Смекни!
smekni.com

Интернет - глобальная компьютерная сеть (стр. 2 из 7)

Очевидно, что противоположным полюсом процесса взаимодействия может стать информационный ресурс Интернета (сайт, телеконференция, хранилище файлов) или же другой человек, с которым конкретный пользователь общается с помощью служб Интернета. Сегодня все кому не лень называют Интернет «наиболее интерактивным из всех средств информации и общения». Так ли это на самом деле?

Ответить на этот вопрос поможет понятие «степень интерактивности» — показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели. К примеру, горячие новости политической жизни страны, безусловно, вы быстрее и с большим удобством узнаете из онлайновых изданий, чем из традиционных бумажных газет. С другой стороны, малоизвестную научную публикацию можно никогда не найти на просторах Сети, но гарантированно получить в Ленинке. да и обычный телефон (при условии, что известен номер абонента и свободна линия) обладает существенно большей степенью интерактивности, чем, к примеру, электронная почта или даже IСQ.

Общие цели, описанные выше, разумеется, состоят из более мелких подзадач. Никто, думается, не будет отрицать того факта, что процессы поиска нужной информации и общения в Сети происходят опосредованно, поскольку пользователь взаимодействует с неким интерфейсом, будь то web-страница или окно почтового клиента, а не с самим web-ресурсом.

А потому давайте попробуем проанализировать весь пройденный на настоящий момент тернистый путь развития ‘ wеb-технологий с позиции степени интерактивности сайтов, создаваемых с их помощью.

В начале был HTMLФактической основой стал язык НТМL, разработанный Тимом Бернерсом-Ли и Дэниэлом Конноли на основе СМ1 в 1990 году. Первым стандартом языка разметки, принятым к использованию в WWW, стал HTML уровня (версии) 0.0, включавший в себя самый минимальный набор тэгов для разметки содержимого документов. HTML 0.0 позволял описывать гиперссылки, заголовки, параграфы, списки и их пункты. В следующей версии НТМL 1.0 стало возможным внедрять в документы графические изображения. Были, кроме того, существенно расширены возможности форматирования текста. HTML 2.0 — классика жанра. Благодаря поддержке web-форм, позволяющих передавать данные от клиента серверу, этот уровень НТМL стал вполне достаточным для создания полнофункциональных сайтов.

Как видим, степень интерактивности первых сайтов была достаточно неплохой. Минимализм — залог скорости (текстовые страницы с небольшим количеством графики или полным ее отсутствием грузятся максимально быстро) и простоты (все страницы выглядят почти одинаково, все элементы интерфейса однотипны). web-формы и механизм ОН (а в дальнейшем — Java-сервлеты и другие серверные технологии) вывели интерактивность на качественно новый уровень: пользователи получили возможность взаимодействовать с сайтами более полно и всесторонне, передавая сер- веру различные параметры и получая в ответ динамические страницы, сгенерированные на основе переданных значений, что называется, специально для вас». Но формы с большим количеством полей для заполнения существенно усложняют жизнь посетителей сайта, снижая простоту и удобство его использования.

Следует отметить, что существующие ныне сайты, посвященные пользовательским интерфейсам и вопросам юзабилити (www.useit.com, www.usabiliti.ru), недалеко ушли от минимализма НТМL 2.0. Да, эти сайты используют табличную верстку и определенную разработчиком цветовую гамму, но наличие последней не является столь критичным для адекватного восприятия информации, а таблицы поддерживаются семи современными браузерами, включая даже Lynx.

Первоначальные уровни языка НТМL предоставляли по большей части возможности логического форматирования документов, в то время как визуальным эффектам (таким как цветовая гамма) внимания практически не уделялось. Но в Интернет пришла коммерция, и потребовалось, чтобы сайты были красочными, производили впечатление. В то время компания Netscape уже занимала прочные позиции на рынке и начала на радость беспечным пользователям встраивать в свой браузер Navigator разнообразные возможности визуального форматирования. Многие из нововведений, предложенных Netscape, впоследствии были включены в официальную спецификацию НТМL 3.2 (напомним, что стандартизацией в области web-технологий занимается Консорциум W3С, основанный Тимом Бернерсом-Ли в 1994 году, www.w3.org).

Но тут, <вовремя> сообразив, что невнимание к отрасли web-технологий повлечет потерю крупной части потенциальной прибыли, о себе громко заявляет Microsoft, выбросив на рынок свой браузер InternetExplorer. Между Netscape и Мiсго5оа возникла жестокая конкурентная борьба, повлекшая в буквальном смысле наплевательское отношение обеих сторон к каким бы то ни было рекомендациям W3С. Названные производители любой ценой старались привлечь внимание потребителей к своей продукции, в результате чего в отрасливозник всепоглощающий кризис. Официальная спецификация HTML существовала, но ее, не будет преувеличением сказать, никто не придерживался: сайт, нормально выглядящий в одном браузере, в другом искажался до неузнаваемости. доходившее до абсурда перенасыщение НТМL возможностями визуального форматирования вообще шло вразрез с его первоначальной концепцией как языка логической разметки.

А что было с характеристиками интерактивности? В эпоху «украшательств», в течение эдакого «подросткового периода» развития сменившего пору детской чистоты и первозданности первых уровней НТМL, тенденции были крайне противоречивыми.

Возьмем, к примеру, фреймы — это одна из ключевых разработок Netscape того времени. Идея фреймов выглядит очень красиво, но вот реализация... Недостатков на поверку оказывается гораздо больше, чем достоинств. Чтобы не быть голословным, приведу лишь некоторые самые слабые стороны технологии фреймов:

невозможность поставить ссылку на внутреннюю страницу сайта так, чтобы при переходе по такой ссылке страница отображалась внутри фреймовой структуры;

отсутствие всяческих возможностей навигации при попадании на внутреннюю страницу сайта (отображаемую без фреймов, должных ее окружать) по ссылке, выданной поисковой системой;

чрезвычайные трудности для разработчика при реализации сложной фреймовой структуры в случаях, когда при переходе по ссылке, расположенной в навигационном фрейме, необходимо менять содержимое не одного, а сразу нескольких соседних фреймов;

невозможность точного позиционирования пикселей в соседних фреймах (проблема наблюдалась в ((родном>) для фреймов браузере — NetscapeNavigator).

Еще один тезис не в пользу фреймов — Netscape отказалась от их использования на корпоративном сайте буквально через полгода после разработки этой технологии. (14, ст.10.1)

Информационный поиск

Документальный поиск: Информационный поиск, при котором объектами поиска являются документы.

Автоматизированный информационный поиск: Информационный поиск с использованием ЭВМ.

Автоматизированный документальный поиск: Документальный поиск с использованием ЭВМ.

Библиографический поиск: Информационный поиск в библиографической базе данных.

Диалоговый поиск: Автоматизированный информационный поиск, при котором пользователь автоматизированной системы может формулировать информационные запросы в диалоговом режиме, корректировать их в процессе поиска и получать промежуточные результаты.

Пакетный поиск: Автоматизированный информационный поиск, при котором информационные запросы накапливаются в специальном массиве для последующей совместной обработки.

Ретроспективный поиск: Информационный поиск по разовым информационным запросам в ранее накопленном информационном массиве.

Поиск на естественном языке: Автоматизированный информационный поиск, для которого информационный запрос формулируется на естественном языке.

Полнотекстовый поиск: Автоматизированный документальный поиск, при котором в качестве поискового образа документа используется его полный текст или существенные части текста.

Булевский поиск: Информационный поиск, при котором информационный запрос формируется с помощью булевских операторов. ( 13, с 311 - 312)

История создания Интернета

Около 20 лет назад Министерство Обороны США создало сеть, которая явилась предтечей Internet, - она называлась ARPAnet. ARPAnet была экспериментальной сетью, - она создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере, - в частности, для исследования методов построения сетей, устойчивых к частичным повреждениям, получаемым, например, при бомбардировке авиацией и способных в таких условиях продолжать нормальное функционирование. Это требование дает ключ к пониманию принципов построения и структуры Internet. В модели ARPAnet всегда была связь между компьютером-источником и компьютером-приемником (станцией назначения). Сеть предполагалась ненадежной: любая часть сети может исчезнуть в любой момент.

На связывающиеся компьютеры - не только на саму сеть - также возложена ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером.

Передача данных в сети была организована на основе протокола Internet - IP. Протокол IP - это правила и описание работы сети. Этот свод включает правила налаживания и поддержания связи в сети, правила обращения с IP-пакетами и их обработки, описания сетевых пакетов семейства IP (их структура и т.п.). Сеть задумывалась и проектировалась так, чтобы от пользователей не требовалось никакой информации о конкретной структуре сети. Для того, чтобы послать сообщение по сети, компьютер должен поместить данные в некий ``конверт'', называемый, например, IP, указать на этом ``конверте'' конкретный адрес в сети и передать получившиеся в результате этих процедур пакеты в сеть.