Смекни!
smekni.com

Эволюция гельминтозов (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

1. Трематодозы

2. Цестодозы

3. Нематодозы

4. Филяриидиозы

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последние четыре десятилетия стремительный рост фактических данных о самых различных аспектах биологии паразитов и теоретических построений в области популяционой и «синэкологической» паразитологии, к сожалению, не сопровождался системным совершенствованием понятийного аппарата паразитологии, адекватного новым фактам и современным представлениям теоретической экологии и эволюционной теории. Гельминты (в просторечии глисты) — общее название паразитических червей, обитающих в организме человека, животных и растений, вызывающих гельминтозы. По данным ВОЗ, каждый год приблизительно каждый второй человек на планете заражается одним из трёх основных видов гельминтов, что приводит к аскаридозу (1,2 млрд чел.), анкилостомозу (900 млн.) и трихоцефалезу (до 700 млн.).

Такое обширное распространение не могло бы иметь место, если бы черви-паразиты не были приспособлены к этому в результате эволюции. Чаще всего заражение различными паразитами древними людьми происходило случайно, но многие паразиты успевали «осесть» в организме. Также множество гельминтов приспособились к паразитизму в человеке с одомашниванием животных. В данном реферате я постараюсь подробно рассмотреть пути эволюции наиболее известных гельминтозов.


1. Трематодозы

Наиболее распространенные виды гельминтов, паразитирующих в организме человека, принадлежат к классам сосальщиков (Trematoda), ленточных червей (Cestoda) и круглых червей (Nematoda). Систематика и биология паразитических червей человека и теплокровных животных являются одним из разработанных разделов паразитологии, что в значительной степени облегчает нашу задачу.

Класс сосальщиков объединяет несколько тысяч видов, при этом все они являются паразитами. По-видимому, это — древние паразиты, так как значительная часть их паразитирует в организме моллюсков, рыб и земноводных (эк- то- и эндопаразиты). Биологический цикл их имеет две модификации: одна часть трематод развивается прямым путем, без промежуточного хозяина и без партеногении; другая часть развивается с партеногенией в теле промежуточного хозяина (одного или двух). Сосальщики, паразитирующие в организме человека, относятся к отряду переднеротых (Prosostomata) и имеют сложный цикл развития. Половозрелые особи обитают в кишечниках теплокровных животных — птиц и млекопитающих; личинки проходят стадию развития в организме двух промежуточных хозяев, из которых первый — обычно моллюск, а второй — рыба или моллюск.

Эволюцию трематод можно представить следующим образом. По-видимому, наиболее древние виды являлись (и являются ныне) паразитами моллюсков и рыб. В ходе приспособления к паразитическому образу жизни у значительной части трематод сложился биологический цикл развития: рыбы — моллюски — рыбы. Поедание рыбами моллюсков обусловило и смену хозяев взрослой и личиночной стадии паразитов, что хорошо обеспечивало сохранение и распространение паразитического вида.

С появлением теплокровных — птиц и млекопитающих, которые питались рыбой и моллюсками, эволюция многих сосальщиков пошла по пути приспособления к организму новых хозяев. Этим и объясняется обилие паразитических сосальщиков у болотных и водоплавающих птиц, водяных крыс, бобров, тюленей, китообразных и подобных им животных. При этом цикл развития паразита изменился в одном из двух направлений:

а) либо место рыбы как окончательного хозяина занял соответствующий вид теплокровного животного,

б) либо рыба сохранилась как второй промежуточный хозяин. В первом случае заражение происходило через воду или при поедании моллюсков, во втором случае — при поедании рыбы, а иногда и другого водного животного (ракообразного, моллюска), которые являются вторым промежуточным хозяином. В зависимости от местных условий эволюция паразитов могла идти либо по пути строгой адаптации к определенным видам животных-хозяев, либо, что было гораздо чаще, по пути приспособления к более широкому кругу хозяев, без узкой специализации.

Первобытный человек, пока он вел кочевой образ жизни, мог лишь случайно заразиться трематодами — теми же видами, которые приспособились к широкому кругу хозяев (полигостальные паразиты). Заражение могло происходить при питье воды или употреблении в пищу сырой рыбы, моллюсков, ракообразных. Пока эти заболевания носили случайный характер, они не могли влиять на данный сложивший биоценоз. Примерами такого рода биоценозов, где человек является случайным звеном, могут служить гельминтозы типа гимастлоза (цикл: морские птицы — моллюски—морские птицы), описторхоза виверры (виверры — моллюски— рыбы — виверры), в первом случае человек заражается при поедании сырых моллюсков, во втором случае — при поедании рыбы.

Положение существенно изменилось, когда, люди перешли к оседлому образу жизни, поселились на берегах водоемов (рек, озер) и когда рыбная ловля стала одним из основных средств добычи пищи. В этих условиях некоторые виды гельминтов, особенно те из них, которые не были узко адаптированы к организму определенного вида животных, а являлись полигостальными паразитами, могли приспособиться к новому хозяину. Однако такими новыми хозяевами для них явились не человек, а домашние животные, притом плотоядные. Это обусловливалось следующим! причинами. На той стадии развития, о которой идет речь, человек был хорошо знаком с огнем и вряд ли часто употреблял в пищу сырую рыбу. Зато домашние плотоядные — кошки, собаки — в изобилии получали рыбу, главным образом ее внутренности. В силу этого весьма вероятной стала циркуляция паразита по типу: кошки (собаки) — моллюски — рыбы — кошки (собаки). Естественно, что эти благоприятные для паразита условия явились причиной образования новых видов глистов.

В настоящее время существует немалое число таких гельминтозов, которые отнесены в группу рыбных. Назовем некоторые из них: описторхоз, клонорхоз, нанофиетоз, стелланхазмоз, гетерофиоз. При всех этих гельминтозах главными хозяевами паразита являются кошки и собаки. Некоторые из рыбных трематодозов еще не стали болезнями только домашних плотоядных и сохранили более древние природные связи. Например, глист Pseudamphistomumtruncatumпаразитирует в печени тюленей и кошек; первые, по-видимому, прежде являлись единственными хозяевами. Некоторые паразиты приспособились к организму далеко для ловли рыбы. Иногда в эпизоотический процесс вовлекалось еще одно домашнее животное — свинья, которая всеядна и нередко питается рыбными отбросами. Примером подобного биоценоза может служить клонорхоз в Китае. Все эти гельминты могут вызывать заболевания человека, однако не человек, а домашние плотоядные животные являются основными резервуарами паразитов.

Из сказанного ясно, что ни один из гельминтов (рыбные трематоды) не смог стать чисто человеческой инвазией.

Рассмотрим теперь вторую ветвь эволюции трематодозов, а именно тех трематод, у которых теплокровное животное заняла место рыбы как окончательного хозяина и остался один-единственный промежуточный хозяин — водный моллюск. Примерами подобного рода «диких» зоонозов, существующих в настоящее время, являются ватсониоз, гастродискоидоз (не в Индии, где глист адаптировался к организму свиньи, а в СССР, где он до сих пор паразитирует в организме дикого кабана и других неизвестных хозяев).

С переходом человека к оседлому образу жизни и заселению берегов водоемов стали возможными адаптация глистов к организму домашних животных и человека и образование таким образом новых видов трематод. По-видимому, таким путем возникли некоторые гельминтозы домашнего скота — фасциолезы, плагиорхоз. Циркуляция паразита осуществляется следующим путем: домашний скот — попадание фекалий в водоемы — пресноводные моллюски — выход инвазионных личинок в воду — проглатывание их домашним скотом при водопое. Эволюция многих видов пошла по пути развития личинки вне воды — в организме сухопутной улитки. Такой цикл был более налажен, так как фекалии животных попадали на почву (траву) и значительно реже — в воду. Примером подобного гельминтоза является дикроцелиоз. И фасциолезы, и дикроцелиоз являются гельминтозами домашних травоядных. Ни один из этих гельминтозов не стал чисто человеческой инвазией, хотя, казалось бы, для этого имелись все условия. Этот факт не совсем понятен, так как имеется не такое уж малое число инфекций человека, передающихся преимущественно или исключительно через почву. По-видимому, не всякая возможность реализуется в ходе эволюции, а может быть, данная возможность является только кажущейся вследствие недостаточности наших знаний.

Из числа трематод моногостальными паразитами человека стало только несколько видов шистосом, сохранивших промежуточного хозяина в виде моллюсков. Среди кровяных двуусток имеются паразиты диких птиц (например, трихобильгарциоз) и млекопитающих (S. matthei, S. bovis, S. spindale). Некоторые из шистосом, поражающих широкий круг млекопитающих, способны заражать и человека, например возбудитель японского шистосомоза — S. japonica, возможно, S. intercalatum(эндемик некоторых районов экваториальной Африки). Особенностью их цикла развития является активное внедрение личинок в кожные покровы главного отстоящих друг от друга животных, например глист Metagonimusyokogawaiпаразитирует в организме пеликанов, кошек и собак. Здесь можно высказать два предположения: либо пеликаны были первоначальными хозяевами, либо же стали таковыми позже, с тех пор как китайцы приручили их и стали использовать хозяина. По-видимому, развитие этих гельминтов пошло по двум путям: а) приспособление к организму домашних травоядных, которое сопровождалось переменой механизма — заражение теперь происходило алиментарным путем (водопой), так как внедрение их из воды в толстую кожу домашних травоядных было маловероятным; б) приспособление к организму человека с сохранением прежнего механизма заражения (внедрение в кожу при купании или работе в воде и в слизистые оболочки при питье воды); примерами подобных трематод являются S. mansoni(возбудитель кишечного шистосомоза), S. haematobium(возбудитель мочеполового шистосомоза).