Смекни!
smekni.com

Мемуары Дашковой как исторический источник 18 века (стр. 4 из 4)

27 января 17893 Дашкова указом императрицы была назначена директором Петербургской академии наук. Дашкова не была ученой, но она была умной и эрудированной женщиной, преданной науке и имевшей контакты со многими известными учеными Запада. При этом ей было присуще чувство национального достоинства. Дашкова так пишет о своем назначении: «Я очутилась запряженной в воз, совершенно развалившейся…» Хотя многие современники отмечают, что это назначение польстило самолюбию княгини. В центре внимания Дашковой – академическое хозяйство, научно-просветительская и издательская деятельность. Почти за 12 лет своего директорства Дашкова упорядочила академическое хозяйство, оплатила многочисленные долги Академии, значительно пополнила библиотеку, улучшила работу типографии, она так же способствовала организации множества ученых экспедиций в различные края России.

Однако, наряду с этим немногочисленные авторы, писавшие о Дашковой, не забывали отметить её плохой характер – неуживчивость, пристрастность: не оценила гениального механика-самоучку И.П. Кулибина, ссорилась с Дж. Кварнет. Но каков бы не был в те годы её характер, особой воли она ему не давала. «Вспышки самоуправства проявлялись у Дашковой весьма редко и исчезали довольно скоро» - пишет историк Академии Сухомлинов, высоко ценивший её деятельность.

30 октября 1783 года учреждена Российская академия и Дашкова назначена её председателем.

Правда, энергичная деятельность Дашковой, её ум, образованность, независимая позиция вызвали не только уважение и одобрение, но явились также предметом недовольства и интриг. А о нетерпении Дашковой шута Нарышкина Екатерина даже усмехнулась: «Дашкова с Львом Александровичем в такой ссоре, что сидя рядом оборачиваются друг на друга и составляют двуглавого орла…»

Сама императрица, по свидетельству современников относилась к Дашковой ревностно. К 90 годам атмосфера в Росси гнетущая из-за Французской революции. Поводом к отстранению княгини послужило опубликование трагедии Княжина «Вадим Новгородский». Республиканские идеи пьесы вызвали гнев императрицы, вследствие чего Дашкова получила отпуск на 2 года, после которого ей не суждено было вернуться в академию.

«Из моего рассказа будет видно» – писала в своих «записках» Дашкова –«как опасно плыть на одном корабле с великими мира сего, и как придворная атмосфера душит развитие самых энергичных натур.»

Заключение.

И в заключении хочу подвести итог выше изложенному. Рассмотрев «Записки» Дашковой, как исторический источник можно сделать вывод, что исходя из воспоминаний современников княгини ее роль в перевороте 1762 года была не столь велика, как описывает она сама, но касаемо её как главы двух академий она сыграла большую роль в становлении высшего образования в России.

Так же нельзя исключать и неустойчивость версии о том, что мемуары написаны не самой княгиней Дашковой и как одно из доказательств этой теории является то, что не существует оригинала мемуаров.