Смекни!
smekni.com

Сладкая власть феромонов (стр. 2 из 3)

Скорее всего, аналогичные феромоны содержатся и в женском молоке — эксперименты показывают, что новорождённые реагируют на запах молока и даже способны распознать запах материнской груди. Как считают исследователи, запах, идущий от сосков, успокаивает малыша, создаёт у него ощущение безопасности, стимулирует привязанность. Не исключено, что околососковая область, где располагаются одновременно и сальные и апокриновые железы, выделяет и другие феромоны, в том числе и те, что управляют сексуальным поведением. Может быть, именно этим объясняется странное влечение мужчин к пышной женской груди?

Копулины сводят с ума обезьян, но не человека

Открытие копулинов, феромонов вагинального секрета самок, стало сенсацией. Во-первых, обнаружены они не у мотыльков или кроликов, а у макак-резусов, отдалённых родственников человека. Во-вторых, учёным удалось выделить копулины в чистом виде (ими оказались некоторые короткоцепочечные органические кислоты) и выяснить, что похожие вещества содержатся и в вагинальном секрете женщин. Было также показано, что один лишь запах копулинов приводит самца макаки в неописуемое возбуждение. Весьма скоро появились первые духи, содержащие копулины, которым, разумеется, была приписана волшебная сила. Увы, надежды на копулины, как и на другие человеческие феромоны, не оправдались. Все реакции, полученные в экспериментах на людях, были далеки от взрыва страсти, наблюдаемого у макак, и их можно было объяснить эффектом плацебо. А двойное слепое исследование (то, в котором ни экспериментатор, ни испытуемые не знали, используют ли они плацебо или копулины) показало, что копулины никак не влияют на людей.

Один раз увидеть

Некоторые запахи могут путешествовать на весьма далёкие расстояния, но так бывает не всегда. Чем тяжелее молекулы, тем они менее летучи и тем короче должна быть дистанция между источником запаха и „приёмником“. Казалось бы, чем дальше распространяются феромоны, тем лучше, однако это не так. Если они будут действовать на значительном расстоянии от тела, это создаст какофонию сигналов, из которой будет весьма сложно извлечь какую-либо полезную информацию. Поэтому, скорее всего, феромоны человека — близкодействующие сигналы.

Более того, многие феромоны могут быть нелетучими, тяжёлыми молекулами, которые передаются во время поцелуев, орального секса, а также длительного соприкосновения тел. Не исключено также, что привлекательные черты женской внешности (большая грудь, округлые бёдра, длинные волосы) играют роль маяков, которые заставляют мужчин подходить ближе, попадая в радиус действия феромонов. Ту же роль, возможно, играет и парфюмерия: мужчина принюхивается, подходит ближе и попадает „под обстрел“.

Сочетание визуальных и обонятельных сигналов широко используется в животном мире. Например, игуаны Dipsosaurus dorsalis обитают в жарких пустынях, где использование пахучих меток встречает большие сложности: летучие вещества, оставленные на горячем песке, слишком быстро испаряются, а более тяжёлые субстанции трудно учуять издалека. Выходом из положения стали метки, сделанные тяжёлыми молекулами, поглощающими свет в ультрафиолетовой области. Ориентируясь на ультрафиолетовые сигналы, игуаны находят метки и слизывают их.

Феромоны и сексуальный отбор

Ещё Ч. Дарвин предположил, что сексуальный отбор — важная часть естественного отбора. Самцы, обладающие самым ярким оперением, самым громким голосом, самыми большими рогами и т. д., получают „прекрасную даму“, а значит, возможность продолжить свой род. Сила и красота, производящие впечатление на самку, являются спутниками крепкого здоровья и залогом появления жизнеспособного потомства. Сейчас найдено уже много доказательств, что в этом сексуальном отборе участвуют и феромоны. Например, если феромонный сигнал слаб, то первыми на зов любви примчатся самые активные и лёгкие на подъём самцы, обладающие самым острым обонянием. С одним из них самка вступит в сексуальный контакт. У многих животных, живущих в сообществах со строгой иерархией, феромоны доминантных самцов способны подавлять репродуктивную активность подчинённых самцов, обеспечивая психологическую кастрацию слабых конкурентов. С другой стороны, и самки (этот феномен доказан для самок тараканов) чаще предпочитают запах доминантного самца. У людей роль запахов в сексуальном отборе пока не изучена, однако не исключено, что многие социальные явления человеческого общества можно объяснить с точки зрения взаимодействия запахов. Например, эта теория объясняет, почему некоторые мужчины производят неотразимое впечатление на женщин и одно лишь их появление „зажигает огонь“ в женских глазах.

Чем пахнут феромоны?

Обычно говорят, что феромоны не имеют запаха (именно поэтому в их существование так трудно поверить). Чтобы развеять этот миф, нужно сказать пару слов о том, как работает обонятельная система.

Обычные пахучие вещества регистрируются рецепторами обонятельного эпителия носовой полости (см. „Наука и жизнь“ № 12, 2004 г. — Ред.). Если не вдаваться в подробности, то обонятельный рецептор представляет собой нервную клетку, один конец которой (дендрит) выходит в носовую полость, а другой (аксон) следует прямиком в мозг. Так что обонятельный нерв — это не что иное, как сплетённые вместе нервные волокна, идущие от отдельных рецепторов. Информация, полученная от торчащих наружу нервных окончаний, попадает в кору головного мозга, а также в часть мозга, которая заведует неосознанными реакциями, инстинктами, желаниями и страстями, — лимбическую систему. Лишь те импульсы, которые дошли до коры, мы воспринимаем как запахи, а всё происходящее в лимбической системе остаётся для нас сокрытым.

В то, что у человека есть инстинкты, подсознание и вообще та часть мозга, над которой мы не имеем власти, верят все. Осталось поверить в то, что летучие молекулы, оседающие в наших носах, способны произвести в мозге заметные потрясения.

Итак, имеются ли у нас доказательства, что вдыхаемые запахи могут воздействовать на подсознание, или, выражаясь точнее, на лимбическую систему? Да, такие доказательства есть. Причём речь идёт не только о феромонах. В 2002 году методом вживлённых в человеческий мозг электродов (существует такая диагностическая процедура) было показано, что при вдыхании пахучих веществ происходит активизация определённых отделов лимбической системы. По словам учёных, наблюдаемые реакции нельзя было объяснить всего лишь регистрацией и анализом запахов, они слишком сложные. Сейчас считают, что способностью взаимодействовать с лимбической системой обладают практически все запахи — информация от рецепторов каждый раз идёт как в кору, так и в различные отделы лимбической системы. Таким образом, феромоны не пахнут лишь в бытовом смысле этого слова. На самом деле они реагируют с рецепторами и посылают в мозг сигналы, которые легко считываются подкоркой.

Один и тот же запах может вызывать различные реакции в зависимости от физиологического состояния человека и его воспоминаний о событиях, связанных с этим запахом. Например, запах котлет воспринимается по-разному на голодный желудок и после сытного обеда, а также в зависимости от того, является ли человек мясоедом или убеждённым вегетарианцем.

Впечатляющее исследование, подтверждающее способность запахов производить заметные изменения в организме, было проведено американским физиологом Мартой Мак-Клинток в 1998 году. Ей удалось показать, что запах подмышечных выделений одних женщин может влиять на продолжительность менструального цикла других женщин (возможно, читатель уже проникся сочувствием к участницам этого эксперимента, но, по заверению исследователей, используемые в эксперименте образцы пота не имели ощутимого запаха). Позже появились данные, что и мужские запахи влияют на менструальные циклы и время наступления овуляции у женщин.

Вомероназальный орган (ВНО), воспринимающий химические сигналы, хорошо развит у рептилий и большинства млекопитающих. Вопрос о наличии вомероназального органа у человека остаётся открытым. Одни учёные считают, что ВНО редуцировался в процессе эволюции, другие — настаивают на его существовании.

Остановимся вкратце на проблеме восприятия феромонов. У рептилий и большинства млекопитающих в носовой полости есть ещё одна вспомогательная полость — вомероназальный орган, или ВНО. Нервы, идущие от ВНО, несут импульсы во вспомогательную обонятельную луковицу, от которой импульсы следуют в подкорковые области мозга, в том числе в гипоталамус. У некоторых животных вход в полость ВНО располагается близко к границе ротовой и носовой полостей. Поэтому туда могут поступать как вещества, переносимые воздухом (обнюхивание), так и те, что поступают через рот (ещё один довод в пользу важности поцелуев, облизывания и прочих оральных контактов).

Среди учёных давно идёт спор, есть ли ВНО у человека. Одни считают, что есть, другие — что он редуцирован. Однако, по мнению ряда авторов, наличие ВНО не доказывает, а его отсутствие не опровергает гипотезу о существовании человеческих феромонов.

Человек — самый пахучий из приматов

Хотя обоняние человека действительно слабое по сравнению с обонянием многих животных, запах, источаемый его телом, сильнее, чем у других животных (мощная индустрия по производству дезодорантов и моющих средств успешно с этим явлением борется). Главными источниками запахов у человека являются кожа и слизистые оболочки. Наиболее важны сальные и потовые железы, располагающиеся у основания волос — на голове, в подмышечных впадинах, в области гениталий. И, нравится это нам или нет, есть все основания утверждать, что в деле производства феромонов нам активно помогают бактерии. Вещества, очень напоминающие некоторые феромоны животных, образуются при разложении бактериями стероидных гормонов (например, мужских половых гормонов) и жиров. Волосы играют здесь очень важную роль: они предоставляют обширную поверхность сначала для работы бактерий, а затем для испарения пахучих веществ.