Смекни!
smekni.com

Объектно-ориентированное программирование на Borland C++ (стр. 2 из 8)

Некоторые параметры объекта могут быть локализованы внутри объекта и недоступны для прямого воздействия извне объекта. Например, во время движения объекта-автомобиля объект-водитель может воздействовать только на ограниченный набор органов управления (рулевое колесо, педали газа, сцепления и тормоза, рычаг переключения передач) и ему недоступен целый ряд параметров, характеризующих состояние двигателя и автомобиля в целом.

Очевидно, для того, чтобы продуктивно применять объектный подход для разработки программ, необходимы языки программирования, поддерживающие этот подход, т.е. позволяющие строить описание классов объектов, образовывать данные объектных типов, выполнять операции над объектами. Одним из первых таких языков стал язык SmallTalk в котором все данные являются объектами некоторых классов, а общая система классов строится как иерархическая структура на основе предопределенных базовых классов.

Опыт программирования показывает, что любой методический подход в технологии программирования не должен применяться слепо с игнорированием других подходов. Это относится и к объектно-ориентированному подходу. Существует ряд типовых проблем, для которых его полезность наиболее очевидна, к таким проблемам относятся, в частности, задачи имитационного моделирования, программирование диалогов с пользователем. Существуют и задачи, в которых применение объектного подхода ни к чему, кроме излишних затрат труда, не приведет. В связи с этим наибольшее распространение получили объектно-ориентированные языки программирования, позволяющие сочетать объектный подход с другими методологиями. В некоторых языках и системах программирования применение объектного подхода ограничивается средствами интерфейса с пользователем (например, Visual FoxPro ранних версий).

Наиболее используемыми в настоящее время объектно-ориентированными языками являются Паскаль с объектами и Си++, причем наиболее развитые средства для работы с объектами содержатся в Си++.

Практически все объектно-ориентированные языки программирования являются развивающимися языками, их стандарты регулярно уточняются и расширяются. Следствием этого развития являются неизбежные различия во входных языках компиляторов различных систем программирования. .Наиболее распространенными в настоящее время являются системы программирования Microsoft C++ , Microsoft Visual C++ и системы программирования фирмы Borland International. Дальнейший материал в данном пособии излагается применительно к системе программирования Borland C++. Это связано прежде всего наличием в этой системе программирования развитой интегрированной среды, объединяющей текстовый редактор, компилятор, редактор связей (компоновщик) и отладочные средства.

2. Начальные сведения о языке Си

2.1 Назначение Си, исторические сведения

Язык Си был разработан в 70-е годы как язык системного программирования. При этом ставилась задача получить язык, обеспечивающий реализацию идей процедурного и структурного программирования и возможность реализации специфических приемов системного программирования. Такой язык позволил бы разрабатывать сложные программы на уровне, сравнимом с программированием на Ассемблере, но существенно быстрее. Эти цели, в основном, были достигнуты. Большинство компиляторов для Си написаны на Си, операционная система UNIX <также почти полностью написана на Си. Недостатком Си оказалась низкая надежность разрабатываемых программ из-за отсутствия контроля типов. Попытка поправить дело включением в систему программирования Си отдельной программы, контролирующей неявные преобразования типов, решила эту проблему лишь частично.

На основе Си в 80-е годы был разработан язык Си++, вначале названный "Си с классами". Си++ практически включает язык Си и дополнен средствами объектно-ориентированного программирования. Рабочая версия Си++ появилась в 1983 г. С тех пор язык продолжает развиваться и опубликовано несколько версий проекта стандартов Си и Си++.

Рядом фирм, производящих программное обеспечение, разработаны компиляторы для Си и Си++. Системы программирования фирмы Borland International выделяются среди других фирм прежде всего комплексным подходом к разработке программ, выражающимся во включении в систему программирования интегрированной среды разработчика, объединяющей под общим управлением текстовый редактор для ввода исходных текстов программ, компилятор, редактор связей и набор отладочных средств. В 1989 г. этой фирмой была выпущена система Turbo C++, включавшая компилятор Си++, работающий в операционной системе DOS, с 1992 г. выпускаются системы Borland C++, содержащие компиляторы Си++ для DOS и WINDOWS, с 1997 г. поставляется версия Borland C 5.0, содержащая компиляторы Си++ для WINDOWS, причем компилятор для WINDOWS теперь позволяет разрабатывать как 16-разрядные, так и 32-разрядные варианты программ для ПЭВМ с процессорами i486 и Pentium.

Программа на Си/Си++ представляет собой один или несколько исходных файлов, которые могут транслироваться раздельно. Результаты трансляции (объектные файлы) объединяются в исполняемый файл редактором связей (компоновщиком). Обычно различают два типа исходных файлов: файлы заголовков и программные файлы. Файлы заголовков содержат описания типов данных и прототипов функций и предназначены для включения в программные файлы перед их компиляцией, их имена, как правило, имеют расширение .h, например, stdio.h. Программные файлы содержат описания функций и, возможно, глобальных переменных и констант, их имена принято записывать с расширениями .c или .cpp, например, myprog.cpp. Один и тот же файл заголовков может включаться в несколько программных файлов

Каждый файл содержит последовательность так называемых "внешних определений", описывающих типы данных, переменные, константы и функции.

В последующих параграфах этого раздела приведен обзор средств Си/Си++, не связанных с объектной ориентацией Си++.

2.2 Алфавит, базовые типы и описание данных.

Алфавит языка включает практически все символы, имеющиеся на стандартной клавиатуре ПЭВМ:

- латинские буквы A...Z, a...z;

- цифры 0...9;

- знаки операций и разделители:

{ } [ ] ( ) . , -> & * + - ~ ! / % ? : ; = < > | # ^

Некоторые операции обозначаются комбинациями символов, значения символов операций в ряде случаев зависят от контекста, в котором они употреблены.

Базовые (предопределенные) типы данных объединены в две группы: данные целого типа и данные с плавающей точкой (вещественные).

Данные целого типа могут быть обычными целыми со знаком (signed) и целыми без знака (unsigned). По числу разрядов, используемых для представления данного (диапазону значений) различают обычные целые (int), короткие целые (short int) и длинные целые (long int ). Символьные данные (char) также рассматриваются как целые и могут быть со знаком и без знака.

Константы целого типа записываются как последовательности десятичных цифр, тип константы зависит от числа цифр в записи константы и может быть уточнен добавлением в конце константы букв L или l (тип long), U или u (тип unsigned) или их сочетания:

321 - константа типа int,

5326u - константатипа unsigned int,

45637778 - константа типа long int,

2746L - константа типа long int.

Целые константы могут записываться в восьмеричной системе счисления, в этом случае первой цифрой должна быть цифра 0, число может содержать только цифры 0 ... 7:

0777 - константа типа int,

0453377 - константа типа long.

Целые константы можно записывать и в шестнадцатеричной системе счисления, в этом случае запись константы начинается с символов 0x или 0X:

0x45F - константа типа int,

0xFFFFFFFF - константатипа unsigned long.

Константы типа char всегда заключаются в одиночные кавычки, значение константы задается либо знаком из используемого набора символов, либо целой константой, которой предшествует обратная косая черта: 'A', '&bsol;33', '&bsol;042', '&bsol;x1B'. Имеется также ряд специальных символов, которые могут указываться в качестве значений константы типа char:

'&bsol;n' - новая строка,

'&bsol;t' - горизонтальная табуляция,

'&bsol;v' - вертикальная табуляция,

'&bsol;r' - перевод каретки,

'&bsol;f' - перевод страницы,

'&bsol;a' - звуковой сигнал,

'&bsol;'' - одиночная кавычка (апостроф),

'&bsol;"' - двойная кавычка,

'&bsol;' - обратная косая черта.

Вещественные числа могут быть значениями одного из трех типов: float, double, long double. Диапазон значений каждого из этих типов зависит от используемых ЭВМ и компилятора. Константы вещественных типов могут записываться в естественной или экспоненциальной формах и по умолчанию имеют тип double, например, 15.31, 1.43E-3, 2345.1e4. При необходимости тип константы можно уточнить, записав в конце суффикс f или F для типа float, суффикс l или L для типа long double.

Внешнее определение, объявляющее переменные, состоит из необязательного спецификатора класса памяти, спецификаторов типа и списка так называемых деклараторов-инициализаторов, каждый из которых объявляет идентификатор одной переменной и, возможно, значение, присваиваемое переменной при ее объявлении. Внешнее определение заканчивается точкой с запятой: