Смекни!
smekni.com

Компьютерная верстка газеты в формате А3 (стр. 2 из 7)

Для хорошего макета обязательным условием является наличие единого стиля, который связывает воедино все элементы оформления и дизайнерские решения публикации.

Шрифты очень часто оказываются тем элементом публикации, который может подвести в самый ответственный момент: шрифты исчезают, заменяются другими, печатаются совершенно не так, как нужно, и тогда отлично, казалось бы, сделанная работа идет насмарку.

Шрифтом называется набор символов определенного размера и начертания, а гарнитурой – набор символов одного рисунка всех размеров, насыщенности и начертания.

Большинство гарнитур включают четыре вида начертания: обычный (regular или normal), полужирный (bold), курсив (italic), полужирный курсив (bold-italic). Некоторые гарнитуры (как правило, декоративные и символьные) имеют всего одно или два начертания. На практике оба эти понятия фактически являются синонимами, поэтому далее может употребляться как одно, так и другое название.

Количество шрифтов очень велико, и среди них много действительно хороших, красивых гарнитур. Однако иногда может случиться так, что гарнитура, прекрасно работавшая в Word, в Page Maker неожиданно превратится в набор пустых квадратов или в нечитаемый текст (например, такое может случиться с гарнитурой Arial Black).

Используемые в публикации гарнитуры должны гармонировать друг с другом, легко читаться и производить хорошее визуальное впечатление. Далеко не все шрифты хорошо сочетаются друг с другом, хотя каждый из них в отдельности может быть очень хорош.

Вообще говоря, текст является одним из главных (если не самым главным) элементом любой публикации, будь то рекламная листовка, книга или Web-страница. Именно текст, как правило, несет самую важную смысловую нагрузку, поэтому грамотное оформление текста в документах играет очень важную роль.

Для оформления текста обычно используются различные эффекты

специальные, такие, как падающие тени, объемные буквы, поворот текста (поворот на небольшой угол вносит в композицию элемент динамики, а поворот на 90 градусов позволяет ввести в макет вертикаль), текстурирование или размещение изображения внутри текста (при этом размер символов должен быть достаточно велик).

Достаточно популярными остаются приемы выбора разного размера для символов в одном слове, а также смешение и поворот букв относительно друг друга («выпадающие» и «прыгающие» буквы), расположение текста по кривой и разного рода искажения.

1.2 Особенности газетной верстки, основные приемы верстки

Верстка различных изданий различается в зависимости от их специфики – правила верстки научной книги отличаются от верстки ежедневной газеты.

Основные типы изданий и характерные особенности каждого из них.

Недорогая газета формата А 4. Одно из наиболее популярных изданий. Такая газета обычно содержит 16 или 24 страницы и печатается в одну или в две краски (иногда может иметь полноцветную обложку). Именно с верстки такой газеты чаще всего начинается профессиональная деятельность верстальщика.

Для подобных газет чаще всего используется дешевая газетная бумага, а пленки выводятся на лазерном принтере (за исключением полноцветных обложек, пленки на котором приходится выводить на фотонаборном формате). Поэтому при верстке рекомендуется по возможности избегать фотографических изображений и сложных рекламных блоков, так как даже очень красочные и выразительные изображения, будучи напечатаны одним цветом на бумаге с низкой линиатурой, будут выглядеть недостаточно хорошо. Если же печать фотографий необходима, они должны быть предварительно обработаны в одном из редакторов растровой графики (например, в Photoshop).

Что касается макета, то его чаще всего приходится разрабатывать верстальщику (поскольку в небольших издательствах он исполняет роль и дизайнера). При разработке макета следует руководствоваться принципом простоты и максимальной читаемости газеты. Не следует перегружать полосу элементами оформления, сильно уменьшать кегль шрифта (оптимальный кегль основного текста для гарнитуры типаTimes New Roman примерно соответствует 8–10 пунктам) и межстрочный интервал, чтобы поместить больше материала – это будет затруднять чтение.

Если газета содержит много объявлений или телепрограмму, следует тщательно подобрать шрифты и оформление заголовков для хорошей структуризации и рубрикации издания, что позволит читателю легко ориентироваться.

Малотиражные газеты формата А4печатаются в основном на офсетных печатных машинах типа «Ромайор». В некоторых случаях печать может осуществляться и на ролевых печатных машинах.

Газета-таблоид. Таблоидом называется газета большого формата (с полосой форматом более А3). К таким газетам относятся большинство «толстых» газет, выпускаемых большими тиражами («Теленеделя», «Телесемь», «Комсомольская правда» и т.д.). Выпуск таких газет осуществляют большие редакционные коллективы, имеющие в своем составе редакторов, дизайнеров и верстальщиков. Иногда над одной газетой могут работать несколько верстальщиков одновременно – один готовит телепрограмму, другой верстает основной материал, а третий – обложку.

При издании «большой» газеты следует учитывать ряд особенностей:

1. Высокая скорость верстки – газета должна выйти вовремя, а материал может поступать практически до самого последнего момента;

2. Предварительная разработка макета – макет делается один раз, после чего редко кардинально изменяется. Это вызвано тем, что газета должна иметь свой, легко узнаваемый стиль, а верстальщики не должны задумываться над вопросами макетирования, так как это резко замедлит скорость верстки;

3. Трудности при выводе пробных отпечатков – большой формат таблоидов не позволяет распечатывать их на принтере формата А4 и даже А3 в натуральную величину. Поэтому приходится выводить отпечатки, уменьшенные до формата, поддерживаемого принтером, или печатать газету по частям, а потом склеивать. Уменьшенные отпечатки позволяют составить общее впечатление о визуальном восприятии полос, однако представляют трудности для правки и корректуры;

4. Сложность верстки – таблоиды представляют одну из самых сложных задач для верстальщика. При верстке таблоидов часто возникает необходимость размещения материала на нескольких страницах (например, начало статьи на первой странице, а продолжение – на пятой). Кроме большого размера, затрудняющего верстку, приходится обрабатывать большие объемы материала, причем в обстановке постоянной спешки.

При размещении материала на полосах большого формата следует учитывать удобство чтения газеты.

Для таблоидов так же используется газетная бумага, которая легко впитывает краску и обладает высоким коэффициентом растискивания, однако за счет увеличения размеров постеры и рекламные блоки выглядят достаточно хорошо, особенно издали. Кроме того, иногда для обложки может использоваться глянцевая бумага, допускающая печать с более высокой линиатурой и, соответственно, более высоким качеством. Таблоиды обычно печатаются на ролевых печатных машинах.

1.3 Создание таблиц стилей

После того, как будут определены формат и основные смысловые разделы публикации, можно начинать разработку таблицы стилей.

Стилем называется набор атрибутов форматирования, имеющий имя.

Стили поддерживаются всеми программами компьютерной верстки, в том числе и Microsoft Word. Используя стили, можно очень легко задавать форматирование большим объемам текста, создавать оглавление и осуществлять поиск нужного фрагмента текста.

Применение стилей позволяет обеспечить в случае необходимости быстрое и безболезненное изменение внешнего вида документа на любой стадии его подготовки к печати.

Кроме того, использование таблицы стилей позволяет легко проводить эксперименты, подбирая гарнитуры и размеры шрифтов, отступы между абзацами, цветовые решения и способы выравнивания абзацев.

Для того чтобы создать таблицу стилей, проще всего взять лист бумаги и аккуратно выписать все виды текста, которые понадобятся для ее оформления. Обычно в публикацию входят следующие стили текста:

1. Заголовок первого уровня: обычно это название частей в книгах или заголовков главных статей в журналах или газетах. Для заголовков используются шрифты достаточно большого размера и различных гарнитур.

2. Заголовок второго уровня: этому уровню соответствуют названия глав в книгах или статей в журналах. Шрифт обычно выбирается тот же, что и для заголовков первого уровня, но меньшего кегля.

3. Заголовок третьего уровня: таким стилем отмечаются подзаголовки в главах книг или журнальных статьях. Для таких подзаголовков иногда употребляется тот же шрифт, что и для основного текста, но выровненный по центру или по левому краю и полужирного начертания.

4. Основной текст: набирается весь материал, предназначенный для чтения. Для основного текста рекомендуется выбирать хорошо читаемый текст, как правило, с засечками, размером от 9 до 14 пунктов.

5. Колонтитул: для оформления колонтитулов используются самые различные гарнитуры и средства. В классическом варианте это рубленый шрифт типа Arial или Pragmatica полужирного начертания, выровненный по внешнему краю страницы.

6. Подпись к рисунку: подписи к рисункам, как правило, выравниваются по центру тем же шрифтом, что и основной текст. Иногда для подписей используют курсивное начертание и выключку по левому или правому краю.