Смекни!
smekni.com

Информационные войны и информационное противоборство (стр. 3 из 7)

Элементом информационного оружия могут считаться компьютерные вирусы, разработки которых не требуют больших материальных и финансовых затрат, а применение которых может быть высокоэффективным. Так, распространенный в конце января 2004 года в сети Интернет вирус практически парализовал работу этой сети на сутки в азиатских странах и снизил пропускную способность сети практически в два раза в странах Европы.

Помимо применения информационного оружия для нарушения работы систем командования и управления войсками и боевыми средствами специалисты также выделяют экономическую, банковскую, социальную и иные сферы его потенциального использования. При этом возможно достижение цели по дезорганизации деятельности управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации. Только представьте себе последствия, которые могут возникнуть от нарушений в работе автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом. В результате неудовлетворительной защиты информации от ее искажения возможна ситуация, когда грузопотоки пойдут не по назначению. К примеру, взрывчатка, предназначенная для шахтеров, может быть отправлена за рубеж и перехвачена террористическими организациями. Кроме того, с помощью информационного оружия возможно блокирование деятельности отдельных предприятий и банков, а также целых отраслей промышленности путем нарушения технологических связей, систем взаиморасчетов, проведения валютно-финансовых махинаций. Только высокий профессионализм лиц, ответственных за защиту информации, позволил предотвратить попытку преступников внедрить в банковскую компьютерную систему Москвы поддельные векселя с реквизитами Московского сберегательного банка с тем, чтобы похитить 375 млрд. руб. и 80 млн. долларов США.

Стратеги применения информационного оружия рассчитывают на массовое распространение и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов. Получая информацию из СМИ, мы имеем возможность наблюдать широкомасштабные операции по информационному и морально-психологическому воздействию на население, государственные институты и руководство страны. Конечным же результатом использования информационного оружия в социальной сфере предполагается вызов недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.

Наконец, целью применения информационного оружия является инициирование крупных техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами, имеющими дело с большими количествами опасных веществ и высокими концентрациями энергии. Например, если произойдет одновременное открытие всех шлюзов Зейской ГЭС, то по расчету специалистов, на пятые сутки уровень воды в реке Амур будет таким, что затопит г. Хабаровск, а через сутки – г. Комсомольск-на-Амуре и г. Николаевск-на-Амуре.

В качестве основных объектов применения информационного оружия, как в мирное, так и в военное время выступают:

· компьютерные системы и системы связи, используемые государственными и правительственными организациями;

· информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

· средства массовой информации и, в первую очередь, электронные.

Достижение успеха в любой войне, а тем более в информационной, невозможно без наличия достоверных сведений и разведывательных данных. В этих целях иностранные спецслужбы используют самые разнообразные способы и методы: от мониторинга открытых средств массовой информации до самых изощренных, включая промышленный шпионаж и техническую разведку. Иностранные технические разведки развернули глобальную систему разведки с применением технических средств. Многофункциональные разведывательные космические системы, наземные центры радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки, стратегические самолеты-разведчики, морские системы и комплексы технической разведки действуют в настоящее время против России непрерывно. При этом расходы на разведывательную деятельность иностранных государств не сокращаются (например, в США они составляют ежегодно около 30 млрд. долларов). ЦРУ продолжает закупку новых технических средств для сбора развединформации, в том числе космических «спутников-шпионов», беспилотных летательных аппаратов «Предэтор», хорошо зарекомендовавших себя в ходе военной кампании в Афганистане и в Ираке. Пентагон делает ставку на «умное» оружие, управляемое со спутников, микроволновые бомбы и беспилотные самолеты. В 2000 году челночный корабль Шаттл произвел подробнейшие снимки 80% поверхности Земли. Эти материалы есть не что иное, как топогеодезическое обеспечение применения высокоточного оружия и полетов беспилотных самолетов-разведчиков. Используя эту информацию, высокоточные бомбы и крылатые ракеты могут направляться на объект военнослужащими спецподразделений, находящихся на территории противника и оснащенных специальными компьютерами, и это не зависит от метеоусловий.

Наиболее эффективным способом получения необходимой информации является использование технических разведок, на долю которых приходится до 80% добываемых сведений. В качестве примера можно привести Систему глобального контроля международных линий связи «Эшелон». Работу Системы «Эшелон» обеспечивает наземная сеть центров обработки информации, на которых размещены 96 комплексов радиоэлектронной разведки, она способна перехватить до 2 млн. сообщений в минуту. Две тысячи специалистов-лингвистов анализируют и расшифровывают информацию со 100 языков мира. Космическая группировка системы насчитывает от 20 до 40 летательных аппаратов. Периодичность их пролета над территорией Дальнего Востока составляет не менее 1-2 раза в час. Система позволяет перехватывать информацию, передаваемую в системах кабельной и радиосвязи, включая спутниковые каналы, циркулирующую в телефонных и компьютерных сетях, в том числе и «Интернет», а также обрабатывать полученную информацию в соответствии с заявками пользователей системы. Возможности Системы «Эшелон» позволяют осуществлять контроль за деятельностью, прежде всего, должностных лиц высшего эшелона власти, министерств, ведомств, отдельных организаций и граждан, а также использовать «Интернет» с целью несанкционированного доступа к закрытой информации.

Имеются и другие способы несанкционированного доступа к информации. Так, ученые Кембриджского университета в марте 2002 года опубликовали работу, в которой показали, что имеется принципиальная возможность с расстояния в несколько сотен метров восстанавливать картинку экрана просто по мерцанию света в окне комнаты, где установлен монитор. Также доказано, что с расстояния до полутора километров можно снимать данные с постоянно мигающих индикационных лампочек компьютерного оборудования. Не испытывая затруднений, можно практически в любом крупном городе купить спецаппаратуру и, например, тотально контролировать всю пейджинговую связь. С таким же успехом прослушиваются и сотовые телефоны даже тогда, когда они находятся в отключенном состоянии. Аналогичные примеры можно продолжать. Необходимо также отметить, что опасность в последнее время для ряда структур стали представлять и криминальные группировки, использующие в своей преступной деятельности самые изощренные способы негласного получения информации.

В наше время, когда ни одна уважающая себя фирма не может обойтись без компьютера, без доступа в «Интернет», проблемы защиты информации приобретают особое значение. Число пользователей «Интернет» в России составляет 6 млн., а к 2010 году достигнет 30-40 млн. Как известно, основные узлы сети «Интернет» расположены на американской территории и постоянно находятся под пристальным контролем спецслужб США, добывающих из них необходимую информацию. Таким образом, даже сообщение, отправленное электронной почтой из г. Владивостока в г. Хабаровск, сначала побывает в США, обработается специалистами разведки, а затем попадет к адресату.

Из средств массовой информации известно, что за две недели войны в Ираке зарегистрировано до тысячи попыток проникновения хакеров к базам данных только американской группировки войск. Поэтому в США уделяется большое внимание защите информационных ресурсов, особенно специального и военного назначения. Так, на ведение политики информационного противодействия американцы ежегодно тратят более 2 млрд. долларов. Общие расходы правительства США на реализацию концепции «Информационной войны» до 2005 года составят более 18 млрд. долларов.

По данным МВД России, за три года (2000-2002 г.г.) общее количество зарегистрированных преступлений в сфере высоких технологий возросло более чем в 63 раза, почти в 30 раз возросло количество преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, в 137 раз – с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, в 75 раз – с незаконным производством, сбытом или приобретением специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в 41 раз – с нарушением правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сетей. Не остаются «без внимания» хакеров и российские информационные центры. К примеру, только за 6 месяцев 2002 года ими было предпринято свыше 400 тысяч попыток атак на официальный сервер ФСБ России. В администрациях краев и областей Дальнего Востока еженедельно регистрируются до десяти попыток проникновения в базы данных.