Смекни!
smekni.com

Уильям Шекспир (стр. 2 из 4)

Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и недвижимость и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра и конец жизни провел в Стратфорде.

В марте 1616 года Шекспир составил завещание. Умер он в этом же году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со всех концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга , посетить дом , где он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре , где ставят только пьесы Шекспира , больше половины которых увидели свет лишь после смерти автора.

Творчество Уильяма

Шекспира

В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира, упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал не только пьесы.

Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в 1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его «сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения. Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.

Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи , одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.

Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег времени , о высокой миссии поэта.

Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные терзания.

Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы : считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) – к его возлюбленной – «смуглой леди».

В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе гармонично сочетаются веления разума с душевностью.

Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив , посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной , повинующейся только голосу страсти.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе». Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой , утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском. Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для Шекспира в далекое будущее.

Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается счастье.

И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.

Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного , отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок» , «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка . Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке.

Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями старины . заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» , который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец , посетивший в 1599 году первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной шар.

После постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» , «Отелло». Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит. Убийца- родной брат убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля , но и женился на его вдове – матери Гамлета.

В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый в своих суставах».

Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа , рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.

В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы. Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов , прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения , подарившей миру Шекспира.

Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов , отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения. Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было сбыться из-за смерти поэта.

Загадка личности Шекспира

Двести лет спорят о том , кто был Уильям Шекспир , величайший драматург , поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще возник такой вопрос? Никто же не сомневается , что Микеланджело , Рафаэль или Софокл, например , существовали вполне реально. Но если двести лет люди бьются над ответом , значит вопрос , загадка все-таки есть.

Начиная с XIXвека шекспироведение разделилось на два враждующих лагеря : стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира из Стратфорда) и нестратфордианцев ( пытающихся найти реального автора , скрывающегося под маской). Последние , в свою очередь , выдвинули несколько «кандидатов в Шекспиры» , но все версии были неубедительны и не выдерживали строгой критики. Естественно , это было выгодно стратфордианцам , чьи позиции только укрепились.

Но нет ничего тайного , что не стало бы явным. Несколько лет назад российский ученый Илья Гилилов предложил блестящее решение загадки , над которой так долго ломали головы и копья признанные шекспироведы всего мира. Результатом проделанной им огромной работы стала вышедшая книга. Написанная прекрасным языком , на основе строго аргументированных доводов и всестороннего исследования темы , с использованием архивных документов , исторических свидетельств , глубокого литературного и лингвистического анализа произведений и даже с применением новейших знаний о книгопечатании , эта книга не оставляет сомнений в правильности его открытия. Нам остается лишь поражаться , как проста разгадка. Но как мог возникнуть столь грандиозный по исполнению замысел у гениальных режиссеров этого спектакля? Не тогда ли , когда молодой остроумный граф , из скромности подписывающий свои произведения вымышленным именем Shake-Speare(потрясающий копьем), был приятно удивлен , обнаружив в театральной труппе , ставившей его трагедию , практичного малого с фамилией Shakespeare всего лишь двумя буквами отличающейся от знаменитого псевдонима?