Смекни!
smekni.com

Нейролингвистическое программирование (стр. 2 из 3)

Таковы некоторые, самые исходные, примеры простоты и силы новых паттернов НЛП — «субмодальностей», разработанных Ричардом Бэндлером. Одной из самых ранних моделей НЛП была идея «Модальностей» или «Репрезентативных систем». В последние десять лет на большинстве НЛП-тренингов преподано множество разнообразных, быстрых и практических способов использования этого знания о модальностях для изменения состояния и поведения. Субмодальности — это более мелкие элементы внутри каждой модальности. Например, некоторыми из зрительных субмодальностей являются яркость, цвет, размер, расстояние, расположение и фокус. Знание о субмодальностях открывает целое новое царство способов изменения, еще более быстрых, простых и конкретных.

Субмодальности — большой, многообещающий и почти самостоятельный раздел НЛП. Полезность модели субмодальности для любой внутренней работы доказана блестящей практикой; что же касается ограничений этой модели — об этом после некоторой тренировки у Вас сложится собственное впечатление.

Существуют только три главные модальности, но внутри каждой из них много субмодальностей. Субмодальности — это в буквальном смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодирует опыт. Субмодальные техники изменения можно использовать для непосредственной модификации программного обеспечения человека — тех способов, какими мы думаем о своем опыте и реагируем на него.

Один из основных принципов НЛП состоит в том, что порядок или последовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, влияет на их значение. Другой основополагающий принцип НЛП заключается в том, что слова есть лишь неадекватные ярлыки для опыта (другими словами, лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать).

Паттерны — это инструменты. Как любые инструменты, их нужно использовать, чтобы понять полностью, и практиковаться в их использовании, чтобы делать это с надежной эффективностью.

«Я считаю более правильным описывать НЛП как образовательный процесс. По сути, мы разрабатываем способы научить людей пользоваться их собственными мозгами», - говорит Ричард Бэндлер.

НЛП представляет собой возможность изучить субъективность.

Особый акцент на целенаправленном использовании вашего мышления иными способами, чем вы уже это делаете, — отсутствует. Вы можете научиться пользоваться своим мозгом более функциональными способами. В этом и состоит НЛП.

О чем нам нужно знать больше — это о субъективном опыте научения, так чтобы вы могли управлять своим обучением и лучше контролировать собственный опыт и то, чему вы учитесь.

Большинство из вас видели компьютерные игры. Программировать их достаточно трудно, потому что приходится пользоваться теми очень ограниченными механизмами общения, которыми снабжена машина. Одна из задач программирования называется моделированием. Задача моделирования — заставить компьютер делать нечто, что может делать человек. Моделирующий пытается взять лучшую модель способа, каким человек выполняет задачу, и сделать ее доступной для машины.

Самая интересная информация, какую вы можете получить, это знание о субъективности другого человеческого существа. Если некто умеет делать нечто, то мы хотим промоделировать это поведение — и наши модели будут моделями субъективного опыта.

Цвет, расстояние, глубина, длительность, четкость, контраст, пределы, движение, скорость, оттенок, прозрачность, пропорции, ориентация, передний план/задний план и т. д. Выяснив, как они работают, вы можете комбинировать их, чтобы получить еще более интенсивные изменения.

Подумайте, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы все свои приятные переживания вы вспоминали как мутные, отдаленные, расплывчатые, черно-белые фотоснимки, зато все неприятные — как ярко-цветные, близкие, панорамные, трехмерные фильмы. Отличный способ впасть в депрессию и думать, что жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. У всех нас есть хорошие и плохие переживания; вся разница часто в том, как мы их вспоминаем.

Люди часто редактируют прошлое.

Вот структура того, что он говорит: «Я закодировал свой опыт так, что живу в состоянии иллюзии».

Однако те же самые люди верят, что можно притвориться, будто вы снова проживаете свое детство, и что можно вернуться и изменить его. Тот факт, что вам не нравится случившееся, означает, что событие «незавершенно», так что вы можете вернуться и «завершить» его так, как вам нравится больше. Это превосходное переформирование, и очень полезное.

Я считаю, что в этом смысле все незавершенно: вы можете только поддерживать любое воспоминание, убеждение, понимание или другой умственный процесс изо дня в день, если постоянно занимаетесь этим. Поэтому он продолжает происходить. Если у вас есть какое-то понимание процессов, продолжающих его поддерживать, вы можете изменить его всякий раз, когда он вам не понравится. Модифицировать прошлые переживания действительно довольно просто. Наложение на неприятные воспоминания приятной музыки, прокручивание их с конца, что меняет смысловое содержание.

Вы сможете открыть все многообразие манипуляций, которые можно проделывать со своим мозгом.

Когда вы переживаете что-то неприятное, люди часто говорят: «Позже, когда вы на это оглянетесь, вы сможете рассмеяться». В промежутке должно существовать нечто, что вы проделываете внутри своей головы, что позже делает неприятный опыт забавным. Я хочу, чтобы вы сравнили эти два воспоминания, чтобы выяснить, чем они отличаются. Вот моя философия: Зачем откладывать на потом лучшее самочувствие? Почему бы не «оглянуться и не посмеяться», переживая это впервые?

Теперь подумайте о двух воспоминаниях из своего прошлого: одном приятном и одном неприятном. За одну-две секунды переживите эти два воспоминания заново, так, как вы обычно это делаете.

Дальше отметьте, ассоциированы вы были или диссоциированы в каждом из этих воспоминаний.

Ассоциировано — значит вернуться и заново пережить опыт, глядя на него своими собственными глазами. Вы видите в точности то, что видели, находясь там в действительности. Вы можете увидеть перед собой свои руки; но не сможете увидеть лицо, если только не посмотрите в зеркало.

Диссоциировано — значит смотреть на образ из памяти с любой точки зрения, кроме своих собственных глаз. Вы можете увидеть его так, словно смотрите вниз с самолета; или словно вы — некто другой, смотрящий фильм о себе в этой ситуации, и т. д.

Теперь вернитесь в каждое из этих двух воспоминаний по очереди и определите, ассоциированы вы или диссоциированы в каждом из них.

Каким бы способом вы ни вспомнили эти два случая, делая это естественно, нужно, чтобы вы вернулись и попробовали пережить их другим способом. Это следует сделать для того, чтобы выяснить, как это меняет ваши переживания. Если в воспоминании вы были ассоциированы, сделайте шаг назад из своего тела и посмотрите на это событие диссоциировано. Если вы были диссоциированы, то войдите в картину или натяните ее на себя, пока не ассоциируетесь. Отметьте, как такое изменение зрительной перспективы меняет ваше чувственное ощущение этих воспоминаний.

Воспроизводя воспоминание ассоциировано, вы вновь ощущаете чувственную первоначальную реакцию, которую испытывали в тот момент. Воспроизводя воспоминание диссоциировано, вы можете видеть на картинке то, как вы испытываете те первоначальные чувства, не ощущая их в этот момент в своем теле.

Идеальная ситуация — воспроизводить все ваши приятные воспоминания ассоциировано, так, чтобы вы легко могли насладиться всеми положительными эмоциями, которые их сопровождают. Когда вы диссоциированы от своих неприятных воспоминаний, при вас по-прежнему вся зрительная информация о том, чего вам может понадобиться избежать или с чем иметь дело в будущем, но без неприятной эмоциональной реакции.

Ассоциироваться с приятными воспоминаниями и диссоциироваться от неприятных — вот что вы учите делать свой мозг. Весьма скоро он схватит суть и автоматически проделает то же самое со всеми остальными вашими воспоминаниями.

Научить кого-либо, как и когда ассоциироваться или диссоциироваться, — это один из наиболее глубоких и всеобъемлющих способов изменения качества человеческого опыта и возникающего в результате поведения. Диссоциация особенно полезна для интенсивно неприятных воспоминаний.

Мозг обучается путем быстрого прокручивания паттернов.

Мы очень часто не меняемся. Изменяется наш способ мышления.

Создание мотивационной стратегии.

«Вы когда-нибудь предусматривали такой вариант: быть предусмотрительным заранее?»

Многих людей беспокоит «отсутствие мотивации», и примером тому является неспособность подняться утром.

У нее есть внутренний голос, который звучит сонно и спокойно. Потом, когда он говорит: «Я должна встать», он начинает ускоряться и изменять эту интонацию на более оживленную и бодрую. Пусть этот голос начнет говорить с вами сонным и спокойным тоном. Теперь пусть он немного ускорится, станет чуть громче и бодрее. Заметьте, как изменяются ваши ощущения.

Если вы хотите замотивировать себя позитивно, вам нужно подумать о том, что в задаче действительно привлекательно. Если вам не приятна сама задача, то привлекательно то, что она выполнена.

Некоторые люди принимают паршивые решения, но поскольку они не очень мотивированы — то и не наживают себе больших неприятностей. Если вы обучите их действительно эффективной стратегии мотивации, они действительно воплотят все эти дурные решения и совершат кучу глупых, неуместных и, возможно, опасных поступков. Поэтому прежде, чем обучать человека новой мощной стратегии мотивации, будьте уверены, что в нем уже есть эффективный способ принятия решений. Если нет, то научите его новой стратегии принятия решений прежде, чем новой стратегии мотивации.