Смекни!
smekni.com

Компьютерные преступления и методы защиты информации (стр. 2 из 8)

Среди российского хакерства выделяются четыре основных типа.

Первый - романтики-одиночки. Они, как правило, взламывают базы данных из чистого любопытства. В целом они довольно безопасны и бескорыстны, но и наиболее талантливы. Поэтому массовые взломы компьютерных сетей какой-либо фирмы обычно начинаются после того, как на нее набредет кто-то из «романтиков» и похвастается этим в своей сети.

Второй - прагматики, или классики. Работают как в одиночку, так и группами. Воруют, как говорится, что придется - игры, программы, электронные версии разных изданий. Например, еще в сентябре 1995 г. фирма «Майкрософт» с большой помпой представляла в Москве «WINDOWS 95». По оценкам западной прессы, на рекламу нового продукта ушло около 300 миллионов долларов и фирмачи потом долго не могли понять, почему в России эта новейшая база раскупается так плохо. А дело в Том, что наши хакеры еще в апреле взломали главный компьютер «Майкрософта», украли оттуда засекреченный тогда «WINDOWS 95» и наладили продажу его по ценам дешевле фирменных

Третий - разведчики. Сегодня в любой уважающей себя фирме имеется хакер, оформленный обычно как программист. Его задача - взламывать сети конкурентов и красть оттуда самую разную информацию. Этот тип пользуется сейчас наибольшим спросом.

Четвертый - кибергангстеры. Это уже профессиональные компьютерные бандиты, работают они в основном на мафиозные структуры. Их задачи конкретные - блокировка и развал работы компьютерных сетей разных «неугодных» российских и западных фирм, а также кража денег с банковских счетов. Дело это дорогое и небезопасное, зато самое высокооплачиваемое.

Нахальство наших компьютерных хулиганов не в последнюю очередь обусловлено фактическим отсутствием борьбы с ними на Родине.

Только в Москве выявлено более 360 человек, незаконно оплачивающих коммуникационные услуги. Юридическая тонкость момента, сидя Дома, человек совершает преступление на территории США. Привлечь их к ответственности в соответствии с законодательством США очень сложно: тут можно годами разбираться.

2. Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определенных условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.

«Временная бомба» - разновидность «логической бомбы», которая срабатывает по достижении определенного момента времени.

Способ «троянский конь» состоит в тайном введении в чужую программу таких команд, которые позволяют осуществлять новые, не планировавшиеся владельцем программы функции, но одновременно сохранять прежнюю работоспособность. С помощью «троянского коня» преступники, например, отчисляют на свой счет определенную сумму с каждой операции.

Компьютерные программные тексты обычно чрезвычайно сложны. Они состоят из сотен, тысяч, а иногда и миллионов команд. Поэтому «троянский конь» из нескольких десятков команд вряд ли может быть обнаружен, если, конечно, нет подозрений относительно этого. Но и в последнем случае экспертам-программистам потребуется много дней и недель, чтобы найти его.

Есть еще одна разновидность «троянского коня». Ее особенность стоит в том, что в безобидно выглядящий кусок программы вставляются

не команды, собственно выполняющие «грязную» работу, а команды, формирующие эти команды и после выполнения уничтожающие их. В этом случае программисту, пытающемуся найти «троянского коня», необходимо искать не его самого, а команды, его формирующие. Развивая эту идею, можно представить себе команды, которые создают команды и т.д. (сколь угодно большое число раз), создающие «троянского коня».

3. Разработка и распространение компьютерных вирусов.

4. Преступная небрежность при разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.

Особенностью компьютерной неосторожности является то, что безошибочных программ в принципе не бывает. Если проект практически в любой области техники можно выполнить с огромным запасом надежности, то в области программирования такая надежность весьма условна, а в ряде случаев почти недостижима.

5. Подделка компьютерной информации.

По-видимому, этот вид компьютерной преступности является одним из наиболее свежих. Он является разновидностью несанкционированного доступа с той разницей, что пользоваться им может, как правило, не посторонний пользователь, а сам разработчик, причем имеющий достаточно высокую квалификацию.

Идея преступления состоит в подделке выходной информации компьютеров с целью имитации работоспособности больших систем, составной частью которых является компьютер. При достаточно ловко выполненной подделке зачастую удается сдать заказчику заведомо неисправную продукцию.

К подделке информации можно отнести также подтасовку результатов выборов, голосований, референдумов и т.п. Ведь если каждый голосующий не может убедиться, что его голос зарегистрирован правильно, то всегда возможно внесение искажений в итоговые протоколы.

6. Хищение компьютерной информации.

Если «обычные» хищения подпадают под действие существующего уголовного закона, то проблема хищения информации значительно более сложна. Присвоение машинной информации, в том числе программного обеспечения, путем несанкционированного копирования не квалифицируется как хищение, поскольку хищение сопряжено с изъятием ценностей из фондов организации. Не очень далека от истины шутка, что у нас программное обеспечение распространяется только путем краж и обмена краденым. При неправомерном обращении в собственность машинная информация может не изыматься из фондов, а копироваться.

Рассмотрим теперь вторую категорию преступлений, в которых компьютер является «средством» достижения цели.

1. Разработка сложных математических моделей, входными данными в которых являются возможные условия проведения преступления, а выходными данными - рекомендации по выбору оптимального варианта действий преступника.

2. Преступления с общим названием «воздушный змей». В простейшем случае требуется открыть в двух банках по небольшому счету. Далее деньги переводятся из одного банка в другой и обратно с постепенно повышающимися суммами. Хитрость заключается в том, чтобы до того, как в банке обнаружится, что поручение о переводе не обеспечено необходимой суммой, приходило бы извещение о переводе в этот банк, так чтобы общая сумма покрывала требование о первом переводе. Этот цикл повторяется большое число раз («воздушный змей» поднимается все выше и выше) до тех пор, пока на счете не оказывается приличная сумма (фактически она постоянно «перескакивает» с одного счета на другой, увеличивая свои размеры). Тогда деньги быстро снимаются, а владелец счета исчезает. Этот способ требует очень точного расчета, но для двух банков его можно сделать и без компьютера. На практике в такую игру включают большое количество банков: так сумма накапливается быстрее и число поручений о переводе не достигает подозрительной частоты. Но управлять этим процессом можно только с помощью компьютера.[2]

1.2. Классификация компьютерных преступлений

Зарубежными специалистами разработаны различные классификации способов совершения компьютерных преступлений. Ниже приведены
названия способов совершения подобных преступлений, соответствующие
кодификатору Генерального Секретариата Интерпола. В 1991 году данный
кодификатор был интегрирован в автоматизированную систему поиска и в
настоящее время доступен НЦБ более чем 100 стран.

Все коды, характеризующие компьютерные преступления, имеют идентификатор, начинающийся с буквы Q. Для характеристики преступлений может использоваться до пяти кодов, расположенных в порядке убывания значимости совершенного.

QA - Несанкционированный доступ и перехват:

QAH - компьютерный абордаж,

QAI - перехват,

QAT - кража времени,

QAZ - прочие виды несанкционированного доступа и перехвата.

QD - Изменение компьютерных данных:

QUL - логическая бомба,

QDT - троянский конь,

QDV - компьютерный вирус,

QDW - компьютерный червь,

QDZ - прочие виды изменения данных.

QF - Компьютерное мошенничество:

QFC - мошенничество с банкоматами,

QFF - компьютерная подделка,

QFG - мошенничество с игровыми автоматами,

QFM - манипуляции с программами ввода-вывода,

QFP - мошенничества с платежными средствами,

QFT - телефонное мошенничество,

QFZ - прочие компьютерные мошенничества.

QR - Незаконное копирование:

QRG - компьютерные игры,

QRS - прочее программное обеспечение,

QRT - топография полупроводниковых изделий,

QRZ - прочее незаконное копирование,

QS - Компьютерный саботаж:

QSH - с аппаратным обеспечением,

QSS - с программным обеспечением,

QSZ - прочие виды саботажа,

QZ - Прочие компьютерные преступления:

QZB - с использованием компьютерных досок объявлений,

QZE - хищение информации, составляющей коммерческую тайну, i

QZS - передача информации конфиденциального характера,

QZZ - прочие компьютерные преступления,

Кратко охарактеризуем некоторые виды компьютерных преступлений согласно приведенному кодификатору.