Смекни!
smekni.com

Исторические личности России (Петр 1, Меньшиков, Румянцев, Суворов, Ушаков, Кутузов, Нахимов, Скобелев, Брусилов) (стр. 2 из 2)

Однажды (это было вскоре после ухода французов из Москвы) адъютант Кутузова Михайловский – Данилевский написал проект извещения главнокомандующего для рассылки по губерниям, где грубо отзывался о Наполеоне. Прочитав текст, Кутузов сказал адъютанту : «Молодой человек, кто дал тебе право издеваться над одним из величайших людей? Уничтожь неуместную брань».

Оценивая свою миссию по спасению отечества, Кутузов не был лишен честолюбия. Однажды ему подали к подписи приказ от его имени по армии, где между прочим, упоминалось имя Суворова. Кутузов согласился с текстом приказа, но Суворова он велел в нем не упоминать, сказав : «Конечно, Александр Васильевич был великий полководец, но тогда ему еще не представлялось спасти отечество».


Флотоводец, герой Крымской войны 1853 – 1856 гг., защиты Севастополя. Окончил Морской кадетский корпус (1818). В 1822 – 1825 гг. совершил кругосветное плавание. Участник Наваринского морского сражения 1827 года. С 1834 г. – на Черноморском флоте. С началом Крымской войны командовал эскадрой, разгромившей турецкий флот в Синопском морском сражении. С февраля 1855 г. фактически руководил обороной Севастополя. Был смертельно ранен на Малаховом кургане.

Крупная неудача англо – франко – турецких войск в атаке на Севастополь весной 1855 г. покрыла новой славой имя адмирала Н.Нахимова. Зная, как бедно и скудно живет адмирал, жертвующий весь свой оклад в пользу защитников города, царь пожаловал ему денежную аренду. «Да на что мне аренда? – досадовал Нахимов. – Лучше бы они мне бомб прислали».

Адмирал Нахимов считал, что у морского офицера нет и не может быть еще какого-нибудь интереса, кроме службы. «Например, - рассуждал адмирал, - зачем мичману жалованье? Разве только затем, чтобы лучше выкрасить и отделать вверенную ему шлюпку или при удачной шлюпочной гонке дать гребцам по чарке водки , - иначе офицер от праздности или будет пьянствовать,0 или станет картежником, или будет развратничать».

Генерал Данеберг, которому главнокомандующий Меншиков перепоручил подготовку Инкерманского сражения, был не готов к этой роли. Он не знал ни Сапун-горы, ни Чоргуна, ни всей местности, где предполагалось сражение. Посетив адмирала Нахимова, он засвидетельствовал тому свое почтение : «Извините, что я еще не был у вас с визитом». «Помилуйте, ваше превосходительство, - ответил Нахимов, - вы бы лучше сделали визи Сануп-горе».


Один из лучших генералов русской армии. После окончания Академии Генштаба (1868) служил в Средней Азии, участвовал в Хивинском походе и Кокандской военной экспедиции русских войск, командовал войсками Ферганской области. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. командовал бригадой и дивизией, отличался в боях под Плевной и Шипкой, был любимцем войск ,приобрел большую популярность в России и Болгарии. В 1880 – 1881 г.г. руководил Ахалтекинской военной экспедицией. Неожиданно скончался в 1882 году.

Не боясь пуль, генерал М.Скобелев нередко разглядывал вражеские позиции ,поднявшись на возвышение бруствера, что вызывало тревогу у его подчиненных, любивших своего командира. Генерал Куропаткин, начальник штаба, придумал такую хитрость : помощникам Скобелева подниматься на банкет вместе с ним, чтобы, беспокоясь за них, он сам не рисковал. Когда Скобелев по привычке влез на банкет, Куропаткин и другие последовали за ним. «Чего вы здесь оказались? – рассердился Скобелев – Сойдите вниз!» «Мы обязаны брать пример с командира», - ответил Куропаткин. Пришлось Скобелеву выбирать более безопасную позицию для наблюдения.

Однажды находясь на передовой, генерал Скобелев писал донесение; окончив его, он наклонился за горстью песка ,чтобы осушить им чернила. В этот момент со страшным свистом разорвалась турецкая граната и засыпала бумагу песком. «Сегодня турки что-то особо внимательны ко мне, - хладнокровно заметил Скобеле, стряхивая песок и кладя бумагу в конверт, - на каждом шагу стараются оказать мне какую-нибудь услугу.

Признавая за Скобелевым несомненные военные способности, его критики – завистники ставили ему в упрек «невоздержанный» образ жизни, лихие поступки, самовольство. Зная об этом Скобелев писал своему другу генералу Куропаткину : «Когда будут ругать, не очень верьте, стою за правду и Армию и никого не боюсь».


Один их лучших командиров русской армии в первой мировой войне. Окончил Пажеский корпус и Офицерскую кавалерийскую школу. В 1906-1914 г.г. служил на различных должностях в Варшавском военном округе, С началом мировой войны – командующий 8-ой армией, с 1916 г. – командующий Юго–Западным фронтом, успешно осуществил крупную фронтовую операцию (Брусиловский прорыв). В мае-июле 1917г. – верховный главнокомандующий. С 1920г. – в Красной Армии.

Смелый план наступления русских войск. Предложенный в мае 1916г. генералом А.Брусиловым и утвержденный царем, вызвал прилив надежды у одних, сомнения у других. Среди них был генерал Н.И.Иванов, возглавлявший до Брусилова Юго-Западный фронт. Смещенный со своего поста, он теперь бродил по Ставке и предрекал: «Это безумная идея окончится катастрофой, масштабы которой никто даже представить не может. Прошу мне верить!». Но Россия поверила Брусилову.

Однажды Ставку Николая П, взявшего на себя пост верховного главнокомандующего русской армией, посетила царица Александра Федоровна (в девичестве Алиса Гессенская). Пригласив к себе для беседы генерала Брусилова, главнокомандующего Юго-Западным фронтом, она среди разных вопросов задала ему такой: «Когда вы думаете перейти в наступление?» Знакомый со слухами о пестром окружении царицы, где предполагались немецкие шпионы, Брусилов смешался и выдавил из себя : «Такие сведения настолько серьезны, что я и сам их не помню».

Прорыв фронтом Брусилова обороны австро-венгерских войск – Брусиловский прорыв» – сделал имя русского генерала широко известным не только в России, но и за рубежом. На Западе порой удивлялись : откуда мол у отсталой России появился та4кой талантливый полководец ? Одно из версий гласила, что Брусилов на самом деле – англичанин, из аристократической семьи, служил на Цейлоне, затем помогал японцам в русско-японской войне, потом реорганизовывал китайскую армию, а после начала мировой войны был приглашен на русскую службу. Узнав об этой зарубежной газетной «утке», Брусилов лишь поморщился.