Смекни!
smekni.com

Создание графического интерфейса пользователя (стр. 2 из 5)

Решение поставленной задачи требует привлечения свойства Enable. Свойство Enable объекта отвечает за возможность доступа к нему пользователем, значение on разрешает доступ, a off, соответственно, запрещает. Установка значений свойствам объектов в программе производится при помощи функции set.

Функция set вызывается с тремя входными аргументами - указателем на объект, названием свойства и его значением, последние два аргумента заключаются в апострофы. Свойства одного объекта должны изменяться в блоке операторов обработки события Сallback другого объекта. Следовательно, должна иметься возможность доступа к указателю на любой существующий объект. Аргументы hObject и handles подфункций, которые обрабатывают события элементов управления, содержат требуемые указатели. В hObject хранится указатель на тот объект, событие которого обрабатывается в данный момент, a handles является структурой указателей. Поля структуры совпадают со значениями свойств Tag существующих элементов интерфейса. Например, handles.btnPlot является указателем на кнопку Построить с именем btnPlot. Доступ к Очистить должен быть запрещен в начале работы приложения, пока пользователь не нажмет Построить Установите в редакторе свойств для кнопки Очистить свойство Enable в off, используйте кнопку со стрелкой в строке со значением свойства. Остальные изменения значения Enable кнопок должны происходить в ходе работы приложения. Для разрешения и запрещения доступа к кнопкам нужно внести дополнения в обработку их событий Callback.

В подфункцию обработки события Callback кнопки Построить добавьте при помощи редактора вызовов:

· установку свойства Enable кнопки Очистить в значение on (после вывода графика следует разрешить доступ к Очистить);

· установку свойства Enable кнопки Построить в значение off (после вывода графика следует запретить доступ к Построить);

Аналогичные изменения произведите в обработке события Callback кнопки Очистить, а именно:

· установку свойства Enable кнопки Построить в значение on (после очистки осей следует разрешить доступ к Построить);

· установку свойства Enable кнопки Очистить в значение off (после очистки осей следует запретить доступ к кнопке);

Подфункции btnPlot_Callback и btnClear_Callback должны быть запрограммированы так, как показано на листинге 4.

Листинг 4. Обработка событий Callback кнопок btnPlot и btnClear

function btnPlot_Callback(hObject, eventdata, handles)

% Построение графика функции

x=[-2:0.2:2];

y=exp(-x.^2);

plot(x,y)

% Кнопка Построить должна стать недоступной после вывода графика

set(hObject, 'Enable', 'off')

% Кнопка Очистить должна стать доступной

set(handles.btnClear, 'Enable', 'on')

function btnClear_Callback(hObject, eventdata, handles)

cla % очистка осей

% Кнопка Очистить должна стать недоступной после очистки осей

set(hObject, 'Enable', 'off')

% Кнопка Построить должна стать доступной

set(handles.btnPlot, 'Enable', 'on')

Сохраните изменения в редакторе М-файлов. Запустите приложение mygui и убедитесь, что всегда доступной является только одна из кнопок Построить или Очистить, что является хорошей подсказкой для пользователя о возможных действиях. Закройте окно приложения и редактор приложений.

Работа над приложением

Запуск приложения

Запуск приложения осуществляется не только из редактора приложений. Для запуска приложения достаточно в качестве команды задать его имя в командной строке

>>mygui

Появляется окно приложения, обращение к элементам интерфейса окна приводит к соответствующим действиям.

Каталог с приложением должен содержаться в путях поиска MatLab или являться текущим.

Оформление интерфейса

Часто требуется, чтобы небольшое перемещение мыши вызывало изменение положения объекта на некоторый фиксированный шаг. Сетка редактора приложений позволяет осуществить такое дискретное движение. Выбор пункта Grid and Rulers меню Tools приводит к появлению диалогового окна Grid and Rulers, изображенного на рис. 5.

Рис. 5. Диалоговое окно Grid and Rulers

Флаги Show rulers и Show grid соответствуют отображению линеек и сетки в редакторе приложений, а раскрывающийся список Grid Size позволяет выбрать размер ячеек сетки. Минимально допустимый размер -десять пикселов - позволяет достаточно точно располагать элементы управления в окне приложений. Привязка перемещения к линиям сетки происходит при установленном флаге Snap to grid. Привязка разрешает разместить объект и изменить его размеры только при условии прохождения границы объекта по линиям сетки. Выбор мелкого шага сетки в сочетании с привязкой предоставляет разработчику возможность быстро оформить приложение. Плавно изменять положение выделенного объекта можно при помощи клавиш со стрелками. Одновременное удержание <Ctrl> приводит к перемещению с учетом привязки к сетке.

Программирование элементов интерфейса

Флаги и рамки

Флаги позволяют произвести одну или несколько установок, определяющих ход работы приложения. Продолжите работу над mygui, предоставив пользователю возможность наносить линии сетки на график. Окно приложения должно содержать два флага с названиями сетка по х и сетка по у. Если пользователь нажимает кнопку Построить, то на оси наносится сетка по выбранным координатам. Нажатие на Очистить должно приводить не только к исчезновению графика функции, но и скрытию сетки.

Обычно несколько элементов управления со схожим назначением группируются и помещаются внутри рамки. Измените размеры осей, освободив справа место для рамки. Нанесите рамку на окно приложения при помощи соответствующей кнопки. В рамку добавьте два флага. Разместите поясняющие подписи рядом с флагами и дайте им имена. Задайте свойству Tag верхнего флага значение chbxGridx, а свойству string, отвечающему за подпись флага, значение Сетка по х.

Аналогичным образом определите свойства нижнего флага, установите свойство Tag в chbxGridY, и свойство string в сетка по у. Если текст не помещается рядом с флагом, увеличьте ширину области флага при помощи мыши, удерживая нажатой левую кнопку. Сохраните приложение в редакторе приложений для автоматического создания в редакторе М-файлов заготовок для подфункций обработки события добавленных объектов.

Осталось сделать так, чтобы при нажатии пользователем кнопки Построить происходило отображение линий сетки в зависимости от установленных флагов, а нажатие на Очистить приводило к скрытию сетки. Блок обработки события Callback кнопки Построить следует дополнить проверкой состояния флагов. Свойство флага value принимает значение логической единицы при включении флага пользователем, и, соответственно, равно нулю, если флаг выключен. Указатели на флаги содержатся в полях chbxGridX и chbxGridY структуры handles. Состояние флагов определяет значение свойств XGrid и YGrid осей.

Произведите необходимые изменения в подфункции обработки события Callback кнопки Построить с именем btnPlot (листинг 5).

Листинг 5. Обработка события кнопки btnPlot с учетом состояния флагов

function btnPlot_Callback(hObject, eventdata, handles)

% Построение графика функции

x=[-2:0.2:2];

y=exp(-x.^2);

plot (x,y)

%Проверка флага сетка по х

if get(handles.chbxGridX, 'Value')

% Флаг включен, следует добавить линии сетки

set(gca, 'XGrid', 'on')

else

% Флаг выключен, следует убрать линии сетки

set(gca, 'XGrid', 'off')

end

% Проверка флага сетка по х

if get(handles.chbxGridY, 'Value')

% Флаг включен, следует добавить линии сетки

set(gca, 'YGrid', 'on')

else

% Флаг выключен, следует убрать линии сетки

set(gca, 'YGrid', 'off')

end

% Кнопка Построить должна стать недоступной после вывода графика

set(hObject, 'Enable', 'off')

% Кнопка Очистить должна стать доступной

set(handles.btnClear, 'Enable', 'on')

Флаги предоставляют пользователю возможность выбора одной или сразу нескольких опций. Одновременный выбор только одной опции осуществляется при помощи переключателей.

Переключатели

Переключатели обычно группируются по их предназначению, и пользователь может выбрать только одну опцию. Всегда установлен единственный переключатель из группы. Обработка событий переключателя должна влиять на состояние остальных переключателей всей группы. Модернизируйте интерфейс приложения mygui, предоставьте пользователю возможность выбирать тип маркера (кружок, квадрат или отсутствие маркера).

Добавьте в окно приложения новую рамку и нанесите на нее три переключателя, установите свойствам Tag значения rbMarkcirc, rbMarkSq, rbMarkNone, a String - маркеры-круги, маркеры-квадраты, без маркеров соответственно (рис. 6).

Состояние переключателя определяется его свойством value: если value равно единице, то переключатель включен, ноль - нет. Задайте в редакторе свойств значение 1 свойству value переключателя с надписью без маркеров, он будет включен при запуске программы. Значение свойства Value в версии MatLab 6.x устанавливается следующим образом. Выделите переключатель и перейдите к его свойствам. В редакторе свойств нажмите кнопку в строке с Value. Появляется окно Value, изображенное на рис. 7.

Выделите при помощи мыши строку со значением 0.0 и перейдите в режим редактирования значения двойным щелчком мыши. Измените 0.0 на единицу и нажмите ОК. Обратите внимание, что в редакторе свойств значение Value изменилось на единицу, и включился переключатель без маркеров на окне приложения в редакторе приложений. Вышеописанным образом устанавливаются значения Value в редакторе свойств. Дальнейшее управление значением Value переключателей должно осуществляться программно в ходе работы приложения mygui.

Листинг 6. Выбор типа маркеров

function btnPlot_Callback(hObject, eventdata, handles)

% Построение графика функции

x=[-2:0.2:2];

y=exp(-x.^2);

handles.line = plot (x,y)

guidata(gcbo,handles)

function rbMarkcirc_Callback(hObject, eventdata, handles)

% Устанавливаем маркеры-круги

set(handles.line, 'Marker', 'o')