Смекни!
smekni.com

Эволюция протозойных и грибковых заболеваний (стр. 4 из 5)

Не менее пестрая картина получается и при сравнении интенсивности и глубины поражений, вызываемых паразитическими грибами. Трихоспории и трихомикозы являются примерами паразитирования грибов на поверхности кожи и волос с незначительными повреждениями последних. В сущности, эти грибы могут быть признаны сапрофитами, питающимися отмирающими тканями и выделениями кожи — потом и салом. Дальнейшей ступенью паразитизма являются некоторые микроспории и трихофитии, при которых поражаются только волосы, или эритразма, при которой грибы развиваются в самых поверхностных слоях эпидермиса. Другие виды Microsporonи Trichophytonпоражают более глубокие слои кожи, вызывая воспалительную реакцию. Наконец, парша и некоторые вцды стригущих лишаев, вызывающих поражения типа kerioncelsi(глубокой трихофитии), характеризуются проникновением грибов в толщу кожи с развитием интенсивной воспалительной реакции. Указанные примеры являются как бы отдельными этапами развития паразитизма от полусапрофитных форм, вегетирующих на поверхности кожи, до паразитов, внедряющихся в глубокие слои кожи.

Среди паразитических грибов встречаются виды, строго приспособившиеся к организму человека или отдельных видов животных, узкоспециализированные формы (различные виды Epidermophyton, ряд видов Trichophytonи Microsporon, возбудитель человеческой парши) и виды, патогенные для человека и одного или многих видов животных (возбудители стригущих лишаев — многие виды Trichophytonи Microsporon).

Наконец, степень паразитизма выражена по-разному у различных грибов. Наряду с такими строгими паразитами, как роды Epidermophyton, Microsporon, Trichophyton, имеются факультативно-паразитические виды, ведущие обычно сапрофитный образ жизни (роды Mucor, Aspergillus, Penicilliumи др.) или паразитирующие на растениях (Ustilagozeae, Graphiumulmi).

Учитывая изложенное выше, можно следующим образом представить эволюцию возбудителей поверхностных дерматомикозов.

1. Некоторые виды поверхностных дерматомикозов человека получены им от его предков. Хроническое, иногда пожизненное течение этих дерматомикозов, поверхностный характер поражений, вызывающий слабые реакции со стороны макроорганизмов, способствовали тому, что даже при редко наступавшем, случайном контакте обеспечивалось заражение, и данный паразит имел все шансы укорениться среди особей вида, являющегося его хозяином. При этом даже изменения условий жизни людей, которые имели место на протяжении эволюции человека от обезьяноподобных предков до современного общества, не могли существенно помешать распространению паразита среди людей. Следствием давности приобретения такими видами паразитических свойств явились строгая адаптация гриба к организму человека и утрата способности паразитировать на других видах животных. По-видимому, эритразма является результатом подобной эволюции паразита. Гриб Microsporonminutissimusявляется строгим паразитом человека, локализующимся преимущественно в области половых органов, что может являться косвенным доказательством древности его происхождения, так как при малой выраженности общения между предками человека половой контакт являлся наиболее надежным способом распространения подобного вида паразита среди его хозяев. Возможно, что таким путем возникли некоторые эпидермофитии, отрубевидный лишай, трихоспории и другие поверхностные дерматомикозы. Не случайно все эти паразиты вызывают поверхностные поражения с хроническим течением. Проникновение - в более глубокие слои кожи, может быть, и давало более обильную пищу паразиту, однако оно неизбежно приводило к развитию воспалительной реакции, обострению инфекции, выработке иммунитета, что, разумеется, не способствовало сохранению паразитического вида. Поэтому в ходе естественного отбора выживали виды, вызывающие поверхностные поражения с хроническим течением и мало выраженной воспалительной реакцией организма,, в результате чего и укоренились существующие в настоящее время поверхностные дерматомикозы типа эпидермофитии.

2. Другие виды поверхностных дерматомикозов получены человеком от прирученных им животных, а также от синантропных: грызунов, заселивших жилища. Имеются все основания полагать что парша, большинство трихофитий и микроспорий возникли; именно таким образом. Эти дерматомикозы широко распространены среди домашних животных и синантропных грызунов. Из 60 видов и разновидностей рода Tricophyton45 являются паразитами животных, окружающих человека. Из них к наиболее распространенным относятся: Т. gypseum(паразит лошадей), Т. felineum(паразит кошек и собак), Т. faviforme(паразит рогатого скота). Точно так же из 30 видов и разновидностей грибов Microsporon14 являются паразитами коров, лошадей, собак, мышей: и других животных. Из 8 возбудителей парши два вида (Oosporacaninaи Achoriongypseum) — паразиты мышей и кошек, A. gallinае — паразит кур и A. passerinum— паразит канареек. Все эти виды в той или иной степени патогенны для человека. Несомненно, что значительная часть этих болезней поражала предков современных домашних животных, так как стригущие лишаи распространены и среди диких животных. Приручение животных создало условия для образования новых видов, так как, во-первых, контакт между домашними животными более выражен, чем между дикими, во-вторых, в новых биоценозах создались условия для взаимного обмена паразитами, что способствовало и в настоящее время способствует видообразованию. Не удивительно, что данная группа изобилует видами и разновидностями. Обилие мелких разновидностей свидетельствует о том, что видообразование продолжается и сейчас и притом весьма интенсивно, в связи с чем указанные выше три рода грибов (Trichophyton, Microsporon, Achori) являются биологически прогрессирующими группами.

Контакт человека с животными привел к тому, что многие виды адаптировались к организму человека, став затем строгими его паразитами и потеряв способность паразитировать на животных. Многочисленные трихофитии и микроспории, а также человеческая парша являются результатом этого процесса. В настоящее время трудно установить, какие виды стригущих лишаев животных послужили источниками происхождения стригущих лишаев человека. Можно предполагать, что парша человека произошла от парши собак. Между трихофитиями рогатого скота и человека существуют промежуточные формы, связывающие эти заболевания. Однако эволюция трихофитий и микроспорий человека и животных зашла достаточно далеко, так как даже морфологически антропопозные и зоонозные виды легко отличимы. Это свидетельствует о сравнительно давнем происхождении стригущих лишаев человека.

В пользу такого предположения свидетельствует еще одна особенность стригущих лишаев: зоонозные трихофитии и микроспории у человека протекают остро, дают глубокие поражения с выраженной реакцией; антропонозные трихофитии, протекая хронически, поражают поверхностные слои кожи и не сопровождаются резкой воспалительной реакцией. На примерах эпидермофитий и эритразмы было показано, что такого рода течение инфекции более благоприятствовало сохранению паразитического вида. И это указывает также на древнее, относящееся к ранним этапам развития общества, происхождение стригущих лишаев человека, которые сформировались вслед за приручением животных, явившихся источниками возникновения человеческих трихофитий и микроспорий.

Необходимо осветить, как протекала дальнейшая эволюция стригущих лишаев и как шло возникновение новых видов.

Появившиеся возбудители антропонозных трихофитий и микроспорий, укоренившись среди людей, явились биологически прогрессирующими видами. Это видно из того, что данная группа возбудителей представлена многочисленными видами и разновидностями.

Расселение людей по земной поверхности привело к появлению географических рас и разновидностей грибов. Наряду с такими повсеместно распространенными видами, как Microsporonaudouiniи Trichophytoncrateriforme, существуют многие местные формы: Т. camerounense, Т. ceylonense, Bodiniaabessinicaи др. Эти формы возникают не только в развитом обществе, но существовали и в условиях доклассового общества, о чем говорит обилие видов, обнаруженных в тропических странах среди народов, еще недавно находившихся на ранних стадиях общественного развития вследствие изоляции от остального мира. Поскольку условия, вызвавшие появление антропонозных трихофитий и микроспорий, в дальнейшем почти не изменились, образование стригущих лишаев человека от соответствующих видов, вызывавших заболевания животных, происходило и на более поздних стадиях развития человеческого общества и, по-видимому, продолжается и в настоящее время. Этим можно объяснить существование промежуточных между человеческими и животными видами возбудителей трихофитий, как, например, Т. cerebriforme, Т. multicolor, которые R. Sabouraudвыделил в отдельную подгруппу, занимающую промежуточное положение между видами с крупными спорами (возбудители болезней животных) и мелкими спорами (возбудители болезней человека).

3. Третьи формы поверхностных дерматомикозов возникли в результате приспособления сапрофитных видов грибов к паразитированию на кожных покровах человека. Среди возбудителей дерматомикозов человека встречаются как облигатные, так и факультативные паразиты и даже сапрофиты. Работами советских дерматологов и микологов показано, что некоторые свободноживущие сапрофитные и фитопатогенные грибы могут вызывать кожные заболевания у человека и у животных. Наглядным тому примером являются плесени родов Aspergillus, Penicillium, Mucor,: Uhizopus. Эти грибы являются свободноживущими сапрофитами, развивающимися на влажных органических субстратах и вызывающими их плесневение. Попадая в ослабленный организм, они могут явиться возбудителями заболеваний легких (легочные микозы). Эти же грибы были обнаружены в естественных полостях; организма как причина воспалительных явлений (отомикозы), наконец, иногда они могут вызывать поверхностные дерматиты и более глубокие поражения кожи. За последние 40—50 лет также описаны многочисленные единичные случаи поверхностных и глубоких микозов, вызываемых грибами Oospora, Acladium, AcauliumGlenospora, Discomyces, Chalara, Pullula, Arthrographis, Catenuariaи др. Некоторые из них являются случайными паразитами человека. Например, гриб Graphiumulmi— патогенный паразит вяза, гриб Ustilagozeae— паразит кукурузы, оба они могут вызывать дерматомикозы у человека. Дрожжеподобный гриб Saccharomyceslabialis, встречающийся на фруктах и в сиропах, является несомненно сапрофитом, но он нередко вызывает профессиональное заболевание у кондитеров — «красную кайму губ». Факультативный паразитизм этих видов доказан. А. А. Кондратьева выделила из внешней среды несколько десятков разных дрожжевых грибов и изучила патогенность их для лабораторных животных. Некоторые из них оказались патогенными для морских свинок и кроликов — вызывали у них сепсис при внутривенном введении.