Смекни!
smekni.com

Бакалаврская работа. Программная модель 32-разядной МЭВМ фирмы Motorola (стр. 4 из 6)

Команды

X

N

Z

V

C

Примечание

ABCD, SBCD, NBCD

+

?

*

?

+

X=С - десятичный перенос

ADD, ADDI, ADDQ, SUB, SUBI, SUBQ, NEG

+

+

+

+

+

X=С - десятичный перенос

ADDX, SUBX, NEGX

+

+

*

+

+

X=С - десятичный перенос

MULS, MULU, DIVS, DIVU

-

+

+

+

0

MOVE, MOVEQ, AND, ANDI,
OR, ORI, EOR, EORI, NOT, CLR,
EXT, TAS, TST

-

+

+

0

0

CMP, CMPI, CMPM

-

+

+

+

+

CMP2

-

?

+

?

+

BTST, BSET, BCLR, BCHG

-

-

+

-

-

Z = bn (инверсия)

ASL, ASR

+

+

-

+

+

V = 1 при изменении знака

LSL, LSR

+

+

+

0

+

ROL, ROR

-

+

+

0

+

ROXL, ROXR

+

+

+

0

+

CHK

+

+

+

+

+

MOVE, ANDI, ORI, EORI to CCR или SR

+

+

+

+

+

В общем виде запись типовой двухадресной команды на языке ассемблера имеет следующий вид:

COP.x <src>, <dst>

где в качестве COP указывается мнемокод соответствующей команды, а вместо x ставится символ, определяющий разрядность операндов: B - байт, W - слово, L - длинное слово. Если после мнемокода отсутствует символ разрядности, то по умолчанию операндом служит слово.
Операнды условно обозначаются как <src> - источник, <dst> - приемник, причем в качестве приемника указывается операнд, на месте которого помещается результат операции. При записи конкретных команд в качестве <src>, <dst> указываются символические адреса операндов на языке ассемблера в соответствии с используемым способом их адресации. Для одноадресных команд в поле операндов дается один символический адрес, в безадресных командах адрес операнда в явном виде не задается. При непосредственной адресации вместо указывается значение операнда Im, перед которым ставится префиксный символ #.
Числа Im, d8, d16, bd, Abs.W, Abs.L в поле операндов могут даваться в различных системах счисления, которые определяются префиксным символом:
& - десятичное число,
% - двоичное число,
@ - восьмеричное число,
$ - шестнадцатиричное число.
При отсутствии префиксного символа число воспринимается как десятичное.
С целью повышения производительности в CPU32 организован трехступенчатый конвейер выполняемых команд. Контроль состояния конвейера обеспечивается с помощью выходных сигналов процессора:
IPIPE# - принимает значение 0 в первом такте выполнения каждой команды в конвейере;
IFETCH# - принимает значение 0 при загрузке очередной команды в конвейер, а также при освобождении конвейера (отсутствии команд).
Данные сигналы могут использоваться внешним анализатором для контроля текущего состояния процессора.
Ниже в этом разделе рассматриваются команды, выполняемые процессором CPU32. В таблицах для каждой команды дан ее синтаксис на языке ассемблера и указана разрядность операндов: фиксированная (указывается числом) или изменяемая (определяется символом B,W,L, который ставится после мнемокода команды). Операнды, адрес которых вычисляется в соответствии с заданным способом адресации, обозначены символами <EA>. При выполнении многих команд для вычисления EA можно использовать только определенные способы адресации.

Команды MOVE, MOVEA и MOVEQ

Команда MOVE, в зависимости от формата её операнда, может перемещать байт, слово или длинное слово из регистра в регистр, между регистром и памятью и между памятью и памятью. Эта команда может также перемещать слово в (из) регистра состояния и длинное слово между пользовательским указателем стека (USP) и регистром адреса. Когда USP определён как операнд, или регистр состояния (SR) - как приёмник операнда, команда становится привилегированной и, следовательно, не может быть выполнена в пользовательском режиме.

Команда MOVEA (move address) предназначена для инициализации адресного регистра. Только слово и длинное слово, как операнды, возможно перемещать непосредственно в адресный регистр. Для операции со словом, операнд-источник перед помещением в регистр адреса переводится в 32-х разрядную сетку с учётом знака.

Команда MOVEQ (move quick) - это укороченная форма команды перемещения непосредственного операнда в регистр данных. Непосредственный операнд ограничен диапазоном от -128 до 127. Под размерностью операции подразумевается длинное слово. Следовательно, 8-битный непосредственный операнд должен быть преобразован в 32-битовый знаковый перед перемещением его в приёмник, которым является регистр данных. Некоторые ассемблеры могут различать три формы: MOVE data, MOVEA и MOVEQ по операндам, т.к. каждая форма определяется своим единственным типом операнда. Для таких ассемблеров некоторые мнемоники команды MOVE могут быть использованы также успешно для MOVEA и MOVEQ, т. к. соответствующие коды операции ассемблируются согласно операнду.

Для иллюстрации работы команды MOVE, присвоим D1=56789ABC, A1=01020304 и CCR=0010001 установим перед выполнением команды. После того, как показанные ниже команды будут выполнены, мы получим следующие результаты:

MOVE #0,CCR На регистр или память нет воздействия,

N=0, Z=0, V=0, C=0, X=0

MOVE.W A1,D1 D1=56780304,

N=0, Z=0, V=0, C=0, X=1

MOVE D1,A1 A1=FFFF9ABC,

N=0, Z=0, V=0, C=1, X=1

MOVE #-10,D1 D1=FFFFFFF6,

N=1, Z=0, V=0, C=0, X=1

Команды MOVEM и MOVEP

Команда MOVEM (move multiple register) переносит слово или длинное слово между списком регистров и последовательно идущими участками памяти. В случае, когда слово перемещают в регистр, каждое слово памяти должно быть преобразовано в 32-х разрядную сетку с учётом знака перед загрузкой в соответствующий регистр. Каждый регистр, участвующий в перемещении, может быть указан в списке и отделён символом "/", возможно также указание в списке начального и конечного регистра, разделенных символом "-". В памяти выделенные регистры всегда располагаются так, что D0 переписывается по младшему адресу, D1 в следующий, ... , затем с A0 по A7, причем A7 записывается в самый верхний адрес памяти. При перемещении регистров в память адрес операнда памяти может определяться в зависимости от управляющего способа адресации или режимом с предекрементом. Для обратного перемещения эффективный адрес может быть определён в зависимости от управляющего способа адресации или режимом с постинкрементом.

Типовое применение команды MOVEM - это запись и восстановление регистров в стек при обращении к подпрограммам. Перед вызовом подпрограммы все регистры могут быть записаны в стек системы посредством выполнения команды

MOVEM.L D0-D7/A0-A6,-(A7)

При возврате в управляющую программу, эти регистры восстанавливаются к своему первоначальному виду командой

MOVEM.L (A7)+,D0-D7/A0-A6

Заметьте, что хотя команда MOVEM.L (A7),D0-D7/A0-A6 будет также восстанавливать содержимое записанных регистров, но указатель стека A7 при этом не будет обновлён с присвоением значения, которое было изначально в вершине стека.

Команда MOVEP (move peripherial data) предназначена для облегчения программного ввода/вывода. Множество интерфейсов ввода/вывода - 8-битные устройства. Для простоты связи между 16-битной адресной шиной и 8-битным устройством ввода/вывода, устройство соединяется с каждым младшим или старшим байтом шины данных. В случае соединения с младшим байтом, все внутренние регистры устройства доступны через последовательность нечётных адресов. В другой конфигурации все внутренние регистры доступны через последовательность чётных адресов. Команда MOVEP может осуществлять ввод/вывод данных из (в) двух (для операции со словом) или четырёх (для операции с длинным словом) последовательно расположенных регистров устройства ввода/вывода. Только косвенный регистровый способ адресации со смещением допускается для определения порта ввода/вывода. На Рис. 14 показаны два примера работы команды MOVEP.