Смекни!
smekni.com

Идентичность в контексте неформального компьютерного дискурса (стр. 3 из 4)

Выводы по главе 1

Подытоживая все вышесказанное, заметим, что сегодня объективный переход от индустриального общества к информационному субъективно представлен в определенной "разорванности" двух разных миров: реального социального бытия и бытия информационного. Первый, социальный мир, традиционно относительно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку достаточно определенные рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.). Второй же - информационный - принципиально безграничен, и, следовательно, необходимым условием существования в нем является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. В нем установление "границ Я" возможно двумя путями: через перенос в виртуальное пространство уже известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию социальной идентичности;
через осмысление ценностных ориентиров своей деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, т.е. через виртуальную реконструкцию персональной идентичности. Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира. Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self) (Castells M., 1998), что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.

Данные психологических исследований Интернет-коммуникации позволяют рассматривать Интернет как среду скорее социальную, чем безлично-информационную. Особенности Интернет-коммуникации (неопределенность, анонимность, безопасность, невидимость субъекта, значительное разнообразие сред общения и деятельности) позволяют говорить об Интернете как о среде, в которой большинство социальных ситуаций являются "слабыми" - такими, в которых поведение определяется в большей степени личностными, чем ситуационными переменными. Эти особенности Интернета делают его благоприятной средой для исследования личностных детерминант поведения в неопределенной среде.

Глава 2. Анализ влияния гендерной и возрастной принадлежности на различные аспекты интернет-коммуникации и конструирования идентичностей среди подростков.

2.1 Описание исследования

В своём исследовании я попыталась изучить влияние гендерной и возрастной принадлежности на конструирование новых идентичностей подростками в Интернет-среде.

В качестве метода исследования я выбрала анкетирование, а так же методику Куна “Кто Я”. Объектами исследования стали случайные интернет-пользователи.

Пользователям в количестве 30 человек возрастом от 14 до 19 лет был предложен ряд вопросов, анонимность обеспечила высокую степень откровенности и правдивости ответов. Респондентам были предложены вопросы о их поле, возрасте, стаже и причинах пользования интернетом, конструировании новых идентичностей и причин для данного конструирования.

Методика “Кто Я”, разработанная Куном, используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепций. В течение 12 минут респондентам было необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к ним самим: «Кто Я?». Необходимо было дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинался с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Можно было отвечать так, как хочется, фиксировать все ответы, которые приходят в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Когда респондент заканчивал отвечать, его просили оценить каждую свою отдельную характеристику по четырехзначной системе:

• «+» - знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

• «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

• «±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

• «?» - знак «вопроса» - если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

2.2 Анализ полученных результатов

На основе полученных ответов, можно выделить три основных вида пользования респондентами Интернета:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная

Главной функцией пользования Интернетом у опрошенных является общение: 30% ведут онлайн-дневники, 60% общаются с друзьями через Скайп, 80% присутствуют в разных социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники»).

Онлайн идентичность опрошенных, образ, который они представляют другим, большей частью соответствует их внесетевой идентичности. Хотя представляемый образ Я, как правило, в чем-то приукрашен, он вполне узнаваем. Так, 80% опрошенных сообщают номер своего домашнего телефона, 65% - номер мобильного, 60% - номер школы или класса, 50% выкладывают свои фотографии и фотографии родственников. 8 из 10 опрошенных пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете.

Присутствуют возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности и внутренней последовательности. Кроме того, дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях, а подростки и юноши - о личных чертах, чувствах и отношениях.

Так же выражены гендерные различия. В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное Я. Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько на логичном предположении, что твоих друзей, в отличие от посторонних, больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаше обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении.

Мальчики-подростки чаще помещают разнообразные визуальные образы, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.

Важная особенность подростковой онлайновой активности - стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются замаскировать их с помощью какой-то ложной информации. Контроль со стороны взрослых кажется им серьезным покушением на их свободу.

В ходе исследования были выделены следующие причины создания новых идентичностей опрошенными:

- Основная причина – получение нового опыта, поиск собственного “Я”. “Виртуальная личность” в данном случае оказывается не соотносима ни с “идеальным ” ни с “реальным” Я; она прежде всего выражает стремление испытать нечто ранее не испытанное. Реальная жизнь не может дать подросткам тот спектр выбора, который предлагает им Интернет. Большинство опрошенных отметило, что Интернет позволяет им экспериментировать с идентичностью, не задумываясь о последствиях, чего в реальной жизни достигнуть невозможно.

- Вторая причина – компенсаторное стремление преодолеть субъективные или объективные трудности реального общения. Подросткам представляется легче упражняться в общении с незнакомыми собеседниками, чем с реальными. Отсутствует фактор риска, что раскрепощает субъекта.

- Ещё одной причиной является низкая самооценка, недостаточное самоуважение, повышенная самокритичность. Новая идентичность в данном случае даёт возможность “примерить” образ, кажущийся подростку более привлекательным, чем реальный, предоставляется возможность почувствовать себя кем-то другим, или же “улучшенной версией” себя самого, что даёт человеку чувство удовлетворения.

- Следующая причина – необходимость выплеска агрессии, свойственной личности, но не реализуемой в реальной жизни, так как это социально нежелательно или небезопасно. Опрошенные видят создание новых идентичностей как возможность проявить свою агрессию без последствий для себя и окружающих.

Было установлено, что активность поведения в Интернете слабо связана с активностью в восприятии альтернатив. Интернет-зависимость не связана ни с активностью в восприятии альтернатив, ни с активностью в действии. Изучаемые особенности поведения не связаны с полом респондента. С возрастом респондента из рассматриваемых особенностей поведения отрицательно связана активность в восприятии альтернатив в Интернет-коммуникации: чем младше респондент, тем больше интерес к разнообразию людей, мнений, сред и способов общения и сайтов.