регистрация / вход

Клонирование - репродуктивная технология

Клонирование открыло перед человечеством перспективу продления биологической жизни человека в новом, идентичном старому, теле. Появилась надежда на решение проблемы бесконечного продолжения жизни человека.

Марина Жарова

Разработка в конце 20 века технологии клонирования сложноорганизованных организмов стало событием, обратившимся на себя внимание всего человечества. Оно привлекло всеобщее внимание, прежде всего, в связи с проблемой возможности создания клонов людей. Появление клонирования поставило перед обществом целый ряд этико-философских, правовых, религиозных, социальных проблем. Клонирование открыло перед человечеством перспективу продления биологической жизни человека в новом, идентичном старому, теле. Появилась надежда на решение проблемы бесконечного продолжения жизни человека.

Термин клонирование произошел от древнегреческого слова, которое в переводе означает «ветвь, побег, отпрыск», и использовался в области ботаники. В 70-е годы 20 в. слово «клон» стали использовать для обозначения живого организма человека или животного, полученного от одного предка. К концу 20 в. термин «клонирование» стал использоваться для обозначения технологии получения той или иной искусственной идентичной генетической копии одной из существующих форм жизни. В настоящее время клонирование часто определяется как метод репродуктивной технологии, дающий возможность копирования генетического материала таким образом, что потомство получается генетически идентичным.

Технология клонирования состоит в том, что из яйцеклетки при помощи микрохирургической операции удаляется ядро и вместо него вводится ядро соматической клетки другой особи (донора), в которой содержатся гены только донорского организма. Различия в геномах родительского организма и его клона составляют от 0, 05% до 0, 1%. Второй вариант технологии – это энуклуация соматической клетки и введение в нее ядра яйцеклетки. В связи с тем, что различия, хоть и минимальные существуют, в строгом смысле слова клон не является абсолютно идентичным родительскому организму.

Л.И. Корочкин, член-корр. РАН, считал, что «…копирование и клонирование – вещи разные, и методами клонирования точные копии соответствующего образца создать просто невозможно… Почему же невозможно использовать клонирование на практике? Дело в том, что соматические ядра, которые при клонировании трансплантируются в яйцеклетку, по-видимому, необратимо изменены. При трансплантации в яйцеклетку 4% ее генов работают неправильно: неправильное время, неправильное место их включения»[1]

В настоящее время существует два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое. В результате репродуктивного клонирования образуется новый целостный организм, который является генетической копией другого организма – клон.

Терапевтическое клонирование – это технология клонирования с целью получения эмбриональных стволовых клеток для научных исследований и, потенциально, использования в терапии различных заболеваний человека. В процессе терапевтического клонирования эмбрион не переносится для дальнейшего развития в полость матки женщины, а используется в качестве объекта научных исследований и экспериментов и получения стволовых клеток. Зигота является отипотентной, т.е. из любой ее клетки может при соответствующих условиях развиться зародыш. На стадии бластоцисты образуются плюрипотентные клетки, из которых в дальнейшем формируются все органы и ткани организма. В процессе терапевтического клонирования эмбрион неизбежно уничтожается после образования первичной «полоски» («ствола») клеток, т.к. их дальнейшее развитие происходит в различных условиях искусственной среды в соответствии с тем, какую ткань предполагается получить.

Исследования по разработке технологий клонирования на живых организмах начались в середине 20 века. В нашей стране в 40-е годы 20 в. эмбриолог Г.В. Лопашов разрабатывал метод пересадки ядер в яйцеклетку лягушки. Результаты его работы были опубликованы в виде тезисов в Рефератах работ биологического отделения АН СССР (М., 1945, с.88-89) и в виде короткой заметки в Докладах Академии Наук СССР, озаглавленной «Пересадка компонентов ядер ооцитов в оплодотворенные яйца тритонов» (ДАН 1946, Т. 52, с. 365 – 386)[2]. Широкой известности его работы не получили, так как в области биологии наступила «эпоха» Т. Лысенко, время гонений на генетику. В 1952 г. американские биологи Р. Бриггс и Т. Кинг начали свои исследования по клонированию лягушек. В 1970 г. английский биолог Дж. Гордон успешно клонировал головастика из соматической клетки.

Опыты по клонированию млекопитающих достигли положительных результатов только в 1997 г., когда шотландскому ученому-ветеринару Яну Уилмоту и его коллегам из Розлинского института (г. Эдинбург) удалось клонировать овечку Долли. В этом опыте был использован метод пересадки ядра соматической клетки.

В конце 2001 года было сообщено о получении первого клеточного клона человека, состоящего из 6 клеток. C научной точки зрения, был успешно осуществлен первый этап клонирования – перенос ядра соматической клетки в яйцеклетку человека.

Возможности использования технологий терапевтического и репродуктивного клонирования выявили целый ряд этико-философских, социально-правовых и других проблем, связанных со спецификой каждого из этих видов клонирования.

В процессе терапевтического клонирования эмбрион не переносится для дальнейшего развития в полость матки женщины, а используется в качестве объекта научных исследований и экспериментов и получения стволовых клеток. В данном случае эмбрион неизбежно уничтожается после образования первичной «полоски» («ствола») клеток, т.к. их дальнейшее развитие происходит в различных условиях искусственной среды в соответствии с тем, какую ткань предполагается получить.

Технология репродуктивного клонирования широко применяется в исследовательских целях на животных. К настоящему времени накоплен обширный опыт по клонированию животных разных видов (грызуны, кошки, кролики, свиньи, телята и др.), в том числе макака-резус (США), позволяющий делать определенные выводы о влиянии рождения при помощи данной технологии на генетический аппарат, анатомическое строение, течение физиологических процессов, продолжительность жизни и другие особенности живых организмов.

Большое беспокойство ученых вызывает низкий процент рождений животных при их клонировании. Например, при клонировании овцы, в результате которого родилась Долли, из 277 «реконструированных» зародышей только 29 были трансплантированы овцам и только один прошел нормально все стадии развития и родился. Кроме того, Долли была усыплена в 2003 г. в возрасте 6, 5 лет, хотя средний срок жизни овцы около 10 лет. У нее развилась прогрессирующая болезнь легких, которой обычно страдают более старые овцы и преждевременный артрит. Применительно к клонированному человеку, по мнению специалистов, это означает, что у него старость может наступать уже к двадцати годам. Я. Уилмут, проводивший эти опыты, в своем выступлении перед членами конгресса США, подчеркнул: «Аналогичные эксперименты на человеке совершенно недопустимы» [3].

Возникновение различных дефектов и аномалий у клонированных животных наука пока объяснить не может. Среди специалистов существуют две основные точки зрения. Одни считают, что такие проблемы методики клонирования будут решаться по мере развития научного прогресса, другие утверждают, что клонирование абсолютно здорового потомства невозможно в принципе и что даже вполне здоровые на первый взгляд клонированные животные могут иметь генетические болезни.

Клонирование животных с использованием методов генной инженерии имеет большое практическое значение. Введение в эмбрион новой ДНК позволяет получать животных с новыми свойствами их организмов. Эти свойства могут быть использованы в медицине для лечения различных заболеваний, трансплантации, в фармацевтической и пищевой промышленности. Например, в 1997 г. биотехнологическая компания PPL Therapeutics Inc. совместно с Розлинским институтом клонировала овцу по кличке Поли из генетически измененной зародышевой клетки. В молоке содержится белок, вызывающий свертывание крови человека, который может быть использован для лечения гемофилии. Международные правовые нормы по регулированию экспериментов по генетической модификации животных пока не установлены.

Применение технологии репродуктивного клонирования на человеке вызвало наибольшее количество возражений, споров и дискуссий различного уровня и направлений. Опыты и эксперименты по клонированию животных являются элементом процесса развития науки, но создание живых организмов, заведомо обреченных на болезнь и смерть является негуманным.

Эксперименты по клонированию эмбрионов человека перевели проблему клонирования из области биомедицины в область этико-правовых, социально-политических и религиозных проблем мирового значения. В связи с возможностью клонирования человека в конце 20 в. высказывались опасения по поводу возможности появления клонов преступников, диктаторов и других социально опасных для общества личностей. Например, клона Гитлера.

В настоящее время перспектива клонирования человека рассматривается как потенциальная угроза для самобытности человека, как в телесном, так и в духовно-психологическом плане. В этическом аспекте клонирование представляется как процесс, в котором «человек производится как нечто, не являющееся им самим, и что ему навязывается генетическое тождество с другим человеком»[4].

Среди этических проблем репродуктивного клонирования человека выделяются такие, как: техническая и медицинская безопасность (соблюдение принципа не причинения вреда); изменение понятия воспроизводства человека и разрушение института семьи; неопределенность положения клонированного ребенка по отношению к «родителю»; опасность евгеники; ущемление достоинства человека-клона; неопределенность статуса человека клона и его прав в обществе (соблюдение принципа справедливости в отношении человека, рожденного неестественным способом); психологическое и духовное благополучие человека-клона (соблюдение принципа уважения прав и достоинства личности) и другие. Использование при клонировании технологий генной инженерии вызывает опасения по поводу применения на практике евгенических идей, которые нарушают многие этические и правовые нормы.

Правовой аспект проблемы клонирования нашел широкое отражение в ряде международных и государственных документов многих стран. На международном уровне проблема репродуктивного клонирования человека рассматривалась несколькими специализированными учреждениями системы Организации Объединенных наций. ВОЗ в своей резолюции WHA 51.10 (1998 г.) заявило, что «клонирование для репликации человеческих существ является недопустимым с этической точки зрения и противоречит принципам человеческого достоинства и целостности».

Во Всеобщей Декларации о геноме человека и правах человека в области биомедицины (ВМА), принятой в 1997 г. и одобренной Ассамблеей ООН в 1998 г., провозглашено, что геном человека «знаменует собой достояние человечества» и признается «неотъемлемое достоинство и разнообразие» всех представителей человеческого рода. Такое достоинство непреложно, «личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам». В статье 11 клонирование человека признается противоречащим человеческому достоинству. В разделе «Исследования, касающиеся генома человека» сказано: «Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая, как практика клонирования в целях воспроизводства человеческой особи»[5].

В Дополнительном протоколе к Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (1998 г.) клонирование характеризуется как ценный и этичный биомедицинский метод и признается наличие различных мнений о клонировании недифференцированных клеток эмбрионального происхождения. В протоколе содержится запрет на любое преднамеренное клонирование человеческих особей как несущее угрозу идентичности человека.

В ФРГ действует Федеральный закон о защите эмбрионов (1990 г.), в котором создание эмбриона генетически идентичного другому эмбриону, происходящему от живого или мертвого лица признается преступлением [6]. Во Франции Национальный консультативный комитет по этике наук о жизни и здоровью, выступив в 1997 г. против клонирования человека, заявил, что репродуктивное клонирование человека «коренным образом подорвало бы взаимосвязи между генетической самобытностью и самобытностью личности в том, что касается ее биологических и культурных аспектов»[7].

По мнению Совета по науке и технике Японии, клонирование человека бесполезно и поэтому его практика не может быть разрешена. Эксперименты с использованием человеческих клеток, полученных путем клонирования, «могут привести к «выведению» человеческих существ и нарушению прав человека». Японский комитет экспертов также пришел к выводу, что бесполезное размножение путем клонирования уничтожило бы понятие семьи в обществе [8]. Председатель Совета по биоэтике США в своем докладе «Клонирование человека и человеческое достоинство» (2002 г.) отметил, что усилия по клонированию человека в настоящее время были бы неэтичны в силу «соображений безопасности и их потенциального вреда для связанных с ними лиц». В докладе сказано: «Концепция клонирования ставит вопросы, касающиеся самобытности и индивидуальности, смысла понятия «иметь детей», различия между деторождением и производством, а также взаимосвязей между поколениями» [9]. Недопустимыми признаны даже попытки клонирования человека.

В настоящее время Великобритания обладает самыми передовыми технологиями в области генной инженерии. Несмотря на признание клонирования человека на данном этапе развития биомедицины нецелесообразным, в июне 2008 года Парламент принял законодательное решение о разрешении исследований по репродуктивному клонированию эмбрионов человека.

В 2001г. Межправительственный комитет по биоэтике ЮНЕСКО призвал государства-члены Организации «принять соответствующие меры, в том числе и законодательного и регламентирующего характера, с целью эффективного запрещения репродуктивного клонирования человека» [10].

В 2001 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (56/93) был образован Специальный комитет по международной конвенции против клонирования человека в целях воспроизводства. На протяжении четырех лет работы комитета шло изучение различных документов, мнений представителей различных религий и государств мира. В результате обсуждений было установлено, что в мире существуют две основные трудно совместимые позиции по вопросу о запрете на клонирование человека. Одни считают, что следует запретить все виды клонирования человека, другие, что запрет надо наложить только на репродуктивное клонирование, т.к. терапевтическое клонирование – это технология, необходимая для развития науки. В результате 8 марта 2005 года была принята Декларация ООН о клонировании человека. В Декларации налагается запрет на все виды клонирования человека. Государствам рекомендовано принять соответствующее законодательство, которое запретит репродуктивное клонирование, но позволит в соответствующих правовых рамках развивать клонирование в терапевтических целях в той мере, в которой оно не противоречит человеческому достоинству и защите человеческой жизни.

К настоящему времени около 50 стран мира приняли законы и законодательные акты, определяющие деятельность человека в области применения технологии клонирования и запрещении репродуктивного клонирования.

В религиозном аспекте клонирование представляется недопустимой в моральном отношении технологией. Наибольшее осуждение технологии клонирования, особенно репродуктивного, высказывают представители христианской религии. Представители Православной Церкви во всем мире остаются верными строгости понимания сакральности человеческой жизни: каждый человек создан как уникальная личность «по образу Божию». Высказываются опасения по поводу создания «запасников» человеческих органов, в результате чего может возникнуть отношение к человеку как механизму с взаимозаменяемыми частями.

В 1999 году Русская Православная Церковь обратила внимание на проблему клонирования человека и Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике принял заявление «О морально-этической недопустимости клонирования человека». В нем сказано: «…В недрах современной науки порой рождаются опасные проекты, среди которых особое место принадлежит идее клонирования человека – воспроизведения самостоятельного организма из единичной соматической (телесной) клетки, генетически тождественной донору. И с научной, и с религиозной точек зрения эта идея представляется абсолютно неприемлемой.

Ее практическая реализация разрушит естественные основы социальных отношений, вызовет катастрофическое изменение мировоззренческих установок в сторону дальнейшего обесценивания жизни каждого отдельного человека, который перестанет восприниматься как уникальное творение Божие. Следует подчеркнуть, что достижение негласно подразумеваемой цели личного физического бессмертия через клонирование принципиально невозможно, поскольку духовная составляющая человека, формирующаяся на протяжении всей его жизни и являющаяся ядром человеческой личности, при клонировании воспроизведена быть не может. Клонирование человека – аморальный, безумный акт, ведущий к разрушению человеческой личности, бросающий вызов Создателю, бунт против Бога, … клонирование создаст угрозу человеческому достоинству, уникальности и личной неприкосновенности, делая наследственность человека беззащитной перед посторонним вмешательством; широкомасштабное клонирование будет означать вторжение в наследственное разнообразие человеческой популяции – естественную основу ее социального и биологического благополучия, включая устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям и различным заболеваниям, в конечном счете, возможно вырождение и деградация человечества…

Что же касается клонирования изолированных клеток и тканей живых организмов, равно как и использования целого ряда современных молекулярно-генетических методов, то против этих технологий не может быть возражений, поскольку они не нарушают суверенитета человеческой личности и полезны в научно-исследовательских работах, медицинской и сельскохозяйственной практике» [11].

Общественно-церковный Совет по биомедицинской этике Московского Патриархата обратился ко всем, кто причастен к исследованиям в данной области, с призывом отказаться от дальнейших разработок, предпринять все меры к тому, чтобы не допустить не только законодательной легализации клонирования человека, но и воздействия на общественное сознание с целью формирования в нем представлений о морально-этической допустимости и безопасности этой процедуры.

Католическая церковь считает этически недопустимыми любые исследования эмбрионов. Клонирование эмбрионов в исследовательских целях создает человеческую жизнь, обреченную на экспериментирование. Жизнь, которую потом намеренно уничтожают, - а это, по мнению духовенства, очень утилитарный взгляд на человеческую жизнь.

Католическая церковь представила в созданный в ООН Специальный комитет по международной конвенции против клонирования человека в целях воспроизводства документ Святейшего Престола (2003 г.), в котором выразила свое мнение по проблемам клонирования человека. В документе, представленном Святейшим Престолом отмечено, что различие между клонированием в целях «воспроизводства» и клонированием «в научных целях» (так называемое «терапевтическое» клонирование) состоит лишь в цели процедуры: при клонировании в целях «воспроизводства» задача заключается в зачатии посредством имплантации клонированного эмбриона в полость матки. В случае клонирования «в научных целях» задача состоит в использовании клонированного эмбриона с его последующим уничтожением. …Уничтожение этого эмбриона является серьезным аморальным деянием, поскольку это представляет собой умышленное уничтожение ни в чем не повинного человеческого существа. Святейший Престол считает, что эти формы искусственного асексуального и агамичного воспроизводства для создания эмбрионов человека серьезно оскорбляют достоинство всего человечества и достоинство, присущее человеку. Никогда нельзя делать зло во имя добра» [12].

В документе выражено опасение о возможности использования женского тела в качестве источника яйцеклеток без учета объема донорского материала, дискриминации бедных и маргинализированных слоев населения, развития торговли клонированными эмбрионами в целях научных исследований и разработок. Святейший Престол считает необходимым полный и четкий запрет всех технологий создания новых человеческих эмбрионов с помощью клонирования. Этот запрет также должен охватывать и создание «химерных эмбрионов» гибрида человека и животного посредством пересадки ядер.

Наиболее вероятным и перспективным направлением в использовании технологии клонирования является клонирование домашних животных с целью удовлетворения потребности населения в мясных продуктах питания, терапевтическое клонирование органов тела человека с целью из последующей трансплантации и репликация клеток для научных исследований. Клонирование человека, по мнению подавляющего большинства исследователей, является делом отдаленного будущего в силу недостаточности научных данных и сложности данного варианта технологии клонирования.

Список литературы

1. Модификация человека. Круглый стол Института философии РАН и журнала «Человек» // Человек. 2006, №5, с.55.

2. Геном, клонирование, происхождение человека. / Под общ. Ред члена – корреспондента РАН Л.И. Корочкина. – Фрязино: «Век 2», 2004, с. 98-99.

3. Клонирование человека. Вопросы этики. – ЮНЕСКО, 2004, с.11

4. Клопфер М., Кольбе А. Основы этики. 2005. www.i-.ru/biblio/archive/ klopfer _osnovi/ 03.aspx.

5. Клонирование человека. Вопросы этики. – ЮНЕСКО, 2004, с.11.

6. Калиниченко П.А. Запрет клонирования человека в европейском праве. / www. eulaw.edu.ru/ documents/articles/zapt_clon_chel.htm.

7. Opinion No 54. «Ответ Президенту Французской Республики по вопросу репроруктивного клонирования», апрель 1997 г. / Цит. по Клонирование человека. Вопросы этики. – ЮНЕСКО, 2004, с.12.

8. Заключительный доклад по вопросу правового регулирования производства людей посредством техники клонирования, ноябрь 1999 г. / Цит. по Клонирование человека. Вопросы этики. – ЮНЕСКО, 2004, с.12.

9. Клонирование человека. Вопросы этики. – ЮНЕСКО, 2004, с.12.

10. Там же, с.17.

11. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. Проблемы биоэтики. http: // www. russian-ortodox-church. org.ru / sdl2r.htm.

12. Документ, представленный Святейшим Престолом (А/Сю6/58/WG.1/CRP.1) Рабочей группе Шестого комитета ООН, 58 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 3 октября 2003 г.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий