Смекни!
smekni.com

Великие люди XIX века (стр. 4 из 6)

Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика принадлежавшего к древнему дворянскому роду и здесь получил свое начальное образование и воспитание. Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдеет экзамены и поступает в Питербургское военное училище. Завершив учебу Бакунин довольно скоро почуствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год уходит в отставку.

Последующие годы Бакунин посвятил филосовскому самообразованию и провел большей частью в Москве. Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался своеобразный интерес к освоению истории.

Александр Степанович Попов

Как известно, Герц не предвидел возможности применения электромагнитных волн в технике. В самом деле, было трудно увидеть в слабых искорках, которые Герц рассматривал в лупу, будущее средство связи, перекрывающие ныне космические расстояния до Венеры и Марса и позволяющее управлять самоходным аппаратом на Луне. Даже человеку с неистощимой фантазией, знаменитому писателю Жюлю Верну не удалось предвидеть радиосвязь, и герои его романа “Плавучий остров”, написанного после опытов Герца, не знают способов беспроволочной связи.

Вообще между принципиальным открытием и его техническом приложении лежит огромное расстояние. Эйнштейн не предвидел в обозримом будущем возможной реализации соотношения E=mc2, Резерфорд считал химерой использование атомной энергии. Только люди с особыми способностями могут найти разумное техническое воплощение научной идеи. Именно такими способностями обладал замечательный русский физик Александр Степанович Попов, продемонстрировавший примерно через год после смерти Герца первый радиоприемник, открывший возможность практического использования электромагнитных волн для целей беспроволочной связи.

Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года на Урале (поселок Турьинский рудник) в семье священника. После окончания в 1877 году общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии он не стал продолжать духовное образование, а поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете его увлекала электротехника. Он работал монтером в товариществе “Электротехник”, и впервые его труды в 1882 году были посвящены динамо-электрическим машинам.

Хотя Попов был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, он долго не пробыл в аспирантуре, как бы сказали сейчас, и с 1883 году стал преподавателем Минского офицерского класса в Кронштадте, совмещая эту должность с педагогической работой в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. В Минном офицерском классе Попов проработал до 1901 года, когда он был избран профессором кафедры физики Электротехнического института в Петербурге. В 1905 году он был избран директором института и в этой должности скончался от кровоизлияния в мозг 13 января 1906 года.

Павел Александрович Флоренский

Соловецкий монастырь - выдающийся памятник русской архитектуры, крупнейший центр духовной жизни России, после Великой Октябрьской социалистической революции был превращен в один из самых страшных концентрационных лагерей в истории человечества.

Великий ученый, один из творцов современного экологического мышления Павел Флоренский был одним из его узников.

Павел Александрович Флоренский (9.01.1882 г.- 8.12.1937 г.), православный богослов, философ, математик и физик, теоретик и практик, всю свою недолгую жизнь посвятил поиску вечных истин, видел будущее мира в чистоте духа и бытия, в единстве природы и человека. Еще в двадцатые годы священник Флоренский связывал крах цивилизации с началом ее бездуховности. Ныне человечество встало перед этой трагической чертой.

За ней пропасть, духовная пустота. И то, что мы сегодня обращаемся к изначалам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, подтверждает мысль: во сто крат был прав Флоренский в своих прозрениях.

Мы, как всегда, опоздали на полстолетия. Наша сегодняшняя публикация - дань уважения ученому, признания его трудов, его непоколебимой вере в разум человека.

Вспоминая о годах ученичества во 2-й тифлисской гимназии, Павел Флоренский писал: “Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время”. В этот период он с увлечением занимался физикой, наблюдением природы. Правда, в конце гимназического курса, летом 1899 года, Флоренский переживает духовный кризис. Открывшаяся ограниченность и относительность физиче ского знания впервые заставила поставить вопрос об Истине абсолютной и целостной.

Первым порывом после духовного переворота было уйти в народ. Однако родители настояли на продолжении образования.

В 1900 году Флоренский поступает на физико-математический факультет Московского университета, где он сближается с одним из основателей Московской математической школы Н.В.Бугаевым. Не случайно свое кандидатское сочинение Павел Флоренский задумывает сделать частью большой работы, синтезирующей математику и философию. Помимо основных занятий будущий философ и ученый посещает лекции на историко-филологическом факультете, самостоятельно изучает историю искусства.

Уже тогда начинают складываться его философские воззрения, пронизанные критикой позитивизма, рационализма и кантианства с позиции объективного идеализма.

“Мои занятия математикой и физикой, - писал он впоследствии, - привели меня к признанию формальной возможности теоретических основ общечеловеческого религиозного миросозерцания (идея прерывности, теория функций, числа). Философски же и исторически я убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии и что она есть неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы”.

После окончания университета в 1904 году П.Флоренский поступает в Московскую духовную академию, желая, как он писал в одном из своих писем, “произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно, воспринять все положительное учение Цсркви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством...”.

Молодой богослов стремится познать духовность не отвлеченно-философски, а через призму окружающего мира. Его кандидатское сочинение “О религиозной Истине” (1908 г.), которое легло в основу магистерской диссертации а затем и книги “Столп и утверждения Истины” (1914), было посвящено путям вхождения в Православную Церковь. “Живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов” - так сам П.Флоренский выразил главную мысль книги, выстраданную жизнью.

После окончания Московской духовной академии Флоренский был оставлен преподавать по кафедре истории философии. За время работы в МДА (1908 - 1919 гг.) он создает ряд оригинальных работ по истории античной философии, кантовской проблсматике, философии культа и культуры.

Крупный советский философ А. Ф. Лосев, отмечал в свое время: “Флоренский дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что я читал о Платоне”. “В отце Павле, - писал Сергей Николаевич Булгаков, известный экономист, религиозный философ,- встретились культурность и церковность. Афины и Иерусалим, и это органическое соединение само по себе уже есть факт церковноисторического значения”. Вокруг Флоренского, который в 1912 - 1917 гг. еще и возглавлял журнал ”Богословский вестник”, постепенно образуется круг друзей и знакомых, во многом определявших тогдашнюю атмосферу русской культуры. Первым проложив интеллигенции дорогу к православному свяшенству, он являлся как бы связующим звеном между Московской духовной академией и московской интеллигенцией, искавшей духовной опоры в Церкви.

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного наставника, руководившего самостоятельными занятиями сына.

Чернышевский в своих письмах выражал глубокую любовь и уважение к отцу. Он делился с ним замыслами, держал его в курсе своих дел и начинаний. Нежен и заботлив был в отношении к матери и всем своим родным.

С детских лет Чернышевский много читал, был настоящим пожирателем книг. Любил Пушкина, ГОголя, Лермонтова, систематически изучал языки: греческий, латинский, французский, немецкий, татарский, арабский и др. С 14 до 18 лет он учился в местной духовной семинарии, проявляя способности и прилежание. Стремлением Чернышевского и его родителей было дать сыну университетское образование, и Николайв июне 1846 года

приехал вместе с матерью в Петербург, чтобы поступить в столичный университет. Чернышевский успешно выдержал экзамены по математике, физике, логике,словесности, всеобщей и русской истории, латинскому, французскому и был принят.

Главным вопросом, над которым задумывается студент Чернышевский, был вопрос о народе, закрепощенным помещиками и угнетенным царскими властями, вопрос об освобождении миллионных масс и завоевании ими свободы. В своих дневниках, которые Чернышевский вел долгие годы по

особой стенографической системе, он писал, что в 1848-1850 годах он осознавал себя "ультрареспубликанцем" и "ультрасоциалистом". Среди товарищей он слыл как человек мягкий, скромный с близкими и суровый с теми, кто был ему внутренне чужд.

По окончании университета в 1850 году Чернышевский после нескольких попыток устроится на службу в столицу уезжает в родной город, где становится старшим учителем словесности в гимназии. Одновременно с преподаванием Николай продолжает заниматься научной работой с мыслью

написать и защитить диссертацию.

Здесь же он знакомится с Ольгой Сократовной Васильевой, дочерью местного врача. В своих записях, под названием "Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье" он расказывает о своем объяснении с ней. После признания в любви он пытается отговорить ее