Смекни!
smekni.com

Концепция В. И. Вернадского о биосфере и феномен человека (стр. 2 из 3)

Общечеловеческая идея может быть основана лишь на приоритете общечеловеческих ценностей, выработана только на основе всех достижений культуры всего человечества.

Одним из основоположников учения о ноосфере был французский биолог, палеонтолог и философ Пьер Тейяр де Шарден. В его главном философском труде "Феномен человека" со всей полнотой поставлен вопрос о природе, происхождении, смысле жизни человека и его месте в планетарной эволюции. При этом высший, действительно человеческий этап в эволюции Земли Тейяр связывает о образованием ноосферы в результате объединения всего человечества.

Значимость его идеи ноосферы заключается не только в том, что она создает возможность для объективного изучения складывающейся на нашей планете реальности, но также и в том, что она дает каждому человеку и всем людям вместе субъективную цель, высший идеал, поднимающийся над всеми индивидуальными и общественными интересами. Сегодняшний интерес к проблемам человека и ноосферы в Советском Союзе — во многом результат политики гласности, нового мышления. До тех пор, пока М. С. Горбачев не провозгласил приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, по крайней мере, в делах международных, они либо отвергались наряду с идеями конвергенции и космополитизма, либо просто игнорировались. Так во втором, пятидесяти томном издании Большой советской энциклопедии (1950 - 1958) вообще не упоминаются ни ноосфера, ни Тейяр де Шарден. Даже в пятитомной Философской энциклопедии (1960 - 1970) нет термина "ноосфера". Книга "Феномен человека" была издана в СССР через 10 лет после публикации на Западе — в 1965 г., небольшим тиражом и с грифом "Для научных библиотек" 6. Второе и последнее издание выпущено в 1987 г. Главной редакцией изданий для зарубежных стран издательства "Наука" 7.

Со второй половины 60-х годов в марксистской литературе стала появляться критика тейярдизма, но ее мишенью был лишь религиозный аспект этого учения. Так, например, ученый-марксист И. Б. Ястребов в монографии, изданной в 1988 году и предназначенной "для преподавателей, научных работников, лекторов, пропагандистов", представляет учение о ноосфере в следующем виде: "Дальнейшее рефлектирование идеалистического роста социализации и объединения у Тейяра характеризует начало пути к "планетаризированному человечеству" с его духовной (мистической) связью со всеми прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Все это завершается наступлением эпохи "ноосферы", которая в свою очередь эволюционирует к объединению духовности в "точке Омега"... Вселенная принимает форму Христа... На пороге воображаемой им ноосферы Тейяр учитывал эволюцию человечества в социальном плане" 8 и т.п. Таким образом, поставленные Тейяром реальные проблемы ноосферы самостоятельно почти не рассматриваются, а используются в основном для иллюстрации идеалистических моментов его учения, для борьбы с его "христианским эволюционизмом". Например, Б. А. Старостин полностью и принципиально отлучает учение Тейяра де Шардена от науки, утверждая, что в случае анализа естественнонаучного аспекта этого учения "мы уже имеем дело не с "тейярдизмом", а с научно-материалистическим подходом к той или иной проблематике" 9.

Но ведь автор "Феномена человека" с первых же слов так обращается к читателю: "Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как теологический трактат, а единственно и исключительно как научную работу. Об этом говорит само название. Только лишь феномен" 10. Тейяр не только но претендует на объяснение сущности мира, он даже не ставит перед собой такой задачи: "Не следует искать здесь объяснение... мира". Более того, он принципиально отказывается от этого, оставляя "широко открытым поле для более глубоких теоретических построений в области философии и теологии. В эти глубины бытия я сознательно старался ни в коем случае не вступать". Это свидетельствует, что главным в работе Тейяра являются не абстрактные теологические и философские построения, а широчайшее обобщение современных ему научных данных. Он сам заявляет, что старается "открыть среди элементов универсума не систему онтологических причинных связей, а эмпирический закон"; в результате "самое большее, основываясь на опытных данных, я с некоторой вероятностью выяснил общее направление развития (к единству)" 11.

Целью данной работы является поэтому, по возможности меньше касаясь метафизических схем и умозрительных гипотез Тейяра, рассмотреть естественнонаучный аспект его концепции космической эволюции и, в частности, становления ноосферы.

Первая глава посвящена творческой биографии П. Тейяра де Шардена, что необходимо из-за его относительной малоизвестности. Несмотря на широкую популярность на Западе, у нас издана только одна его книга, да и то через много лет после смерти автора. Такое неприятие у нас учения Тейяра объясняется, видимо, его конфессиональной принадлежностью — он не марксист, а христианин, к тому же член ордена иезуитов. Однако отношения ученого с орденскими властями всегда были очень напряженными именно из-за его нежелания поступаться научной истиной ради устаревших церковных догм. И до сегодняшнего дня Ватикан оценивает его наследие далеко не однозначно. Взаимоотношения тейярдизма с официальным католицизмом отражены во втором разделе главы.

Становление ноосферы Тейяр де Шарден представляет как завершающую часть более обширного, всеохватывающего процесса — развития всего космоса. Во второй главе освещаются этапы эволюции материи, последовательно ведущие к ноосфере: образование галактик и планет, химических элементов в них, сложных молекул и первых форм жизни, биосферы и человека.

В третьей главе рассмотрены непосредственные проблемы становления ноосферы, проблемы, стоящие перед современным объединяющимся человечеством. И главная из них — проблема человека как вершины всей предыдущей эволюции.

Эволюция, считает Тейяр де Шарден, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Дивергенция «уступает место… конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотворения» ["Феномен человека"]. От клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы». Этот «тангенциальный мегасинтез», эта «суперкомбинация» ведут к рывку «радиальных сил по главной оси эволюции», ибо большей сложности соответствует большее сознание. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Но это — не последний этап.

Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу ["Божественная среда"].

Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени, в основании которого — множественность и хаос, а на вершине — высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство, «точка Омега», «центр, сияющий в центре системы центров» ["Феномен человека"]. Элементы, или центры (личности) связывает между собой энергия любви. Атрибуты точки Омега — автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.

Для окончательного решения вопроса о “превосходстве” человека над животными я вижу только одно средство - решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен - рефлексию.

С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия - это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путём этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распылённый и разделённый в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Каковы же последствия подобного превращения? Они необъятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни - не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе.