Смекни!
smekni.com

Особо охраняемые природные территории и национальные парки 2 (стр. 3 из 3)

♦ рекреационная, предназначенная для отдыха;

♦ охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

♦ обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

♦ хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. Так, заповедная зона составляет наибольший процент площади в парках "Приэльбрусье" (73%), "Югыд ва" (64%), "Припышминские боры" (52%), "Забайкальский" (41%), "Куршская коса" (38%), "Сочинский" (37,5%), "Зюраткуль" (33%), наименьший - в национальных парках "Мещерский" (0,1%), "Русский Север" (1%), "Переславский" (2,5%), "Нижняя Кама" (7%), "Валдайский" (11%), "Шорский" (11,5%), "Смоленское Поозерье" (11,6%).

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 572-р рекомендовано на территориях 6 республик, 3 краев, 16 областей, 3 автономных округов организовать несколько десятков новых национальных парков общей площадью свыше 6 млн. га. В 1994-1997 гг. было создано 8 новых парков, в том числе в 1997 г. 2 парка - "Нечкинский" (Удмуртская Республика) и "Угра" (Калужская обл.). Обе эти заповедные территории находились в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России. В 1998 г. сюда добавился национальный парк "Алания" Рослесхоза, а в 1999 г. - "Алханай" того же ведомства.

Следует иметь в виду, что образование национальных парков в ряде случаев имеет неоднозначный характер. В частности, развитие сети этих парков в Карелии в последнее время вступает в достаточно серьезные противоречия с функционированием лесопромышленного комплекса - основы экономики региона. При этом, по ряду оценок, организация ООПТ здесь находится под воздействием зарубежных неправительственных организаций, в определенной мере преследующих национальные социально-экономические интересы.

В 1999 г. службой охраны парков было проведено 5228 коллективных рейдов, составлено 2462 протокола по различным нарушениям установленного режима, в том числе: за нарушение правил пожарной безопасности - 433, правил рыболовства - 624, незаконную охоту - 200, самовольную рубку - 433. У нарушителей режима изъято 2070 орудий лова и охоты, в том числе 109 единиц огнестрельного оружия.

Следует также отметить, что в 1999 г. национальные парки посетили свыше 1,205 млн. человек, включая 21,4 тыс. иностранных туристов. К услугам посетителей действовали 74 гостиницы и 156 турбаз, 23 музея, 16 визит-центров, 92 лесных приюта, 76 экологических лагерей, 105 парковок для автомашин, 947 обустроенных мест отдыха.

1.3. Природные парки

Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Заключение

Следует признать, что в России десятилетиями развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществлялось без реального учета практических интересов регионов, что создавало основу для бесчисленных конфликтов на всем протяжении отечественной истории заповедного дела, связанных главным образом с попытками отторжения природных участков от этих территорий либо вовлечение их в нежелательное хозяйственное использование.

В значительной мере причина подобных конфликтов объясняется незнанием и непониманием соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. И было бы предельно наивно ждать, что руководители всех рангов в регионах проявят эту любознательность и сами убедятся в достоинствах и значимости национальных парков, заповедников и других территорий. Однако фактически именно эта логика превалировала в заповедном деле десятилетиями. В то же время значимость, польза для региона в связи с созданием заповедника и национального парка должна стать очевидной, но для этого имя заповедника и национального парка должно громко звучать, позитивная его деятельность должна быть понятна и известна самому широкому кругу лиц. Заповедники и национальные парки не могут быть в российских регионах инородными телами, они должны стремиться максимально органично влиться в инфраструктуру региона, максимально использовать в его интересах свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование заповедников и национальных парков без ущерба для их профильных природоохранных задач.

Список литературы

  1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999.
  2. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 2001.
  3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999.
  4. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002.
  5. Уранов Г.В.. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. - М.: Международные отношения, 1999