Смекни!
smekni.com

Популяция северных морских котиков (Callorhinus ursinus) на острове Тюлений (стр. 2 из 5)

Северные морские котики в летний период концентрируются на побережье Прибыловых о-вов в Беринговом море, на Командорских о-вах и о-ве Тюленьем в Охотском море. Небольшая популяция обитает на Курильских о-вах. В зимнее время северные морские котики широко рассеиваются в южных частях Берингова моря, в Охотском, северных областях Тихого океана. Японском море. На юг они спускаются до Сан-Диего в Калифорнии и Японии. Взрослые самцы, по-видимому, не предпринимают дальних миграций и зиму проводят поблизости от летних лежбищ. Так, в командорской популяции северных морских котиков самцы старших возрастов проводят зиму частично в Беринговом море, частично несколько южнее Алеутской гряды. Большинство же самок и неполовозрелых самцов зимуют в открытых водах Тихого океана; по-видимому, около берегов Японии.

Взрослые самцы северных морских котиков с о-ва Тюленьего проводят зиму на севере Японского моря, а самки и остальные самцы - в южной части моря, частично выходя за его пределы к востоку от побережья Японии. В течение зимы котики ведут чисто пелагический образ жизни.

Большую часть жизни северные морские котики проводят в воде.

Они быстро плавают и глубоко ныряют. Известны случаи, когда морские котики ныряли на глубину до 73 м.

Объектами питания служат около 60 видов морских организмов, главным образом головоногие моллюски, рыбы и ракообразные. Ежедневно северному морскому котику необходимо съедать пищи примерно 7% от собственной массы. Кормятся северные морские котики главным образом вечером, ночью и рано утром. Днем обычно спят. Основной сезон нагула – с осени до конца весны. У берегов Японии северные морские котики поедают главным образом светящихся и обычных анчоусов и головоногих моллюсков, в меньшей степени скумбрию, сайру, сельдь, иногда лососей; у американских берегов питаются в основном мойвой, мерлузой, минтаем, морским ершом, сайрой, анчоусами, сельдью, лососевыми, головоногими моллюсками; у Командорских о-вов поедают треску, терпуговых, бычков, головоногих моллюсков; у берегов Камчатки большое значение в питании имеет песчанка, а в Японском море - минтай. В период размножения половозрелые самцы, имеющие гаремы, совсем не питаются. (Кучеренко, 1989)

Влияние климатических факторов на сезонные закономерности жизни котиков

Сопоставление сроков подхода различных возрастно-половых групп котиков к лежбищу, ухода с лежбища на зимовку и сезонной смены биологических циклов (размножение, линька) стада морских котиков о-ва Тюлений по среднемноголетним сезонным изменением гидрометеорологической обстановки в районе острова позволило установить, что основным фактором, обусловливающим указанные сезонные закономерности жизни котиков в период их пребывания на лежбищах является термический режим окружающей среды.

Наиболее выносливы к низким температурам среды секачи. Они не очень чувствительны к морским льдам, не смущают их и заморозки. В основном сроки пребывания секачей на лежбище определяются температурными условиями. Сопоставление с ними сроков привала и отвала секачей свидетельствует, что нулевая температура морской воды и температура воздуха минус 5° являются нижним термическим барьером их нормального существования. Наступление температуры выше этих значений весной обусловливает подход к лежбищу первых секачей, в понижение ее до указанных значений осенью - уход с него последних. Температура воды и воздуха равная 2° является нижним пределом оптимальных для секачей температур среды. Переход температуры через это значение весной обусловливает начало их массового привала на лежбище (задержать секачей могут лишь поздние сплоченные морские льды в районе острова).

Сопоставление сроков привала и отвала молодых самцов-холостяков с климатическими условиями свидетельствует, что в основном эти сроки определяет термический режим моря в районе острова. Для разных возрастно-половых групп холостяков нижние термические барьеры (определяющие сроки пребывания на лежбище животных данной группы) и нижние пределы оптимумов (обусловливающие начало их массового привала) следующие: для 5- и 4-леток - 0° и 2°, для 3-леток - 1° и 5°, для 2-леток - 2° и 7,5°, для годовиков - 2,5° и 9, соответственно. Для 3-леток и более младших котиков неблагоприятны также плавучие льды в море, а для 2-леток и годовиков, кроме того, и отрицательные температуры воздуха. Таким образом, наиболее эвритермны молодые котики. С возрастом оптимальная температура обитания холостяков постепенно снижается и у 4- и 5-летних самцов уже близка к оптимуму для секачей. Эта закономерность связана, очевидно, с особенностями энергетического режима организма котиков и его возрастными изменениями.

Сроки массового выхода на лежбище для щéнки беременных самок котиков определяются, по-видимому, наступлением оптимальных условий для выживания новорожденных детенышей, которые характеризуются среднесуточной температурой воздуха выше 7º, и полным прекращением заморозков. На ранних стадиях беременности взрослые самки не столь чувствительны к пониженным температурам и окончание их отвала с лежбища обусловливается лишь наступлением температуры воды ниже 0°, воздуха - ниже минус 5° и появлением плавучих льдов в районе острова. Молодые самки, как и самцы, более теплолюбивы, чем старые. Недостаток данных, однако, не позволяет судить более определенно об оптимальных условиях обитания самок разного возраста и разного физиологического состояния.

Наиболее чувствительны к пониженной температуре среды новорожденные щенки котиков, которые быстро погибают от переохлаждения независимо от причин, его вызывающих (заморозки, льды, намокание в холодную ветреную погоду и др.). Поэтому при похолоданиях и ночью они обычно собираются в плотные групповые залежки, помогающие им экономить тепло. Потому же и сходить в воду щенки начинают лишь при наступлении максимальной температуры среды - в августе. В это же время начинается интенсивная массовая линька детенышей, и к началу первых заморозков (т.е. к октябрю) подавляющее большинство щенков уже имеет пуховой подшерсток, защищающий их от холода. Однако даже перелинявшие щенки явно избегают отрицательной температуры воздуха и эта температура, а также температура воды, равная 2,5º является для них, очевидно, нижним термическим барьером (Владимиров, 1978).

Массовая линька всех возрастно-половых групп котиков протекает в августе-октябре с разгаром в сентябре-октябре (Бычков, 1964). По-видимому, котики в период линьки и, особенно, в первой его половине более чувствительны к пониженной температуре среды и начинают в массе линять только с наступлением устойчивой теплой погоды, которая отмечается на о-ве Тюлений в августе и в сентябре (Владимиров, 1978).

Факторы окружающей среды, обуславливающие размещение лежбищ морских котиков

Главными факторами, определяющими расположение лежбищ котиков в тех или иных пунктах побережий островов размножения, являются: 1 – наличие естественных волноломов в виде бенчей (морских абразионных террас) и зарослей водорослей, защищающих лежбища от штормового наката, губительного для детенышей, и 2 – наличие пятен постоянно холодных прибрежных вод с температурой, не превышающей летом верхнего предела оптимальной для котиков и характеризующейся малыми колебаниями в зависимости от приливо-отливных и погодных условий, эти пункты являются как бы ядрами лежбищ. Именно здесь возникают первые залежки новых лежбищ, а при значительном снижении численности последние залежки котиков сохраняются лишь в этих наилучших местах.

На крупных островах требуемое сочетание условий чаще всего отмечается на оконечностях и мысах, в связи с чем и находится ярко выраженная тенденция котиков образовывать свои лежбища именно здесь. Оба фактора играют равную роль в локализации лежбищ. Приглубые, слабо или вообще не защищенные от волнения берега никогда не занимаются котиками под лежбища, хотя термический режим вод там чаще всего самый благоприятный. Не образуют котики лежбищ и в лагунах, мелководных бухтах и в других местах, где бенчи развиты настолько мощно, что нарушают вентиляцию прибрежных вод, называя их застаивание, вследствие чего температура воды там всегда намного выше, чем в районе ядра лежбища и имеет резкие колебания в зависимости от приливо-отливных и погодных условий, повышаясь в солнечные дни до 25-27°. Не образуют котики залежек и в тех местах, где по берегам наблюдаются сильные выбросы водорослей или же отмечается загрязнение прибрежных вод. В общем, расположение лежбищ определяется только конкретными гидротермическими и защитными условиями, независимо от того, в каких местах (на мысах или в бухтах) эти условия сочетаются наилучшим образом.

При расширении лежбищ и освоении новых участков (поскольку места с наилучшими условиями уже заняты) требования котиков к условиям среды несколько снижаются. Условие защищенности и незагрязненности пляжа и прибрежных вод остается обязательным, но к гидротермическим условиям котики становятся менее требовательными и занимают более тепловодные участки вблизи ядра лежбища, не имеющие, однако, резких колебаний температуры воды (т.е. достаточно вентилируемые) и не прогревающиеся даже в самые теплые летние дни выше 14°, что, очевидно, и является верхним пределом температуры воды в районах лежбищ. Однако залежки, располагающиеся в таких местах, довольно неустойчивы и при сокращении численности стад угасают первыми.

Все вышесказанное относится исключительно к гаремным участкам лежбищ. Локализацию холостяковых залежек определяют в целом те же факторы и лишь к защитным условиям они не предъявляют столь строгих требований, поскольку, в отличие от гаремных зверей, при штормах всегда могут покинуть захлестываемый волнами участок. Линные залежки образуются обычно на более тепловодных участках, так как котики в это время более требовательны к теплу, но, тем не менее, как всегда, избегают лагун и других побережий с застойными, загрязненными водами и грязных пляжей (Владимиров, 1978).