Смекни!
smekni.com

Методы и средства электронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов (стр. 3 из 6)

4.4 Образовательные контент

Основу образовательного контента составляет набор электронных курсов, построенных на базе единого стандарта принятого в каждой конкретной компании.

Обычно основой учебного курса является текст, который сопровождается различными дополнительными материалами. Это могут быть как дополнительные источники информации (картинки, схемы, анимационные ролики, аудио или видео материалы, другие форматы мультимедиа); различного рода ссылки; интерактивные элементы для взаимодействия участников курса (форумы, чаты, электронная почта и т.п.), а также элементы проверки успеваемости студентов (тесты, анкеты, письменные задания).

Главными достоинствами электронных учебных курсов по сравнению с традиционными печатными изданиями являются [29]:

· возможность включения мультимедийных фрагментов и анимации;

· возможность подключения компьютерных тестовых систем;

· легкость тиражирования;

· относительная простота обновления материала или его адаптации к потребностям отдельных категорий пользователей;

· удобство гипертекстовой навигации.

Важно учитывать эти особенности при составлении курса в дополнении к общепонятным требованиям к текстам учебных материалов, таких как ясность и последовательность излагаемой информации. В связи с этим можно выделить следующие рекомендации [22]:

· Актуальность. В ряде дисциплин высока скорость появления новой информации. Так, например, в сфере информационных технологий, не редко случается ситуация, что в течение 12 месяцев происходит появление или обновление программного продукта. В подобных дисциплинах необходимо частое изменение содержания курса, заданий и других подобных материалов. В печатных учебных пособиях такие правки весьма проблематичны и дорогостоящи, однако в системе электронного обучение вносить подобные изменение значительно проще и быстрее. В идеале автор курса должен вносить изменения не реже раза в год.

· Модульность. Электронный учебный курс должен иметь модульную структуру и быть хорошо структурирован, разделен на главы, параграфы и т.п. Подобное деление упростит навигацию и позволит сконцентрировать на нужных учащемуся фрагментах. Кроме того, курс должен использовать возможность гипертекста и корректно отображаться в различных браузерах (эта задача в настоящий момент всё чаще ложиться на системы дистанционного обучения).

· Информативность. Дистанционный обучение и Интернет позволяют быстро воспользоваться различными источниками информации и форматами данных. Важно давать задания для повышения информационной культуры и навыков оценки информации и веб-сайтов в целом. Кроме того, следует по возможности использовать различные типы визуального представления информации для большой наглядности и разбавления ими текста курса. Большинство современных систем электронного обучения поддерживают вставку таблиц, схем, графиков, картинок, фотографий, анимации, аудио и видео материалов, а также программных моделей той или иной сущности.

· Соблюдение четвертой части гражданского кодекса РФ. Не допустимо использование в дистанционном курсе, без согласования с правообладателем, материалов защищенных законом об авторских и смежных правах. Это особенно актуально при использовании графики, анимации, видео и музыки, полученных из сети Интернет.

Требования, предъявляемые к электронным обучающим курсам; необходимость подготовки мультимедийных компонентов в различных форматах и желание создавать курсы, соответствующие общепринятым стандартам в сфере e-Learning’а, – все это стало предпосылкой к созданию специализированных средств подготовки электронных курсов.

На сегодняшний день существует множество различных программных средств для подготовки подобного контента. Свои решения в этой области предлагают, как крупные компания (Adobe, Microsoft и д.р.), так и независимые разработчики и сообщество OpenSource.

Во-первых, при подготовке учебных курсов и создании дополнительных материалов, безусловно, возможно использование наиболее популярных редакторов для различных форматов, к числу которых можно отнести, к примеру:

· текстовый процессор Word;

· редактор PDF-файлов Adobe Acrobat;

· различные редакторы видео и аудио файлов (MovieMaker, SoundForge и многие другие);

· графические редакторы (от простых, вроде Paint'а, до целых комплексов, на подобии AdobePhotoshop);

· средства создания презентаций (MicrosoftPowerPoint)

· редакторы Flash (Macromedia Flash MX).

А для интеграции их с системой электронного обучения можно воспользоваться различными специализированными надстройкам[1], к число которых можно отнести следующие решения [32]:

- http://www.e-learningconsulting.com/products/ManifestMaker/ManifestMakerHelp.htmManifestMakerforADLSCORM 1.2 [7]– распространяемая бесплатно надстройка над MacromediaDreamweaverMX/MX 2004. Позволяет создавать Manifest-файл для готового сайта. Не поддерживает вложенных Manifest-файлов и содержит ограничение на количество учебных объектов.

- Бесплатная надстройка MicrosoftProducer 2003 [11] (требуется проверка подлинности) – расширяет возможности MicrosoftPowerPoint 2003, позволяя добавлять и публиковать в Интернете аудио и видео файлы, слайды и изображения, в соответствии со стандартом SCORM.

- CourseGenie[17] – платный плагин для MicrosoftWord 2000-2003 (существует возможность скачать пробую версию), позволяет добавлять в документ Word метаданные и мультимедиа компоненты (и ссылки на них), производит разметку документа специальными стилями, генерирует модуль в виде текстовых и мультимедиа файлов (в соответствии со стандартом SCORM) и создает специальный файл оглавления. Поддерживает экспорт в форматах: WebCTIMSpackage, Blackboardpackagefile, MoodleSCORMfile, MicrosoftLRNIMSformat, SCORM 1.2 package, IMSQTILite (тестовые задания), HTML (набор страниц, готовых для размещения в сети или на компакт-диске).

Во-вторых, существует целый ряд самостоятельных решений, призванных облегчить работу по составлению электронных обучающих курсов. К их числу следует отнести:

· Редактор RELOAD Editor [13] (Reusable eLearning Object Authoring & Delivery), созданный на языке Java (что позволяет достигнуть мультиплатформенности продукта), распространяется бесплатно. ReloadEditor был разработан в рамках проекта Reload, финансируемого JISC. Его основными целями являются облегчение процесса создания, распределения и повторного использования учебных объектов и образовательных услуг и увеличение числа повторно используемых педагогических средств. Он предназначен для создания, группирования и упаковки учебных объектов вместе с их метаданными в стандартные IMS-пакеты по стандарту SCORM. Редактор позволяет создавать любые обучающие модули, на основе готовых объектов: html, изображения, видео и других объектов и их метаданных. Кроме того для просмотра обучающих модулей доступен RELOADPlayer.

· Целью проекта eXe является разработка свободно распространяемого программного обеспечения с открытым исходным кодом для помощи преподавателям при разработке веб-контента без необходимости знать языки разметки HTML или XML. eXeeLearningXHTMLeditor можете экспортировать содержание в виде отдельных веб-страниц или SCORM 1.2/IMS-пакетов. Данный проект финансируется за счет гранта, предоставленного Комиссией высшего образования Новой Зеландии.[8]

4.5 Знания в компании

Эффективное использование ресурсов – важный аспект любой деятельности, но особенно он актуален в условиях постоянно растущей конкуренции. И не имеет значения, идет речь об отдельной компании, целой отрасли или государстве в целом. Удобная и результативная работа с информацией – залог выживания в современном обществе.

Для эффективного использования имеющихся в распоряжении компании информационных ресурсов, требуется выделить имеющиеся в ее распоряжении источники знаний [30].

Как справедливо заметил Петер Друкер: «в книгах, базах данных, программах нет знаний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний — человек, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и, наконец-то, используются человеком правильно или неправильно». Именно поэтому первым, и самым важным, источником знания в компании является ее сотрудники – «кадры решают все».

Вторым источником, присущим только корпоративной среде, является сама компания. Она содержит в себе информацию о бизнес-культуре, внутрифирменную философию, политику компании на рынке, принципы работы с персоналом, память о прошлом и т.п. Это достаточно сложно формализуемые знания, однако именно они обычно определяют «лицо» компании в целом.

И, наконец, компьютерные системы, которые позволяют работать с информацией, получать, хранить и использовать ее. Кроме того, они обеспечивают коммуникацию различных людей между собой. Внешняя и внутренняя компьютерная сеть, в настоящее время, является необходимым условием для эффективной работы большинства сотрудников, поскольку велик объем необходимой им информации, и она постоянно изменяется.

Для систем, предназначенных для работы с информацией в компании можно выделить несколько требований [27]:

· Широкие возможности по поиску информации. Наличие логических операций, поиск близких по значению терминов и т.п.

· Функциональная расширяемость и открытая архитектура. Которые позволяют адаптировать и настроить системы исходя из потребностей каждой отдельной компании. Кроме того, наличие встроенных средств разработки также является не маловажным требованием.

· Многоязыковая поддержка. Необходима не только для крупных интернациональных компаний. Но и для большинства организаций более скромного масштаба, из-за постоянно увеличивающегося числа международных связей в современном быстро растушуем мире, и наличия актуальной информации на разных языках.

· Работа с видео/аудио информацией. Использование наглядного представления информации в звуковом и визуальном виде, для лучшей усваиваемости пользователями.

· Персонификация и сохранение работы. Одно из ключевых требований, которое заключается в возможности для каждого сотрудника осуществлять свою работу в рамках «персонального рабочего места», а также просматривать результаты выполненных им действий для последующего анализа.