Смекни!
smekni.com

Разработка тестового приложения Компоненты меню Delphi (стр. 3 из 5)

В приведенном ниже вопросе второй и третий ответы помечены как правильные (оценка за их выбор не равна нулю). При этом видно, что выбор второго альтернативного ответа дает более весомый вклад в общую сумму баллов.

Какую формулу следует записать в ячейку В5, чтобы

вычислить сумму выплаты?

\tabl.bmp

=сумма(В2-В4)

,0

=сумма(В2:В4)

,2

=В2+ВЗ+В4

.1

Вот пример раздела оценок:

Отлично

100

Хорошо

85

Удовлетворительно

60

Плохо

50

Файл теста может быть подготовлен в текстовом редакторе Notepad или Microsoft Word. В случае использования Microsoft Word при сохранении текста следует указать, что надо сохранить только текст. Для этого в диалоговом окне Сохранить в списке Тип файла следует выбрать вариант Только текст (*.txt).

2.4.2. Форма приложения

Delphi позволяет объединить компоненты в массив, однако создаваться такие компоненты должны не во время разработки формы приложения, а динамически - во время работы программы.

На форме отсутствуют поля вывода альтернативных ответов и переключатели выбора правильного ответа. Они будут созданы во время работы программы.

Объявление массива компонентов ничем не отличается от объявления обычного массива - указывается имя массива, диапазон изменения индекса и тип элементов массива. Ниже приведено объявление массивов компонентов формы разрабатываемой программы:

answer: array[1..N_ANSWERS] of TLabel; // альтернативные ответы

selector: array[1,.N_ANSWERS+1] of TRadioButton; // кнопки выбора ответа

Однако, для того чтобы компонент появился в форме, одного объявления недостаточно. Компонент - это объект Delphi, и его объявление - это только указатель на область памяти, который без наличия объекта ни на что не указывает. Создается компонент путем применения метода create к указателю на компонент, в нашем случае - к элементу массива.

Например, инструкции

answer[l] := TLabel.Create(self);

answer[1].Parent := Form1;

создают компонент (Label) и помещают его в форму приложения (Form1).

После создания компонента программа должна выполнить его настройку, т. е. ту работу, которую во время создания формы приложения выполняет программист при помощи окна Object Inspector. Под настройкой понимается присваивание начальных значений тем свойствам компонента, предопределенные значения которых не отвечают предъявляемым требованиям.

Если компонент должен реагировать на некоторое событие, то нужно написать процедуру обработки этого события и поместить объявление созданной процедуры в объявление типа формы. Например, объявление типа формы разрабатываемой программы должно выглядеть так:

type

TForm1 = class(TForm)

Labels: TLabel; // поле вывода вопроса

Image1: ТImage; // область вывода иллюстрации

Panell: TPanel;

Buttonl: TButton; // кнопка Начать, Дальше, Выход

procedure FormActivate(Sender: TObject);

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure SelectorClick(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

В отличие от других строк, сгенерированных Delphi, объявление procedure SelectorClick(Sender: TObject) вставлено в текст программы вручную.

При создании процедуры обработки события для обычного компонента (компонента, который добавлен в форму во время разработки формы программы) Delphi автоматически генерирует заготовку процедуры обработки события и ее объявление. Программист должен написать только инструкции процедуры. В случае создания процедуры обработки события для компонента, который создается динамически, программист должен полностью написать текст процедуры и поместить ее объявление в объявление формы.

После того как будет написана процедура обработки события, нужно связать эту процедуру с конкретным компонентом. Делается это путем присвоения имени процедуры обработки свойству, имя которого совпадает с именем обрабатываемого события.

2.4.3. Загрузка файла теста

Передать имя файла теста программе тестирования можно через параметр командной строки путем настройки свойств значка, изображающего программу тестирования на рабочем столе или в папке.

Например, для настройки программы тестирования, значок запуска которой находится на рабочем столе, на работу с файлом теста ххх.txt, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на значке программы, из появившегося контекстного меню выбрать команду Свойства и в поле Объект, после имени файла программы (Project1.exe), ввести имя файла теста (xxx.txt), заключив его в двойные кавычки (рис. 3). Текст, находящийся в поле Объект вкладки Ярлык диалогового окна Свойства, называется командной строкой.

Программа может получить параметр, указанный в командной строке запуска программы, как значение функции ParamStr (n), где n - номер параметра. Количество параметров командной строки находится в глобальной переменной Paramcount. Для приведенного выше примера командной строки запуска программы тестирования значение переменной Paramcount равно 1, а функции ParamStr (1) - xxx.txt.

Ниже приведен фрагмент программы, обеспечивающий прием параметра из командной строки:

if ParamCount = 0 then

begin

ShowMessage(' Ошибка! Не обнаружено файла вопросов теста. ');

goto bye; // аварийное завершение программы

end;

FileName:= ParamStr (1); // имя файла - параметр командной строки.

При запуске программы, использующей параметры командной строки, из среды разработки параметры нужно ввести в поле Parameters диалогового окна Run Parameters (рис. 4), которое открывается в результате выбора из меню Run команды Parameters.


Рис 3. Настройка программы тестирования

Рис 4. Диалоговое окно Run Parameters

2.5. Описание пользовательского интерфейса

После создания формы в окно редактора кода, в секцию implementation следует поместить описание глобальных констант (раздел const) и переменных (раздел var). Затем можно приступить к созданию процедур обработки событий.

Их в программе три:

1. Обработка события OnActivate для стартовой формы.

2. Обработка события Onclick для командной кнопки Button1.

3. Процедура обработки события Onclick - одна, общая для переключателей выбора ответа.

После запуска программы и вывода на экран стартовой формы происходит событие onActivate. Процедура FormActivate сначала вызывает процедуру ResetForm, которая, присваивая значение False свойству Visible, делает невидимыми поля вывода альтернативных ответов и все переключатели. Аналогично делается невидимой область иллюстрации. Кроме того, процедура устанавливает максимально возможную ширину полей меток альтернативных ответов.

После очистки формы проверяется, указан ли при запуске программы параметр - имя текстового файла с вопросами теста.

Если параметр не указан (значение ParamСount в этом случае равно нулю), то присвоением значения свойству Caption метки Label5 выводится сообщение: «Не задан файл вопросов теста» и свойству Tag кнопки Buttonl присваивается значение 2 (Buttonl.Tag:=2;). Если параметр задан, то открывается файл теста.

Программа тестирования получает имя файла теста как результат функции ParamStr (1). Реализация программы предполагает, что если имя файла теста задано без указания пути доступа к нему, то файл теста и файлы с иллюстрациями находятся в том же каталоге, что и программа тестирования. Если путь доступа указан, то файлы с иллюстрациями должны находиться в том же каталоге, что и файл теста. Такой подход позволяет сгруппировать все файлы одного теста в одном каталоге.

Открывается файл теста обычным образом. Сначала обращением к процедуре AssignFile имя файла связывается с файловой переменной, а затем вызывается инструкция открытия файла для чтения.

После успешного открытия файла вызывается процедура infо которая считывает из файла информацию о тесте и выводит ее в форму присваиванием прочитанного текста свойству Caption поля метки Label5.

Затем вызывается процедура Get Level, которая считывает из файла теста информацию об уровнях оценки. Эта процедура заполняет массивы level и mes.

После вывода информационного сообщения программа ждет, когда пользователь нажмет кнопку "Начать" (Button1).

Командная кнопка Button1 используется для:

· аварийного завершения работы приложения (в случае, если не задано имя файла теста);

· начала тестирования (после прочтения информационного сообщения);

· перехода к следующему вопросу (после выбора одного из ответов);

· завершения работы программы (после прочтения результатов тестирования).

Свойство Tag кнопки Button1, используется для идентификации текущего состояния формы и выбора действия при нажатии кнопки Button1.

После вывода информации о тесте значение свойства Tag кнопки Button1 равно нулю. Поэтому в результате первого нажатия кнопки Button1 выполняется та часть программы, которая обеспечивает:

· вывод первого вопроса;

· замену текста, находящегося на командной кнопке (свойство caption с Начать на Дальше;

· установку невидимого служебного переключателя RadioButton5 в выбранное состояние.

Кроме того, присваиванием значения False свойству Enabled кнопка Button1 делается недоступной, тем самым блокируется переход к следующему вопросу до тех пор, пока не будет выбран один из ответов. Значению свойства

Button1.Tag присваивается единица, тем самым выполняется подготовка к обработке следующего нажатия кнопки Button1.

После выбора ответа и нажатия кнопки Дальше (Button1) (в этом случае значение свойства Button1.Tag равно единице) к набранной сумме баллов добавляется количество баллов за выбранный ответ. Затем, если конец файла не достигнут, вызывается процедура вывода очередного вопроса. Если конец файла достигнут, то сначала закрывается файл теста, текст на кнопке Button1 изменяется на Выход, а значение Button1.Tag устанавливается на 2. Затем посредством процедуры itog выводятся результаты тестирования.

Если значение Button1.Tag равно двум, то применением метода close к форме Form1 закрывается окно программы, в результате чего программа завершает работу.