Смекни!
smekni.com

Концепции современного естествознания (стр. 46 из 53)

Внимание – это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент. Физиологический механизм внимания – это 1) ориентировочный рефлекс, который заключается в установке анализаторов на объект; 2) локальный процесс активиза­ции, основанный на явлении доминанты. Внимание бывает двух видов: произвольное (основано на сложных взаимосвязях в коре больших полушарий) и непроизвольное (связано с возбуждением подкорковых образований). Главную роль в обеспечении внимания играет промежуточный мозг и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Память – это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию. Виды памяти: зрительная (иконическая), слуховая (эконическая), моторная, словесно-логическая, ассоциативная. Левое полушарие обеспечивает словесно-логические способы запоминания, правое – наглядные образы.

Эмоциональная сфера сознания представляет собой субъективно - психологические переживания и включает в себя 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции и эмоциональные состояния (гнев, восторг, страх, радость, отчаяние и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть и т.д.). Все эти разнопорядковые явления обычно объединяются понятием «эмоции». Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера присутствует также и в познавательном процессе, повышая или, наоборот, снижая его эффективность. Об эмоциональной сфере более подробно поговорим в следующей лекции.

Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля – это способность человека к достижению своих целей. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания.

Физиологические механизмы волевой активности представлены следующим образом: в теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь дает возможность возбуждению, возникшему в каком-либо участке коры, достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Так представлен элементарный путь прохождения информации, человеку же присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе. Как показывают исследования, исключительное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. Их поражение приводит к абулии (болезненному безволию). Важное значение в общем механизме волевого регулирования имеет также ретикулярная формация. Ретикулярная формация – это своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы и задерживающий другие. Общепризнанно также, что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления энергетическим снабжением коры.

Волевое действие включает в себя: цель, планирование и исполнение. Цели определяются мотивами, т.е. потребностями, влечениями и желаниями. Часто осознание (или формирование) цели связано с борьбой мотивов, которая заканчивается принятием решения. За принятием решения следует планирование способов достижения поставленной цели. Как только определены пути и способы, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно пронизывает все звенья волевого акта от осознания цели до практического ее осуществления. Волевое усилие зарождается и возрастает по мере возникновения и нарастания трудностей, напряжений.

К волевым свойствам личности относятся: настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Эти качества формируются в процессе жизни и деятельности. У бездеятельных людей низкий уровень развития волевых качеств, их называют слабовольными.

4. Этология. Особенности поведения человека и животных

Исследование поведения человека показывают, что оно в основном определяется генетическими особенностями и только часть признаков определяется культурой, образованием, воспитанием. То есть поведение человеческого индивида не выходит за рамки своего вида, как и у всякого филогенетически сложившегося вида.

Ученые ищут общее и различие в человеке и животных. Сходства человека и животного определяются следующими признаками:

1) вещественным составом, строением, поведением организмов;

2) человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция живого;

3) у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важнейшие функции у животных: копчик, аппендикс, волосы и т.д.;

Отличия человека и животного:

1) человек обладает разумом, т.е. он способен к понятийному, абстрактному мышлению. Чем выше эта способность, тем выше интеллект человека;

2) человек обладает речью, т.е. общение происходит с помощью слов, знаков – это видовой признак человека;

3) способность к труду. Только человек способен изготавливать и использовать орудия труда. Животное приспосабливается к окружающей среде, а человек приспосабливает ее к себе, т.е. преобразует.

Таким образом, очевидно, что различия имеют социальный характер.

Наука о поведении животных называется этологией. Основы этологии были заложены в начале 30-х годов ХХ в. выдающимся австрийским биологом Конрадом Лоренцем. Этология изучает поведение животных преимущественно в свободных условиях. Исследования показали, что животные рождаются с заданными формами поведения – инстинктами. Инстинкт – это единица поведения, определяемая генотипом. Инстинкты специфичны для каждого вида и в процессе эволюции могут совершенствоваться. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют 4 вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Изучая животных, Лоренц вывел ряд врожденных запретов, которые не позволяют выполнять обычные программы поведения при общении с себе подобными. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения вида. Важнейшими из этих запретов являются следующие:

1. Не убей своего! Чтобы выполнять его, необходимо безошибочно узнавать своих.

2. Нельзя нападать неожиданно и сзади без предупреждения и без проверки!

3. Нельзя применять убийственный прием в драке со своим!

4. Нельзя бить того, кто принял позу покорности!

5. Победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свое жилище, самку, детеныша, почти всегда выигрывает в конфликте.

Особенности социального поведения животных обусловлены тем, что их социальное поведение – не случайность, а эволюционный механизм, возникновение которого определяется преимуществами общественной жизни. Социальные группы могут состоять из двух особей и до нескольких тысяч у насекомых. Анонимная стая – простейшая форма семьи. Безличная семья – замена одного члена семьи на другого остается не замеченной. Личные семьи – лебеди, дикие гуси. Иерархические группы: пчелы и термиты.

Данные этологии показывают, как много сходств у человека с животными. Однако на основании аналогий между поведением животных и человека делаются различные выводы:

первая точка зрения К. Лоренца: человек по происхождению животное и обладает всеми его свойствами, включая биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Эта позиция находит свое выражение в социобиологии, согласно которой в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры. Образ жизни человека определяется его генами.

вторая точка зрения Вальтера Холличера: человек качественно отличается от животного, и поэтому распространять закономерности животного мира на человеческое поведение неверно и бесперспективно.

Уместно здесь вспомнить древнекитайскую мудрость: не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях.

С точки зрения социобиологии сложные поведенческие программы, присущие животному миру, следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь большинство признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это его поведение. Социобиологи, исследуя человеческое поведение, доказывают, что все наше поведение в значительной степени биологично.

Отвечая на вопрос о происхождении человеческой морали и высказывая гипотезу о ее биологической природе, этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

В качестве примера наличия некоторых «социальных» чувств часто приводят собаку. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши правила, которые ей исходно совершенно чужды – понятливость и послушность. Мы называем собаку другом человека. Некоторые люди спокойно оставляют ребенка на попечении своей собаки, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого и сильного человека. То есть люди доверяют ей. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.