Смекни!
smekni.com

Использование свободного программного обеспечения для обучения векторной графике (стр. 4 из 5)

Курс "Уроки рисования на Inkscape"

Программа курса «Уроки рисования в Inkscape» предназначена для учащихся, желающих расширить свои знания о многообразии графических программ, получить более глубокое понимание принципов построения и хранения графических изображений, получить навыки создания оригинальных графических изображений.

Возможности графических программ различны, однако существуют общие принципы их построения. Изучение данного курса предполагает работу в графическом редакторе Inkscape. В течение 16 уроков учащиеся познакомятся с основными принципами создания иллюстрации в редакторе.

Inkscape – объёмный программный продукт, поэтому рассмотрение всех его возможностей выходит за рамки данного курса.

Цели курса:

– рассмотреть основные возможности графической программы Inkscape;

– научиться создавать собственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.

Задачи курса:

– закрепление знаний, полученных в рамках изучения базового курса, и расширение спектра новых знаний о принципах построения и хранения графических изображений;

– повышение уровня технологических навыков компьютерной обработки изображений;

– применение полученных знаний для создания и редактирования графических изображений;

– формирование навыков самостоятельной деятельности по изучению возможностей графических программ, навыков использования встроенных справочных систем;

– повышение интереса учащихся к предмету «Информатика»;

– поддержание высокого уровня творческой активности учащихся.

Формы организации занятий

Занятия в рамках изучения данного курса построены в виде лекций, где вводятся новые понятия. Лекции проводятся с обязательным показом презентаций по разделам курса, а также графических изображений, созданных учащимися прошлых лет.

Практическая работа является основной формой проведения занятия. Учащиеся выполняют задания для получения основных навыков работы с программой

Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия – исследования), где учащиеся сначала вместе с учителем разбирают алгоритм создания иллюстрации, а затем самостоятельно выполняют алгоритм, внося в него свои идеи и замыслы. Каждый учащийся создает иллюстрацию на заданную тему. Итогом такого занятия должно стать овладение всеми учащимися полным спектром возможностей работы с данной программой.

В ходе изучения курса оцениваются текущие графические работы по точности выполнения требований к заданию, а также уровень самостоятельности, проявленный при выполнении задания и изучении программы. Форма итогового контроля – индивидуальная творческая работа, выполненная в виде объектов оформления школьного уголка, расписания уроков, обложки компакт-диска и т. д.[8].

Образовательные результаты

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

– о принципах построения и хранения графических изображений;

– о разновидностях графических программ и их назначении:

– о различных форматах графических файлов.

Учащиеся должны уметь:

– запускать и завершать работу с графическими программами;

– выполнять дисковые операции с графическими файлами;

– создавать и редактировать графические изображения;

– осуществлять экспорт и импорт файлов.

Занятие 1. Перемещение, изменение размера и вращение, работа с текстом

Задание. СОЗДАНИЕ ПОЧТОВОЙ МАРКИ

1. Нарисуйте белый прямоугольник как основу марки. Контур должен оставаться чёрным.

Для того, чтобы выбрать правильно ширину и длину будущей марки, импортируйте на лист выбранную вами фотографию Файл→Импортировать или просто рисунок.


2. Затем подправьте контур прямоугольника, используя маркеры-стрелки. После этого перетащите вашу фотографию в центр белого прямоугольника, точно отрегулировав рамку по краям.

3. Нарисуйте небольшой круг, который будет выполнять роль зубцов. Для того, чтобы получился ровный круг, а не эллипс, удерживайте при рисовании клавишу CTRL. Заливка круга должна быть белой, а контур - чёрным


4. Вычислите габариты круга и прямоугольника. Для этого кликните по прямоугольнику и в верхней панели инструментов можно увидеть значения его ширины и длины. Точно так же поступите с кругом. Его ширина и длина должны совпадать.

5. Выделите круг и с помощью операции клон Правка→Клоны→Создать узор из клонов создайте прямоугольник, заполненный копиями маленького круга. Расстояние между зубцами приблизительно равно диаметру самого круга, поэтому во вкладке Смещение выставьте в обоих случаях 100% (1), т.е. полный размер круга, а область заполнения вычислите как Ширина = Ширина прямоугольника + Диаметр круга, Высота = Высота прямоугольника + Диаметр круга.

6. Оставьте только круги по периметру, и выполните операцию отсоединения клонов Правка→Клоны→ Отсоединить клон (без этой операции дальнейшие инструкции потеряют смысл). Это нужно для того, чтобы можно было проводить операции с контурами получившихся кругов. Для того, чтобы удалить центральную часть группы кругов, выделите рамкой нужные клоны и нажмите на клавишу DEL. Результат - на рисунке ниже.

7. Через операцию Контур→Сумма объедините все круги в один объект и затем расположите их поверх марки. Добейтесь выравнивания контура прямоугольника точно по центру кругов. Если нужно - подправьте ширину и длину прямоугольник

Далее нужно выделить прямоугольник и объект из кругов (не затрагивая фотографию в центре), а затем применить к выделению команду Контур→Разность. Должно получиться примерно как на рисунке выше. Вот марка и готова. Осталось только добавить цену марки, сгруппировать надпись, фотографию и зубчатый контур.

8. Теперь можно отправлять письма "на деревню дедушке". Попробуйте создать подобный конверт, поместив готовую марку поверх него и вставить имена адресата и отправителя.


Задание 2. Рисуем одуванчик в Inkscape

В этом уроке мы будем рисовать воздушный одуванчик.

1. Сначала нарисуем хохолок одуванчика. Инструментом "Рисовать звезды и многоугольники" (Shift+F9) рисуем звездочку. Задаем ей 10-12 углов. Оконтуриваем звездочку - Ctrl+Shift+C.

В окне "Заливка и обводка" (Shift+Ctrl+F) уберем обводку, зададим звездочке белый или немного желтоватый цвет.

2. Затем переходим в режим правки контуров (F2) и изменяем положение кривых и узлов. Инструментом "Рисовать прямоугольники и квадраты" (F4) рисуем ножку, а инструментом "Рисовать кривые Безье и прямые линии" (Shift+F6) рисуем семянку.


3. Теперь собираем все три части хохолка воедино, выделяем их и группируем Ctrl+G.

Инструментом "Рисовать круги, эллипсы и дуги" (F5) рисуем серединку одуванчика, красим её в серый цвет. С помощью Ctrl+C (копировать) и Ctrl+V (вставить) много раз копируем хохолок и располагаем по кругу вокруг серединки, поворачивая хохолки вокруг оси.

4. Таким образом получаем шарик (для заполнения центра одуванчика используем звездочки без семянок).

5. Группируем получившийся шарик и рисуем стебелек инструментом "Рисовать кривые Безье и прямые линии" (Shift+F6). Задаем стебельку линейный градиент от темно-зеленого к коричневому.


6. Собираем, группируем Ctrl+G.- вот наш одуванчик и готов.

7. Теперь можно использовать его где пожелаем - дело за фантазией.

Вывод: При использовании программы INKSCAPE одной из проблем является то, что учащиеся уже с большой долей вероятности проходили какие-то предыдущие занятия и имеют значительный опыт общения с Windows-системами. На занятиях требуется показать наиболее эффектные и привлекательные особенности предлагаемого свободного ПО (зачастую по сравнению с проприетарными аналогами) – спецэффекты в GIMP,продвинутые возможности Inkscape (тени, градиенты, размытие, фотореалистичные изображения), создание видеоклипов на продвинутом уровне. Определенную сложность представляет и то, что учащиеся, как правило, уже определились с некоторыми жизненными приоритетами интересами – они могут совпасть или не совпасть с предлагаемыми материалами. Это наиболее открытая часть курса, которая требует от преподавателей максимальной отдачи и эрудиции за рамками обозначенной изначально программы курса.