаны. Антропонимы и в прошлом, и в настоящее время служили и служат базой для образования географических имен.

Отметим, что антропоним - это любое собственное имя, которое может иметь человек (или группа людей), в том числе личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним.

Во многих названиях населенных пунктов Белгородской области образующей базой являются личные неканонические и канонические имена, прозвища и фамилии первопоселенцев, основателей или владельцев селений.

Следует отметить, что неканонические имена и прозвища лежат в основе русских фамилий, от которых, в свою очередь, образована значительная часть ойконимического материала исследуемого региона. Неслучайно В. А. Никонов предупреждает, что в большинстве случаев нет видимых признаков, которые позволили бы различать, где имеем дело с фамилией, а где с прозвищем. Поэтому в тех случаях, где краеведческие изыскания указывают на фамилию жителя или владельца села, мы квалифицируем такой ойконим как отфамильное образование.

Итак, к названиям, связанным с особенностями внешнего вида человека, относятся: х. Бородин - от неканонического имени Борода; п. Некрасовка - от имени Некрас 'некрасивый' [Никонов В.А., Словарь русских фамилий, с.81].

С. Баклановка - от неканонического имени Баклан 'большая голова, головища; головач, голован, головастый' [Даль, 1, с. 40].

Х. Бабанино - в данном ойкониме отражены родственные отношения, от термина родства бабка, бабаня, когда притяжательное прилагательное бабанин закрепилось за воспитанником бабушки или ее любимцем и стало прозвищем.

С. Хитрово - от лексемы хитрый, в названии села отразилось свойство характера человека.

С. Волково - название произошло от фамилии первопоселенца Андрея Григорьевича Волкова, в основе которой лежит лексика фауны. Сюда же относится и название с. Комаревцево. Обычно такие имена и прозвища, от которых образованы указанные ойконимы, давались человеку по какому-либо сходству с животными или насекомыми.

Образования от основ канонических имен уже более поздние по сравнению с вышеуказанными.

Эти названия некогда служили основным средством выражения принадлежности, образуя притяжательные прилагательные. Эта историческая функция сделала их господствующими в ойконимии, когда распространение феодальной собственности на землю стало главным признаком наименования мест - кому оно принадлежит.

Итак, подобными названиями населенных пунктов являются: х. Алпеев - от канонического личного имени Алпей; с. Александровка - от Александр; с. Андреевка - от Андрей; х. Авилы - от имени Вавилы, с усечением начального согласного звука; с. Захарове - от Захар; с. Кузькино - от Кузьма; х. Макарьевка - от Макар; с. Николаевка - от Николай; с. Павловка - отПавел; х. Петровский - от Петр; с. Раевка - от Рая; с. Савенково – от Савелий; х. Семино - от Семен; с. Ларисовка - от Лариса; с. Елизаветинка- от Елизавета.

Тот факт, что антропонимы занимают значительное место в образовании ойконимов, объясняется спецификой данных географических объектов. Это населенные пункты, возникновение которых связано с деятельностью человека, в отличие от географических объектов, связанных с природой.

2.2 Ойконимы, связанные с культово-религиозной лексикой

Роль церкви в жизни нашего края в конце ХVI - начале XVII вв. была еще невелика, влияние церкви возросло позже. Топонимика свидетельствует, что наименование населенных пунктов по названиям церквей или названиям религиозных праздников достигло известной продуктивности лишь в XIХ в.

На исследуемой территории нами отмечены следующие ойконимы, относящиеся к данной подгруппе: с. Петропавловка (по церкви во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла); с. Малая Троица (название - по Троицкой церкви); с. Воскресеновка (по празднику Пасхи - в честь Воскресения Иисуса Христа).

2.3 Ойконимы, связанные с историей заселения края и служебной деятельностью населения

Различные категории населения заселяли Белгородский край - стрельцы, солдаты, пушкари, станичные ездоки. Память об одной группе южнорусского населения XVII века - о станичных ездоках - осталась в названии населенного пункта Чернянского района - с. Ездочное, ездоки делали объезды степи для выявления передвижения кочевников.

Ойконим х. Рубежный Лог указывает, что граница при разделении земель могла проходить по естественным урочищам, в данном случае по логу.


2.4 Ойконимы, топоосновы которых отражают типы селений и виды построек

П. Красный Выселок - в основе образования названия этого населенного пункта лежит термин, обозначающий тип поселения - выселок.

Ойконим с. Лубяное отражает особенность материала, из которого строили жилища, в данном случае в качестве производящей базы выступает слово Лубянка, то есть сделанный из луба 'подкорье, исподняя кора; особенно липовое, идущее на кровли' [Даль, 2, с.270].