Смекни!
smekni.com

Иноязычные слова и выражения в речи (стр. 2 из 2)

Вседозволенность царит в современном обществе. На правильный путь нас направляют родители, учителя, они помогают нам поставить цель и добиться успеха. Хотя молодые люди нередко жалуются на то, что родители постоянно «лезут» со своими советами, нравоучениями – это было, есть и будет всегда. Ведь у них есть неоспоримое преимущество – жизненный опыт.

Как-то мой дедушка посетовал, вспоминая строки из песни: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Его молодость пришлась на послевоенные годы, когда в стране была разруха, голод, болезни, но дружный, сплочённый советский народ победил всё. Пришло хорошее время. Молодые люди читали книги, ходили в кино, театры, собирались возле дома с гитарой, пели песни, посещали выставки, работали в стройотрядах. Совесть, честь, достоинство – вот те критерии, по которым ценили человека. Мой дед возмущается, что мы, нынешние молодые, – распущенные, избалованные дети. «Я, – говорит, – тогда старался жить по принципу «Сначала думай о Родине, а потом о себе!».

Примером мужества, отваги для моего деда служили, в частности, книги о разведчиках, которые он ценил на вес золота. «Честь, достоинство, порядочность, справедливость, по его словам,– это качества, которые украшают молодого человека».

Моя мама была комсомолкой, ее молодость попала на годы перестройки. Ей трудно было поступить в институт. Но училась она бесплатно. Окончив высшее учебное заведение, получила распределение на работу, где, как молодой специалист, получала определённые льготы. Тогда тоже стоял выбор: работать честно или заняться спекуляцией. Раньше были стабильные цены. Молодёжь хотела покупать импортные товары, но на них был дефицит. Известно, что в СССР продукты питания отличались высочайшим качеством, но их не хватало. Зато сейчас на прилавках изобилие, но и изобилие «ядов»…

Задавая многим людям разных поколений вопрос: «Легко ли быть молодым?», – я всегда получала один и тот же ответ: «Молодым всегда быть трудно. Человек сам кузнец своего счастья». Пора молодости проходит, но остаются определённые жизненные принципы. Есть люди, которые своим примером заставляют молодёжь сменить взгляды на жизнь. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» напоминает о том, что, сделав ошибку, будучи молодым, трудно её исправить в старости.

В итоге я пришла к выводу, что у молодых всегда существовал и выбор, и трудности. В каждую эпоху были трудности, были свои положительные и отрицательные стороны. Но, когда в стране есть гарантии на труд, отдых, на получение образования, на социальное жилье, есть возможность создания семьи, – тогда есть и вера в светлое будущее...

Сейчас же всё зависит от количества денег и положения родителей, а уж порядочность, честность, справедливость остались в прошлом. И очень хочется, чтобы это воистину смутное время закончилось как можно быстрее. Но это зависит от всех граждан страны, в том числе, и от нас, молодых.

ТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ЛИТЕРАТУРЕ

Нравственность и научно-технический прогресс — вещи, во многом несовместимые, хотя обе они составляют основу человеческой цивилизации. Нравственность — это своего рода неписанный свод морально-этических законов, переходящий из одной эпохи в другую и постоянно меняющий и накапливающий нормы, принципы, идеалы. Научно-технический прогресс — это движение человечества вперед, это разви­тие цивилизации, это познание окружающего мира, это смысл жизни.

В XIX—XX веках научно-технический прогресс приобрел наибольший'размах и ускорение, но одновременно с этим люди стали замечать его отрицательное воздействие не только на природу, но и на внутренний мир человека. Человек оградил себя от природы, соорудив научно-техническую оболочку, создав ноосферу — сферу разума, построив для себя «вторую» природу, и все больше попадал в зависимость от созданных им же машин. В это время появляются новые идеологии и учения, которые либо разбирают на винтики человеческую душу, этот сложнейший мир (фрейдизм), либо предлагают «идеальную» форму устройства труда и политического устройства общества (тейлоризм, «ка­зарменный» коммунизм, фашизм). Некоторые писатели в своих антиутопиях (Замятин «Мы», Хаксли «Прекрасный новый мир», Брэдбери «451° по Фаренгейту») предупреждают людей о пагубном влиянии научно-технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу, о нивелировании человеческой личности, о подавлении свободы, об исчезновении искусства и воображения, о воцарении касты технократов, о подчинении всех и вся миру логики и математики. В одном случае единственная положительная черта научно-технического прогресса — это развитие науки и техники. Итак, с одной стороны, научно-технический прогресс может полностью задавить нравственность и свободу, превратив человека в машину, но, с другой стороны, если его остановить и «сильнее взнуздать науку, задержать рационализацию, зажать технику, удушить изобретательство, наконец, уничтожить все машины», как того хотел персонаж Беляева — философ Шнирер, восстановить власть религии, возвести десять заповедей в ранг всеобщей конституции, установить повсюду патриархальный быт, жизнь в сообществе с природой, короче говоря, сделать на Земле самый настоящий рай, то из этого тоже не выйдет ничего хорошего. Даже если предположить, что все человечество, объединившись, устроит такой порядок (что маловероятно в таких больших масштабах), в этой сладкой, спокойной, елейной жизни не будет никакого прогресса, будет происходить та же нравственная деградация и культурный застой, будет потерян смысл жизни, благодаря религии будет та же «уравниловка», только вместо номеров люди получат одно клеймо на всех — «раб божий», власть будет находиться в руках священников.

Итак, ни доминирование науки и техники, ни доминирование нравственности и религии не принесет человечеству и каждому человеку отдельно много пользы.

Решение проблемы научно-технического прогресса и нравственности состоит в гармоничном сочетании и развитии и того, и другого. Но чтобы построить идеальное общество с высокой нравственной культурой и с высоким развитием науки и техники, описанное в романах Ефремова, человечество должно пройти полный ошибок и неудач путь «по лезвию бритвы».

АПРАВПППППВук