Смекни!
smekni.com

Проектирование и разработка программы ЧАТ для локальной сети (стр. 2 из 3)

Теперь разберем принцип работы сервера. Традиционно в ServerSocket для приема клиентских пакетов используется OnClientRead, но данный способ не очень удобен, ведь для идентификации пакета (кто прислал) потребуется повозиться со структурой “прием\ответ” и решить каким образом будет происходить синхронизация. Гораздо проще и эффективнее использовать цикл по числу пользователей, в котором ведется “прослушивание” всех каналов и обработка пакета, если он пришел на конкретный канал, закрепленный за конкретным пользователем. Процедура “прослушивания” каналов выполняется в теле таймера, интервал (Interval) работы которого можно изменять по необходимости (для чата нормально 500 мс, для игр нужно существенно меньше). Вот так выглядит общая структура процедуры опроса:

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

begin// условие на наличие установленных каналов

if ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0 then begin // циклпосуществующимканалам

for i:=1 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections do begin // сохранимпакет (еслиничегонеприслали, попакетпустой)

text:=ServerSocket.Socket.Connections.ReceiveText(); // условие, что пакет не пуст iftext<>” thenbegin{тут обработка строки, выделение составляющих кода команд (com) и пр.} // определение команд casecomofкод: begin{процедура} end; код: begin{процедура} end; ……………………………………. end; end; end; end; // разрешение на выполнение процедур обновления ifUpdDo=Truethenbegin{процедуры} // блокируем разрешение UpdDo:=False; end; end;

Если заметили, что цикл начинается с единицы, а в инициализации канала странное выражение (вместо логичного начала с нуля и инициализации), то такое решение существенным образом облегчает организацию ряда процедур. Например, в списке пользователей, сервер числится под номером “0”, а клиенты - начиная с “1”. Так же удобно совмещать количество каналов (ServerSocket.Socket.ActiveConnections) с процедурами определения активности пользователей. Последнее условие в теле таймера необходимо для задержки выполнения некоторых процедур обновления. Эти процедуры должны выполняться в самом конце “прослушивания” открытых каналов, и не всегда (если будет команда). Данный алгоритм применим практически к любого рода соединениям Клиент-сервер, в том числе и для игр.

Перейдем непосредственно к приложению чата и его процедурам. Проверок на корректность ввода значений в поля не будет. Создадим новый тип, для использования массива объектов, так гораздо удобнее:

Type TUserList = object Status: Byte; // 1 - сервер, 2 - клиент Rec: Boolean; // отметка записи пользователя в список Name: String; // имя (ник) Image: Byte; // индекс иконки end;

Вот переменные, которые понадобятся в программе:

var Form1: TForm1; i, j, com, ContList: Byte; len, pos, x: Word; text, StrUserList: String; UpdDo: Boolean; Buf: array[0..3] of Byte; UserMas: array[0..255] of TUserList; //массивобъектовUItems: TListItem;

ОпишемпроцедуруOnCreateформы:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin // заголовокформыCaption:='Многопользовательскийчат'; Application.Title:=Caption; // предложенноезначенияпортаPortEdit.Text:='Портсервера'; // адресприпроверкепрограммынаодномПК ("самнасебя") HostEdit.Text:='Адрессервера '; // введемникпо-умолчанию, остальныеполяпростоочистимNikEdit.Text:='Ананим'; TextEdit.Clear; ChatMemo.Lines.Clear; end;

Процедурапрослушиванияоткрытыхканаловсервером, выглядиттак:procedure TForm1.ServerTimerTimer(Sender: TObject); begin // условиенаналичиеустановленныхканаловif ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0 then begin // циклпосуществующимканаламfor i:=1 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections do begin // сохранимпакет (еслиничегонеприслали, попакетпустой)

text:=ServerSocket.Socket.Connections.ReceiveText(); // условие, что пакет не пуст if text<>” then begin // получим код команды, длину строки com:=StrToInt(Copy(text,1,1)); len:=Length(text)-1; // определение команд case com of // код приема сообщения 0: begin // добавим в ChatMemo сообщение клиента ChatMemo.Lines.Add(Copy(text,2,len)); // разошлем сообщение пользователям (кроме того, кто прислал) for j:=0 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections-1 do begin if (j+1)<>i then ServerSocket.Socket.Connections[j].SendText(’0′+Copy(text,2,len)); end; end; // код приема ника клиента 1: begin // запишем в массив полученный ник UserMas.Name:=Copy(text,2,len); // отметим, что пользователь записан в список UserMas.Rec:=True; // обновляем список UpdateUserList; end; end; end; end; end; // разрешение на выполнение процедур обновления if UpdDo=True then begin // обновляем массив пользователей UpdateUserMas; // обновляем список пользователей UpdateUserList; // блокируем разрешение UpdDo:=False; end; end;

Перевод программы в режим сервера осуществляется клавишей “Создать сервер” (ServerBtn). Вот так выглядит процедура на нажатие клавиши ServerBtn (OnClick):

procedure TForm1.ServerBtnClick(Sender: TObject); begin if ServerBtn.Tag=0 then begin // клавишу ClientBtn и поля HostEdit, PortEdit, NikEdit заблокируем ClientBtn.Enabled:=False; HostEdit.Enabled:=False; PortEdit.Enabled:=False; NikEdit.Enabled:=False; // запишем указанный порт в ServerSocket ServerSocket.Port:=StrToInt(PortEdit.Text); // запускаем сервер ServerSocket.Active:=True; // добавим в ChatMemo сообщение с временем создания ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Сервер создан.’); // изменяем тэг ServerBtn.Tag:=1; // меняем надпись клавиши ServerBtn.Caption:=’Закрыть сервер’; // включаем таймер сервера ServerTimer.Enabled:=True; // вписываем параметры сервера UserMas[0].Status:=1; UserMas[0].Rec:=True; UserMas[0].Name:=NikEdit.Text; UserMas[0].Image:=1; // разрешаем обновление UpdDo:=True; end else begin // выключаем таймер сервера ServerTimer.Enabled:=False; // стираем параметры сервера UserMas[0].Status:=0; UserMas[0].Rec:=False; UserMas[0].Name:=’Неизвестный’; UserMas[0].Image:=0; // разрешаем обновление UpdDo:=True; // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // клавишу ClientBtn и поля HostEdit, PortEdit, NikEdit разблокируем ClientBtn.Enabled:=True; HostEdit.Enabled:=True; PortEdit.Enabled:=True; NikEdit.Enabled:=True; // закрываем сервер ServerSocket.Active:=False; // выводим сообщение в ChatMemo ChatMemo.Lines.Add(’['+TimeToStr(Time)+'] Сервер закрыт.’); // возвращаем тэгу исходное значение ServerBtn.Tag:=0; // возвращаем исходную надпись клавиши ServerBtn.Caption:=’Создать сервер’; end; end;

Далее идут события, которые должны происходить при определенном состоянии ServerSocket’а. Напишем процедуру, когда клиент подсоединился к серверу (OnClientConnect):

procedure TForm1.ServerSocketClientConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение с временем подключения клиента ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Подключился клиент.’); // разрешаем обновление UpdDo:=True; end;

Напишем процедуру, когда клиент отключается (OnClientDisconnect):

procedure TForm1.ServerSocketClientDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение с временем отключения клиента ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Клиент отключился.’); // разрешаем обновление UpdDo:=True; end;

Отправка сообщений. Она осуществляется нажатием клавиши “Отправить” (SendBtn), но необходима проверка режима программы сервер или клиент. Напишем ее процедуру (OnClick):

procedure TForm1.SendBtnClick(Sender: TObject); begin // проверка, в каком режиме находится программа if ServerSocket.Active=True then // отправляем сообщение с сервера всем пользователям for i:=0 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections-1 do ServerSocket.Socket.Connections.SendText(’0['+TimeToStr(Time)+'] ‘+NikEdit.Text+’: ‘+TextEdit.Text) else // отправляем сообщение с клиента ClientSocket.Socket.SendText(’0['+TimeToStr(Time)+'] ‘+NikEdit.Text+’: ‘+TextEdit.Text); // отобразим сообщение в ChatMemo ChatMemo.Lines.Add(’['+TimeToStr(Time)+'] ‘+NikEdit.Text+’: ‘+TextEdit.Text); // очищаем TextEdit TextEdit.Clear; end;

Режим клиента. При нажатии клавиши “Подключиться” (ClientBtn), блокируется ServerBtn и активируется ClientSocket. Вот процедура ClientBtn (OnClick):

procedure TForm1.ClientBtnClick(Sender: TObject); begin if ClientBtn.Tag=0 then begin // клавишу ServerBtn и поля HostEdit, PortEdit заблокируем ServerBtn.Enabled:=False; HostEdit.Enabled:=False; PortEdit.Enabled:=False; // запишем указанный порт в ClientSocket ClientSocket.Port:=StrToInt(PortEdit.Text); // запишем хост и адрес (одно значение HostEdit в оба) ClientSocket.Host:=HostEdit.Text; ClientSocket.Address:=HostEdit.Text; // запускаем клиента ClientSocket.Active:=True; // изменяем тэг ClientBtn.Tag:=1; // меняем надпись клавиши ClientBtn.Caption:='Отключиться'; end else begin // клавишу ServerBtn и поля HostEdit, PortEdit разблокируем ServerBtn.Enabled:=True; HostEdit.Enabled:=True; PortEdit.Enabled:=True; // закрываем клиента ClientSocket.Active:=False; // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // выводим сообщение в ChatMemo ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Сессия закрыта.’); // возвращаем тэгу исходное значение ClientBtn.Tag:=0; // возвращаем исходную надпись клавиши ClientBtn.Caption:=’Подключиться’; end; end;

ПроцедурынаOnConnect, OnDisconnect, OnRead клиентаClientSocket. Сначаланачтениесообщенияссервера (OnRead):

procedure TForm1.ClientSocketRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // получимтекст, кодкомманды, длинустрокиtext:=Socket.ReceiveText(); com:=StrToInt(Copy(text,1,1)); len:=Length(text)-1; // определениекоммандcase com of // добавимв ChatMemo сообщениессервера0: ChatMemo.Lines.Add(Copy(text,2,len)); // отошлемсвойникнасервер1: ClientSocket.Socket.SendText('1'+NikEdit.Text); // примемстрокуспискапользователей2: begin // очищаемсписокклиентовUserListView.Items.Clear; // добавимключконцастроки (т.к. вырезкасимволовсзадержкой) text:=text+Chr(152); // укажемначальныйсимволpos:=2; // обнулимсчетчиксимволовx:=0; // пробегаемподлинестрокиспискаfor j:=2 to len+1 do begin // записываемвсчетчиксдвигx:=x+1; // еслинайденключ (отделениениковвстроке) if Copy(text,j,1)=Chr(152) then begin // добавимв UserListView строкуUItems:=UserListView.Items.Add; UItems.Caption:=Copy(text,pos,x-1); // укажемсоответствующуюиконкупользователяif pos>2 then UItems.ImageIndex:=0 else UItems.ImageIndex:=1; // изменимтекущуюпозициювстрокеспискаpos:=j+1; // обнулимсчетчиксимволовx:=0; end; end; end; end; end;

Дальше обычное добавление в ChatMemo определенного сообщения:

procedure TForm1.ClientSocketConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение о соединении с сервером ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Подключение к серверу.’); end;

procedure TForm1.ClientSocketDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin // добавим в ChatMemo сообщение о потере связи ChatMemo.Lines.Add('['+TimeToStr(Time)+'] Сервер не найден.’); end;

Хранителем информации о пользователях у нас выступает массив, процедура его заполнения и обновления выглядит так:

procedure TForm1.UpdateUserMas; begin // очищаем массив с информацией for i:=1 to 255 do begin UserMas.Status:=0; UserMas.Rec:=False; UserMas.Name:=’Неизвестный’; UserMas.Image:=0; end; // заполняем данные пользователей if ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0 then begin for i:=1 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections do begin UserMas.Status:=2; UserMas.Name:=’Неизвестный’; UserMas.Image:=0; // запрашиваем имя (ник) пользователя по его каналу (код команды - 1) ServerSocket.Socket.Connections.SendText(’1′); end; end; end;

Список UserListView обновляется в следующей процедуре:

procedure TForm1.UpdateUserList; begin // очищаем список клиентов UserListView.Items.Clear; // очищаем переменную StrUserList:=''; // обнуляем пометку записи ContList:=0; // пробегаем по диапазону каналов for i:=0 to 255 do begin // если запись не пустая if UserMas.Status<>0 then begin // добавим в UserListView строку UItems:=UserListView.Items.Add; UItems.Caption:=UserMas.Name; UItems.ImageIndex:=UserMas.Image; // если пользователь не записан if UserMas.Rec=False then ContList:=1; // составляем строку пользователей StrUserList:=StrUserList+UserMas.Name+Chr(152); end; end; // если все пользователи отметились, и есть хоть один канал if (ContList=0) and (ServerSocket.Socket.ActiveConnections<>0) then begin // пробегаем по всем открытым каналам for i:=0 to ServerSocket.Socket.ActiveConnections-1 do begin // отправим строку списка пользователей (код команды - 2) ServerSocket.Socket.Connections.SendText(’2′+StrUserList); end; end; end;