Смекни!
smekni.com

Пример:

#include <iostream.h>

class myclass {

int a;

public:

myclass(int x); // конструктор

void show();

};

myclass::myclass(int x)

{

cout << "В конструкторе&bsol;n";

a = x;

}

void myclass::show()

{

cout << a << "&bsol;n";

}

main()

{

myclass ob(4);

ob.show();

return 0;

}

Конструктор myclass имеет один параметр. Значение, передаваемое в myclass() используется для инициализации а. Аргумент 4 передается в ob(4) в качестве аргумента. Деструктор в отличие от конструктора параметров не имеет.

В данном примере конструктору мы передавали константы, но так же можно передавать переменные:

Пример:

include <iostream.h>

class myclass {

int i, j;

public:

myclass(int a, int b);

void show();

};

myclass::myclass(int a, int b)

{

i = a;

j = b;

}

void myclass::show()

{

cout << i << ' ' << j << "&bsol;n";

}

main()

{

int x, y;

cout << "Введите два целых: ";

cin >> x >> y;

// использование переменных для создания ob

myclass ob(x, y);

ob.show();

return 0;

}

В программе рассмотрено важное свойство объектов. Они могут создаваться по мере необходимости.

3.2.6 Введение в наследование

Наследование - это механизм посредством которого один класс (производный) может наследовать свойства другого класса (базового).

Базовый класс определяет все качества, которые являются общими для всех прпоизводных классов.

Пример:

//Базовый класс

class B {

int i;

public:

void set_i(int n);

int get_i();

};

//Производный класс D

class D : public B {

int j;

public:

void set_j(int n);

int mul();

};

После имени класса D стоит двоеточие, за которым стоит ключевое слово public и имя класса B. Это означает, что класс D будет наследовать все компоненты класса B. Само ключевое слово public информирует компилятор о том, что т.к. B будет наследоваться, то все открытые элементы базового класса будут открытыми элементами производного класса. Однако все закрытые элементы базового класса остаются закрытыми.

Пример:

// Простой пример наследования.

#include <iostream.h>

// Задание базового класса

class base {

int i;

public:

void set_i(int n);

int get_i();

};

// Задание производного класса

class derived : public base {

int j;

public:

void set_j(int n);

int mul();

};

// Установка значения i в базовом классе

void base::set_i(int n)

{

i = n;

}

// Возврат значения i в базовом классе

int base::get_i()

{

return i;

}

// Установка значения j в производном классе

void derived::set_j(int n)

{

j = n;

}

// Возврат значения i из base и, одновременно, j из derived

int derived::mul()

{

// производный класс может вызывать функции-члены базового класса

return j * get_i();

}

main()

{

derived ob;

ob.set_i(10); // загрузка i в base

ob.set_j(4); // загрузка j в derived

cout << ob.mul(); // вывод числа 40

return 0;

}

Важно! При определении mul() вызывается функция get_i()- базового класса B, а не производного D, что указывает на то, что открытые члены базового класса становятся открытыми членами производного. Но в функции mul() вместо прямого доступа к i, необходимо вызывать get_i(), потому что закрытые члены базового класса(i) остаются закрытыми для производных классов.

3.2.7 Виртуальные функции

Кратко проблема может быть сформулирована следующим образом: как будет вызываться функция производного класса, имеющая такое же название, что функция базового класса. Рассмотримследующийпример.

#include <stdio.h>

class base {

public:

int i;

base(int x); //конструктор

void func()

{

printf("Базовая функция %d",i);

return;

};

};

//текстконструктора

base::base(int x)

{

i=x;

return;

};

class der1: public base {

public:

der1(int x) :base(x) {}; //конструктор

void func()

{

printf("Функция из производного класса %d", i*i);

return;

}

};

main()

{

base * pc; //указатель на базовый класс

base ob(2); //создать экземпляр объекта базового класса

der1 ob1(2); //создать экземпляр объекта производного класса

pc=&ob; //указатель на объект базового класса

pc->func(); //вызов функции базового класса

pc=&ob1; //указатель на объект производного класса

pc->func(); //попытка вызова функции производного класса

return 0;

}

На первый взгляд, кажется, что в перврм случае будет вызываться функция базового класса, а во втором функция производного. Однако при проверке Вы легко убедитесь, что и в том и в другом случае будет вызвана функция функция базового класса. В чем тут дело? Дело в том, что компилятору трудно понять, какую реально функцию мы имеем в виду и он на стадии компилирования подставляет во всех тех случаях, где встречается имя func() адрес функции базового класса. Такой процесс установки адресов называется "ранним связыванием". Иногда употребляется термин "статическое связывание". Если же мы хотим, чтобы во втором случае, т.е. когда указатель pc указывал на производный класс вызывалась функция этого класса, ее еще в базовом классе следует указать как виртуальную. В нашем случае вместо строки void func() следует написать virtualvoidfunc(). После этого наш пример будет работать как надо.

Как видите, ситуация несколко напоминает проблему перегрузки. Однако перегружаемые функции отличаются друг от друга типом или аргументами, здесь же функции должны быть идентичны.

В случае использования виртуальных функций адрес вызываемой функции будет определяься в процессе выполнения кода программы. Такой процесс называется "поздним связыванием", употребляется также термин "динамическое связывание".

Для дальнейшего уяснения свойств виртуальных функций рассмотрим еще один пример, являющийся развитием первого.

#include <stdio.h>

class base {

public:

int i;

base(int x); //конструктор

virtual void func()

{

printf("Базоваяфункция%d&bsol;n",i);

return;

};

};

//текстконструктора

base::base(int x)

{

i=x;

return;

};

class der1: public base {

public:

der1(int x) :base(x) {}; //конструктор

void func()

{

printf("Функция из производного класса %d&bsol;n", i*i);

return;

}

};

class der2: public base {

public:

der2(int x) :base(x) {}; //конструктор

};

main()

{

base * pc; //указатель на базовый класс

base ob(2); //создать экземпляр объекта базового класса

der1 ob1(2); //создать экземпляр объекта производного класса 1

der2 ob2(2); //создать экземпляр объекта производного класса 2

pc=&ob; //указатель на объект базового класса

pc->func(); //вызов функции базового класса

pc=&ob1; //указатель на объект производного класса 1

pc->func(); //попытка вызова функции производного класса

pc=&ob2; //указатель на объект производного класса 2

pc->func(); //попытка вызова функции производного класса

return 0;

}

Как видите, мы ввели еще один производный класс. В нем функция func() не определена. В этом случае будет вызываться функция класса родителя. Т.е. появится строка: Базовая функция 2. Как видите принцип очень прост: если Вы хотите, чтобы вызывалась функция родительского класса, не определяйте ее в производном. Еще один вопрос может возникнуть в связи с данным примером: как быть, если мы хотим, чтобы для класса объектов der2 вызывалась функция класса der1. Решение очень просто - сделайте класс der2 наследником не класса base, а класса der1.

И последнее. Как мы видели, в производных классах функция, определенная в базовом классе как виртуальная может определяться, а может и нет. Если Вы хотите, чтобы во всех производных классах обязательно была определена виртуальная функция, то в базовом классе ее надо определить следующим образом:

virtualvoidfunc() = 0;

В этом случае базовый класс называется агрегатным и от него нельзя будет создавать экземпляры объектов, зато во всех производных классах компилятор обяжет Вас определить данную виртуальную функцию и, тем самым, уменьшить вероятность ошибок.

3.2.8 Указатели на объекты

Доступ к члену объекта возможен не только через точку (.). Возможен доступ и через указатель на этот объект. В этом случае применяют стрелку (->).

Пример:

#include <iostream.h>

class myclass {

int a;

public:

myclass(int x); // конструктор

int get();

};

myclass::myclass(int x)

{

a = x;

}

int myclass::get()

{

return a;

}

main()

{

myclass ob(120); // созданиеобъекта

myclass *p; // создание указателя на объект

p = &ob; // передача адреса ob в p

cout << "Значение, получаемое при использовании объекта:" << ob.get();

cout << "&bsol;n";

cout << "Значение, получаемое при использовании указателя:" << p->get();

return 0;

}

В программе объявление myclass *p создает указатель на объект myclass(а не создает объект!).

Для передачи адреса ob в p используется выражение p=&ob.

Для получения доступа к объекту через указатель используется выражение p->get();.


Глава 4. Основы программирование на языке C++Builder

4.1 Характеристика С++Builder

С++ Builder – это дальнейшее развитие языка Си, основанное на системе быстрой разработки приложений RAD (RapidApplicationDevelopment).

В C++ Builder интегрирована Палитра компонент, разделенная картотечными вкладами на несколько функциональных страниц. Функциональные возможности компонент из страниц можно достаточно просто модифицировать, а также разрабатывать собственные компоненты.

Система содержит библиотеку из более 100 визуальных компонент, которые перетаскиваются мышью на форму и сразу становятся элементами управления прототипа программы.

После размещения компонент на форме, Инспектор объектов поможет устанавливать их свойства и предписывать событиям коды обработки. Проект будет строиться постепенно, на фоне производимых изменений в свойствах, событиях и функциях используемых элементов.

C++ Builder поддерживает основные принципы объектно-ориентированного программирования - инкапсуляцию, полиморфизм и множественное наследование, а также нововведенные спецификации и ключевые слова в стандарте языка С++.

C++ Builder поддерживаетсвязьсбазамиданных: dBASE, Paradox, Sybase, Oracle, InterBase , Informix, Exel, Access, FoxPro. Механизм BDE (BorlandDatabaseEngine) придает обслуживанию связей с базами данных простоту и прозрачность. Проводник DatabaseExplorer позволяет изображать связи и объекты баз данных графически.