Смекни!
smekni.com

Организация ввода-вывода (стр. 3 из 3)

Функция cputs

Прототип: int cputs(const char *s);

Описание. Записывает строку в текстовое окно на экране. Возвращает последний напечатанный символ.

Другие функции серии ..printf

Прототипы:

int fprintf(FILE *stream, const char *format[, argument,...]);

int cprintf(const char *format[, argument,...]);

int sprintf(char *buffer, const char *format [, argument,...]);

Описание. Функции пишут соответственно в поток, в текстовое окно на экране и в строку. Возвращают число реально выведенных символов. Форматирование происходит так же, как для функции printf.

Функции вывода на экран из conio.h

Функция void clrscr(void) очищает экран.

Для помещения курсора в позицию (х, у) на экране в текстовом режиме используется функция void gotoxy(int х, int у).

Для определения координат курсора имеются функции int wherex() и int wherey().

По умолчанию текст имеет белый цвет на черном фоне. Чтобы изменить цвет текста нужно вызвать функцию

void textcolor(int newcolor),

где newcolor принимает значения из перечислимого типа enum COLORS { BLACK, BLUE, GREEN, CYAN, RED, MAGENTA, BROWN, LIGHTGRAY, DARKGRAY, LIGHTBLUE, LIGHTGREEN, LIGHTCYAN, LIGHTRED, LIGHTMAGENTA, YELLOW, WHITE };

Цвет можно задать его номером от 0 до 15. При этом цвет BLACK=0 всегда означает цвет фона. К цвету можно добавить мерцание BLINK. Например,

textcolor(BLUE | BLINK);

Каждый символ имеет свой фон, цвет которого можно изменить функцией

void textbackground(int newcolor).

Информацию на экране можно перемещать прямоугольными блоками с помощью функции

int movetext(int left, int top, int right, int bottom, int destleft, int desttop);

Размер текстового экрана можно изменить до размеров желаемого текстового окна:

void window(int left, int top, int right, int bottom);

При этом левый угол экрана имеет координаты (1,1). После перехода к текстовому окну система координат привязывается к этому окну. С текстовым окном работают функции: putch(), cputs, cprintf(), gotoxy(), wherex, wherey. Граница окна не рисуется, но текст при выходе из окна усекается. При достижении правой границы происходит автоматический переход на новую строку, а при достижении нижней границы - вертикальный скроллинг. Таким образом, текстовое окно обладает всеми свойствами текстового экрана. Текст может печататься на экране ярким или нормальным цветом. Для этого надо вызвать соответственно функции

void highvideo(void), void normvideo().

Эти установки влияют на все последующие вызовы функций, связанных с выводом текста на экран : putch(), cputs, cprintf().

Вопрос. Как узнать ascii-код определенной клавиши?

Ответ. Проще всего вставить в программу временный фрагмент типа

char d = getch();

d = getch();

Затем посмотреть в отладчике значения переменной d. Конечно, можно написать и более удобную программку.

#include <conio.h>

#include <stdio.h>

main()

{

char c, d;

clrscr();

printf("&bsol;nНажмите клавишу или комбинацию клавиш");

if(!(c = getch()))

{

d=getch();

printf("&bsol;nРасширенный код: 0, %i = '%c''', d, d);

}

else

printf(["&bsol;nAscci-код: %i = '%c''', с, с);

if( !getch())

getch();

}

Вопрос. Как напечатать на экране графическое представление управляющих символов.

Ответ: Печать управляющих символов реализует их функциональное назначение. Например, символ Tab, имеющий код '&bsol;t'=9, равносилен нескольким пробелам. Так действуют все функции вывода. Для графического представления подобных символов нужно поместить их код непосредственно в видеобуфер.

Для цветного графического адаптера видеобуфер начинается с абсолютного адреса 0хВ80001. На символ отводится 2 байта: первый - для asccii-кода, второй - для атрибутов. Этот метод называется отображением в память. Строки экрана располагаются в буфере последовательно.

#include <conio.h>

#include <stdio.h>

#include <dos.h>

void main()

{

char *pc = (char *)0xB80000001 + 2*( 80*(wherey()-l) +

wherex()-l);

pc[0] = '&bsol;t';

pc[1] = 7; // Обычный атрибут

//лучше использовать функцию записи по указанному

//адресу ОЗУ

//poke(0xB800, 2*( 80*(wherey()-l) + wherex() -l), 0x700 +

//'А');

// числа типа int записываются в ОЗУ наоборот : две

//старшие 16-е цифры - в младшем (правом) байте,

//младшие цифры - в старшем (левом) байте

if(!getch()) getch();

}

Практические упражнения

1. С клавиатуры вводится текстовая строка на русском языке. Найдите количество гласных и согласных букв. Используйте фильтр для ввода только текстовых символов.

2. Вычислите относительную погрешность правой формулы для вычисления производной некоторой простой функции y = f(х):

у' = (f(x0 + eps) - f(x0)) / eps .

Представьте результаты в табличной форме для приращений eps, логарифм которых пробегает от -1 до -14 с шагом 0.1. Таблицу запишите в файл. Вещественные числа имеют тип float. Найдите оптимальное приращение.

3. В файл записаны вперемежку текст и целые числа. Найдите сумму всех чисел.

4. Распечатайте на экране таблицу умножения для 16-х чисел.

5. Распечатайте на экране таблицу ASCII-кодов с графическим изображением управляющих символов.

6. Напишите программу, которая запрашивает пароль. Неверный пароль останавливает программу.


Лабораторные задания

1. Напишите программу, реализующую все возможности печатной машинки:

- с клавиатуры непосредственно на экран выводятся только символы, имеющиеся на печатной машинке;

- переход на новую строку по нажатию Enter;

- перемещения курсора по экрану с помощью стрелок;

- забой символа над курсором осуществляется пробелом.

2. Напишите программу, которая рисует в центре зеленого экрана прямоугольник размером с четверть экрана. Граница области – жёлтая, цвет заполнения бледно-синий, в центре крана – мерцающий текст красного цвета.

3. Напишите функцию, которая получает массив строк, рисует окно с границей из одинарной рамки и вставляет строки массива по одной в это окно. Размеры окна - минимально возможные.

4. Напишите функцию, реализующую меню с несколькими выборами, в котором выбираемый пункт высвечивается и перемещается с помощью стрелок.

Библиографический список

1. Джордейн Р. Справочник программиста персональных компьютеров типа IBM PC, XT и AT. М.: Фин. и стат.,1992.

2. Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования Си. М.: Фин. и стат., 1992.

3. Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования Си. Задачи по курсу Си. М.: Фин. и стат., 1985.

4. Уинер Р. Язык Турбо Си. М.: Мир, 1991.

5. Хикс К. Си без проблем. Руководство пользователя. М.: Бином, 1997.