Смекни!
smekni.com

Стилистические особенности конвергенции (стр. 2 из 4)

Таким образом, стилистическая конвергенция определяется как сложный стилистический прием, основанный на взаимодействии стилистических средств одного или разных уровней (фонетические, словообразовательные, лексические, синтаксические (включая стилистические фигуры) в результате выполнения единой стилистической функции). Но при этом важно отметить, что стилистическая конвергенция не является стилистическим эффектом. Она способствует возникновению того или иного стилистического эффекта, так как стилистическая конвергенция – форма (языковой план), стилистический же эффект – стилистическое впечатление (внеязыковой план).

1.1 Типы конвергенции стилистических фигур

В настоящее время выделяют следующие типы конвергенции стилистических фигур как сложного стилистического приема:

1. По характеру расположения взаимодействующих стилистических фигур в тексте: сосредоточенная и рассредоточенная (вслед за А.П. Сковородниковым), а также текстовая конвергенция стилистических функций:

А) сосредоточенная – взаимодействия стилистических фигур в пределах одного предложения в результате выполнения ими общей стилистической функции;

Б) рассредоточенная – взаимодействие стилистических функций на основе выполнения общей стилистической функции в пределах нескольких предложений, сложно – синтаксического целого или нескольких сложных синтаксических целых, объединенных композиционно;

В) текстовая – взаимодействие стилистических фигур в результате выполнения общей стилистической функции на протяжении всего текста как целостного законченного произведения.

2. По количеству взаимодействующих стилистических фигур выделяют двухкомпонентную и многокомпонентную конвергенцию стилистических фигур;

3. По критерию однородности/ неоднородности стилистических фигур, вступающих во взаимодействие, выделяются: гомогенная, гетерогенна (термины И.В. Пекарской) и смешанная конвергенция стилистических фигур:

А) гомогенная – взаимодействие однородных стилистических фигур на основе выполнения общей стилистической функции;

Б) гетерогенная – воздействие разновидных стилистических фигур на основе выполнения общей стилистической функции;

В) смешанная – многокомпонентное воздействие стилистических фигур, две или более из которых являются однородными.

4. По наличию / отсутствию отношений субординации между стилистическими фигурами, вступающими во взаимодействие, выделяются: деривационная и эквивалентная конвергенция стилистических фигур:

А) деривационная – взаимодействие стилистических фигур на основе выполнения общей стилистической функции, при котором одна стилистическая фигура является средством для построения и функционирования другой стилистической фигуры;

Б) эквивалентная – равноправное взаимодействие стилистических фигур, не вступающих в деривационные отношения и выполняющие общую стилистическую функцию.

5. По способу взаимодействия стилистических фигур различаются – наложение; – соединение; – вставка и синкретизм способов взаимодействия стилистических фигур:

А) наложение – взаимодействие стилистических фигур на основе выполнения общей стилистической функции, при котором стилистические функции накладываются друг на друга;

Б) соединение – последовательное соединение («цепочка») стилистических функций, выполняющих общую стилистическую функцию;

В) вставка – взаимодействие стилистических фигур на основе выполнения общей стилистической функции, при котором одна стилистическая функция вставляется («вклинивается») в другую стилистическую функцию;

Г) синкретизм – смещение различными способами взаимодействия стилистических функций, выполняющих общую стилистическую функцию.

Необходимо отметить, что текстовая конвергенция – является редким явлением и представлена в различных жанрах: в жанре рассказа (в художественной речи), анекдота, афоризма и аналитической статьи (публицистическая речь)

Наиболее распространенным является рассредоточенная конвергенция стилистических функций. В сосредоточенное взаимодействие наиболее часто вступают (в порядке убывания частотности) парцелляция, лексическая анафора, полисиндетон, асиндетон, инверсия, синтаксический параллелизм, редупликация. Тогда как в рассредоточенное – синтаксический параллелизм, парцелляция, лексическая анафора, риторическое восклицание, редупликация, инверсия и номинативное предложение.

2. Функции стилистической конвергенции

В нашей работе используются названия стилистических функций конвергенции стилистических фигур, выявленные на основе сопоставления существующих терминологических обозначений функций различных явлений языка и приведения их в систему. Рассмотрим основные функции конвергенции стилистических фигур.

I. Изобразительная функция – функция художественно-образной конкретизации изображаемого. Имеет несколько типизированных реализаций:

1. Использованные конвергенции стилистических фигур для выделения наиболее важных элементов общей картины (например, элементов внешности человека, его поведения), способствующих большей наглядности образа. Выделение наиболее важных элементов конвергенцией стилистических фигур способствует тому, что изображаемые автором события, действия, ситуации, образы предстают как зримые, реально разворачивающиеся «на глазах» читателя, выступающего в роли зрителя. В художественной речи выполнения конвергенцией стилистических фигур функции наглядного изображения способствует большей конкретизации художественного образа (в широком понимании);

2. Динамическая функция или функция динамического изображения, то есть функция изображения энергичности, стремительности действия, события быстрой смены мысли, предметов при восприятии действительности и т.п.;

3. Функция создания и / или усиления эффекта длительности описываемых событий;

4. Функция изображения неожиданности наступления действия.

II. Характерологическая функция конвергенции стилистических фигур – функция речевой характеристики субъекта повествования (автора, рассказчика) или персонажа:

1. Отображение внутренней речи, через которую дается психологическая характеристика состояния субъекта этой внутренней речи;

2. Функция создания несобственно – прямой речи – функция сближения, «смешения» речи автора с речью персонажа.

III. Эмоционально – выделительная функция конвергенции стилистических фигур – это функция усиления эмоций (чувства, настроения), эмоциональной оценки или эмоционального состояния (в том числе аффективного) субъекта повествования или персонажа:

1. Конвергенция стилистических фигур способна усиливать возмущение, негодование, страх, удивление, восхищение, огорчение, обиду, радость, чувство безысходности, неуверенности, взволнованности и др., то есть все многообразие эмоций и эмоциональных состояний;

2. Нередко встречаются случаи конвергентного использования стилистических фигур, которые не связанны с подчеркиванием конкретной эмоции. Конвергенция стилистических фигур при этом придает отрезку текста нерасчлененную эмоциональность, (А.П. Сковородников называет это функцией общей экспрессивизацией), характерной для парцелляции и эллипсиса. Эта функция свойственна и конвергенции стилистических фигур;

IV. Оценочно характеристическая функция выступает в либо как негативно – оценочная, либо как позитивно – оценочная:

1. Негативно – оценочная – усиление с помощью конвергенции стилистических фигур негативного отношения автора к чему-либо или кому-либо;

2. Позитивно-оценочная – функция усиления позитивного отношения автора к чему-либо или кому-либо, одобрения чьих-либо действий, одобрения каких-либо ситуаций.

V. Функция актуального выделения компонента/ов предложения.

А.П. Сковородников справедливо отмечает, что в большинстве случаев эту функцию выполняет соединение позиционно – лексического повтора и парцелляции, «…позволяющего создавать в высказывании несколько рематических центров (эффект парцеляции), а в них выделять какой-либо компонент в качестве смыслового лейтмотива (эффект повтора)» [8].

Функция актуального выделения компонентов в сосредоточении конвергенции стилистических фигур выполняет взаимодействие анадипиозиса (подхвата / стыка) (разрядкой) и парцелляции.

VI. Интонационно-ритмическая функция – функция интонационного выделения компонентов высказывания и создания особого («рубленного») или плавного ритма речи.

Ее выполняет чаще конвергенция парцелляции с другими фигурами. Интонационно-ритмическая функция характерна также для сосредоточении конвергенции анафоры, полиптопа (кто-кого-кому-с кем-о ком) синтаксического параллелизма, инверсии (разрядкой), эллипсиса и парцелляции.

VII. Приемоактуализирующая функция – функция усиления конвергенции стилистических средств других стилистических приемов:

1. Интимизирующая функция – усиление конвергенцией стилистических фигур приема интимизации повествования (создания эффекта живого диалога с читателем, непринужденной беседы с ним): взаимодействие парантезы и полисиндетона;

2. Корректирующая функция – функция усиления приема поправления в сочетании с интимизирующей (эффект разговорности).

2.1Выразительность как общая стилистическая функция конвергенции

Среди стилистических функций конвергенции стилистических фигур можно выделить общую и частные стилистические функции.

Но нам хотелось бы обратить ваше внимание на общую (постоянную) стилистическую функцию конвергенции стилистических фигур, на выразительность. В настоящее время выделились два основных понимания выразительности: