Смекни!
smekni.com

Роль Александра Ярославича Невского в отражении немецко-шведской агрессии (стр. 3 из 4)

Без сомнения, то был один из самых светлых дней в историиПскова, когда победоносный вождь с торжеством возвращался в город.Весь народ в праздничных нарядах вышел встречать победителя. Впередишло духовенство - игумены и священники со святыми иконами и крестами,в светлых ризах. Вот он, освободитель, герой, защитник веры и Родины,
впереди своих славных полков. Близ его коня - 50 знатнейших пленников,какой печальный вид у них, у этих недавно столь гордых завоевателейПскова! Позади войска - множество простых пленных. Несмолкаемый гулрадостных восклицаний раздался в воздухе. Все славили Бога и верногораба Его Александра Ярославича. Разделив радость торжества с псковичами, Александр поспешил в Новгород. Новгородцы не отстали от псковичейв выражении сердечной благодарности Богу и восторга по случаю славнойпобеды, о которой память хранилась у них очень долгое время. Даже вконце 16 столетия в храмах возносились молитвы об упокоении братий,павших на льду Чудского озера. Александр не превозносился своими славными победами, но его "прослави Бог" - со времен Ледового побоища, пословам летописца, "нача имя слыти великаго князя Александра Яролавичапо всем странам, от моря Варяжского и до моря Понтьскаго, и до оряХупожьскаго, и до страны Тиверийскыя, и до гор Араратьских, и гор Аравийских, даже и до Рима великаго: распространи бо ся имя его пред тьмытьмами и пред тысящи тысящами". Между тем, как на Руси радовавлись послучаю победы, по Ливонии разносилась потрясающая весть о разгроме немецкого войска и исполняла всех ужасом. Немцы со дня на день ожидалиАлександра под стенами Риги. Магистр Ордена немедленно отпраил посольство к датскому королю просить неотложной помощи против неверных.Наши враги не могли предполагать, что их благородный победитель считает своим нравственным долгом жить, "не преступая в чужая части". Длянего довольно было и того, что он навел страх на врагов, от которогоони долгое время не могли прийти в себя, и заставил их уважать русскоеимя. Пробыв немало времени в тревожном ожидании, немцы поспешили заключить с новгородцами мир. Послы их явились в НОвгород с дарами и пок-

лонами. Александра в это время не было в Новгоролде, и новгорлодцы"без князя" самостоятельно вели переговоры. Немцы отказывались от всехсвоих последних завоеваний и уступали значительную часть своих земель.Заключенный мир был свято исполнен. "Так печально окончилосьпредприятие Ордена против русских" - с грустью восклицает немецкий историк.

рабрый Александр принудил рыцарей к миру." Для русского народа победаимеет огромное значение - здесь указан предел распространению немецкого владычества, здесь сам Бог рассудил вековой спор германцев и сла-вян, оградив навсегда наше отечество от опасных иноземцев. Что было быс нашей северо-восточной окраиной, с Новгородом, с Псковом , с приле-гающими к ним землями, если быуспех остался за врагами - пример несчастной Ливонии дает нам ясный ответ на это. Кто знает, может быть,нам никогда впоследствии не пришлось бы и думать о приобретении берегов Балтийского моря, о тех славных задачах, которые одушевляли ПетраВеликого...

Александру неизбежно предстояло определиться также по отношению к Орде. Батый, услышав, что Александр столь славен и храбр, отправил ему послов с такими словами: "Александр, знаешь ли ты, что Бог покорил мне многие народы, и ты один не желаешь мне покориться... Еслихочешь сохранить свою землю, то приходи поскорей ко мне и увидишь, какова честь моего царства". Великий князь Ярослав Всеволодович, отецАлександра, был первым русским князем, княжившим с позволения татар. В1243 г. он впервые съездил к Батыю в Орду, а в 1246 г. умер в "татарах", возвращаясь отравленный из Центральной Азии от великого хана.Отказ признать главенство восточного "царя" сделал бы Александра врагом могущественнейшей монголо-татарской империи, сопротивляться которой, конечно, сил у него недостало бы, воюя и на западе и на востоке.И все же, когда Александр Невский "с силой великой" пошел после смертиотца из Новгорода во Владимир, ясности у татар и у покорных им князей,как он поведет себя по отношению к ним, не было. "И был грозен приездего, - сообщает Житие, - и промчалась весть об этом до самого устьяВолги, и начали жены мусульманские стращать им детей своих, говоря:"Александр идет". Но после совета с епископом Кириллом Александр решилпокорно ехать в Орду. И князь, и епископ, могли видеть, что под татарской властью страна страдала, но православие ее сохранялось, а поднемецкой, шведской или венгерской страдала и страна и искоренялась вера. В Орде Батый оказал приличествующие почести Александру Ярославичуи брату его Андрею и отпустил его. Александру была дарована власть и вюжной Руси, и в Киеве, - по западной границе завоеванных татарами земель, как полководцу, имеющему успешный опыт борьбы с западными европейцами, князь Андрей Ярославич милостью татар стал Великим княземВладимирским. Вскоре по возвращении на Русь Александр Ярославич долженбыл прочесть послание папы Иннокентия четвертого, написанное 10 февраля 1248 года в Лионе. Послание принесли 2 разумнейших из 12 кардиналов, Гальд и Гемонт. Иннокентий извещал Александра, что отец его,Ярослпа Всеволодович, находясь в Орде, дал Иоанну де Плано Карпиниобещание присоединиться к латинской вере, и несомненно, исполнил бысвое слово, если бы не его внезапная смерть. Сын обязан, писал он,последовать примеру отца, и если он сделает это, то и он сам, и народего найдут тишину и славу под сенью западной церкви. Александр написалему в ответ, что мы "учения от вас не принимаем". В 1252 году Великийкнязь Андрей Ярославич утратил расположение татар, карательная экспедиция Неврюя разбила его дружину около Переяславля, он бежал в Швецию.Владимиро-суздальские земли были татарами жестоко "повоеваны" Александр Невский в Орде сумел доказать свою лояльность Сартаку, сыну Батыя, и получил брошенное братом великое княжение. Оставив в Новгородесына Василия, он сел на владимирский великокняжеский стол и занялсявосстановлением разрушенного - воздвигал сокрушенные церкви, восстанавливал города, собирал население, выкупал пленных. "И ущедрил Богземлю Александра богатством и славою, и продлил годы его".

Князь Александр Ярославович немало "утер поту кровавого" ещеза Русскую землю. Возвращаясь из Орды в 1263 году, отведя очереднуюбеду от Русской земли, Александр, уже очень больной, добрался до Городца. Ослабевая, 14 ноября 1263 года он постригся в монахи, следомпринял и большой монашеский сан - схиму,- и той же ночью умер.

Русь, при определении своих отношений к Орде заслугами Александра сохранила власть своих князей, которые сделались, таким образом, посредниками между государством и ханами, ей оставлены были ееродные законы и собственный суд во всех делах, что в особенности спо-собствовало сохранению русской жизни и русского характера; ей предоставлена была неприкосновенность не только религиозных верований, но идаже церковного устройства, что преимущественно питало чувство народной самостоятельности; и наконец, Русь удержало за собою, как государство самостоятельное, право войны и мира без посредства Орды. Такимобразом, Александр только одним умением вести переговоры, благоразумною настойчивостью и выжиданием времени достиг того, что Русь, совершенно покоренная монголами и решительно не имевшая сил им противиться,получила от своих могущественных повелителей, не поднимая оружия, права державы почти самостоятельной, то есть достигла того, чего не всег-да добиваются другие народы, даже после упорной борьбы, и притом отповелителей не столь могущественных, какими были монголы в 13 столетии Можем ли мы считать одним случайным совпадением то обстоятельство, что в самую трудную эпоху монгольского ига, в первое его двадцати
пятилетие, когда характер тяготевшего над нами иноплеменного владычества только что определялся, когда только что намечались наши отношения к монголам, судьба Руси находилась в руках Александра? Нет. Александр заслонил и избавил наше отечество от конечного порабощения, сумел предотвратить новые страшные погромы и удержать татар вдали, не допустив их расселиться по Русской земле и завести свои порядки, что вся наша зависимость выразилась в виде внешней покорности и дани, что мы сохранили неприкосновенными свой родной язык, свое политическое устройство, свое управление и свой суд, что православная вера как была, так и осталась главной воспитательной силой русского народа, что благодаря этому мы сохранили возможность восстановления своих сил и дальнейшего их развития - всем этим мы в значительной степени обязаны деятельности Александра Невского, а это такая заслуга, которой Россия не забудет никогда ! Вечная похвала князю, который с изумительной, поистине гениальной проницательностью вовремя разгадал страшную опасность, угрожавшую нам с Запада, предпочел татарскую неволю, всевозможные унижения и тяжелые материальные жертвы, но в то же время мужественно встал на страже русской народности.