Смекни!
smekni.com

Ф. Д. Рузвельт: Человек и политик (стр. 2 из 7)

В начале 1910 года в контору «Картер, Ледиард и Мелбурн» подписать бумаги заехал Д. Мак, прокурор округа Датчес. Между ним и Франклином завязалась беседа, по окончании которой Д. Мак, горячий приверженец демократической партии, предложил юному юристу выставить свою кандидатуру на выборах в легислатуру штата Нью-Йорк. Ф. Рузвельт согласился не раздумывая. Франклин Д. Рузвельт в это время обладал довольно поверхностным политическим опытом. Вопросы партийной принадлежности для него, в сущности, были безразличны. Не высокие соображения, а порядок поступления предложений – первой оказалась демократическая партия – определили партийное лицо Ф. Рузвельта. Он стал демократом.

На выборах Ф. Рузвельт победил Шлоссера 15708 голосами против 14568. Друзья Ф. Рузвельта высоко оценили его успех: лишь второй раз со времен гражданской войны в округе избирался кандидат демократической партии.

Легислатура штата Нью-Йорк работает в крошечном городке – Олбани, столице штата. В январе 1911 года Рузвельты всей семьей переехали в Олбани., Франклин арендовал трехэтажный дом на Стейтс-стрит и с характерным для него те годы снобизмом замечал: «Приятно жить в трехэтажном, а не шестиэтажном доме».

Политический облик Ф. Рузвельта во время двухлетнего пребывания в легислатуре остался неопределенным. Все зависело от места и времени, а главное – он быстро менял свои взгляды в соответствии с настроениями в стране.

На подступах к избирательной компании по выборам президента 1912 года социалисты набирали силы. Руководители как демократической, так и республиканской партии чувствовали знамение времени и понимали, «какой поворот» примут события.

В 1912 году отмечено первое выступление Франклина политико-философского характера, в котором он пытался объяснить причины широкого недовольства трудящихся и расцвета, хотя и позднего, радикальных идей в Америке.

Ф. Рузвельт участвует в выборах на стороне губернатора штата Нью-Йорк Вудро Вильсона. Но наличие у В. Вильсона серьезных соперников (Юджина Дебса, Теодора Рузвельта и Тафта) заставляет его подумать и о собственных делах. Франклин начинает компанию за переизбрание в сенат штата Нью-Йорк. Но, заболев брюшным тифом, он не бывает на митингах и может воздействовать на своих избирателей лишь пламенными обращениями с ложа страданий. Отсутствие кандидата на митингах, однако, с лихвой компенсируется кипучей деятельностью его нового друга и обожателя, сорокалетнего корреспондента «Нью-Йорк геральд» в Олбани Луи Хоу, сохранившего до самой смерти (1936 г.) горячую привязанность Франклина и неизменно вызывавшего отвращение, которое, правда, с годами, исчезло, у Элеоноры.

Франклин быстро разглядел драгоценные качества Луи: гибкий ум, проницательность, дьявольскую работоспособность и полную неприспособленность к жизни. Л. Хоу возглавил его избирательную компанию, которую провел с блеском, серьезно считая, что отныне ему предстоит лепить президента. Луи разработал тот метод ведения избирательной компании, который впоследствии стал испытанным оружием Ф. Рузвельта, — доходить до каждого избирателя. (Каждый избиратель получил от Ф. Рузвельта личное письмо, отпечатанное на ротаторе, но выглядевшее как написанное на пишущей машинке, где он спрашивал его мнение о том, какой именно закон следует провести в легислатуре в целях охраны интересов производителей.)

5 ноября 1912 года состоялись выборы. В Вильсон получил 6293019, Т.Рузвельт – 4119507, Тафт – 3484956, Ю. Дебс – 901873 голоса. Сенатор Ф. Рузвельт был переизбран 15590 голосами против 13889. С приходом к власти демократической партии перед ним открылись широкие горизонты.

В середине января 1913 года В. Вильсон пригласил его для беседы, а вскоре Ф. Рузвельту был предложен пост заместителя морского министра США. Он охотно согласился.

Многие в Вашингтоне, знавшие Франклина, предрекали, что его карьера в морском министерстве долго не продлится. Вопреки этим прогнозам, хотя Франклин бывал иной раз чрезмерно инициативен, они отлично сработались с Д. Дэниэлсом, занимавшим пост морского министра США. С годами их отношения стали напоминать те, которые существуют между отцом и сыном.

Оказавшись в морском министерстве, Ф. Рузвельт был безмерно счастлив. С детства он любил море и флот, вся его предшествующая жизнь оказалась подготовкой к его государственной деятельности.

В январе 1914 года Ф. Рузвельт поучал соотечественников: «Наша национальная оборона должна охватывать все Западное полушарие, ее зона должна выходить на тысячу миль в открытое море, должна включать Филиппины и все моря, где только бывают американские торговые суда. Для удержания Панамского канала, Аляски, Американского Самоа, Гуама, Пуэрто-Рико, морской базы Гуантанамо и Филиппинских островов мы должны располагать линкорами, Флот нам нужен не только для защиты собственных берегов и владений, но для охраны наших торговых судов в случае войны, где бы они ни находились».

Наиболее влиятельная организация, ратовавшая за большой флот, - Морская лига США горячо приветствовала молодого заместителя морского министра.

В своей деятельности Ф. Рузвельт столкнулся с проблемой, которой не знал раньше, - организованным рабочим движением. Он вел дела военной судостроительной и судоремонтной промышленности, насчитывавшей перед первой мировой войной пятьдесят тысяч рабочих, многие из которых входили в цеховые профсоюзы АФТ. Рузвельт очень быстро научился ладить с лидерами профсоюзов и добился того, что за время его пребывания в министерстве на верфях не случилось ни одной серьезной забастовки.

Рузвельт назначил Л. Хоу своим помощником и все семь с половиной лет получал от него квалифицированную помощь и здравые советы, в первую очередь в вопросах труда. Он оказался просто неоценимым в политическом лабиринте Вашингтона.

В канун империалистической войны правящие круги Соединенных Штатов не уставали напоминать Старому свету, что заокеанская республика достигла статуса мировой державы.

25 октября 1913 года Ф. Рузвельт напутствовал участников очередной воинственной вылазки американцев – девять линкоров отправлялись в шестинедельное плавание по Средиземному морю: «Посылая Вас в качестве представителей нынешнего флота США, мы надеемся показать Старому свету, что достижения и традиции прошлого сохраняются и развиваются в интересах блестящего будущего».

День начала войны в Европе – 1 августа 1914 года застиг ФДР за обычным занятием – пропагандой большого флота.

Возможности Ф. Рузвельта не шли дальше его функций как заместителя морского министра. Он мог вносить предложения Вильсону – создать совет национальной обороны, ввести всеобщую воинскую повинность, Дэниэлсу – немедленно приступить к строительству большого флота. Он идет на рискованный шаг: злоупотребив служебным положением, он передает секретную информацию о состоянии американского флота сенатору Г. Лоджу и другим республиканцам, яростным критикам администрации Вильсона. Так он надеется продвинуть морскую программу.

Потопление 7 мая 1915 года гурманской подводной лодкой «Луизитании», на которой погибло 1200 человек, в том числе 124 американца, решительно укрепило позиции Ф. Рузвельта. Государственный секретарь Брайан ушел в отставку. Предложение об увеличении флота и создании совета национальной обороны стало теперь исходить от Белого Дома. Когда этот орган в августе 1916 года был учрежден, ФДР имел основание считать, что он внес свою лепту.

Фигура Рузвельта вырастала главным образов в результате его речей и статей, посвященных подготовке флота. Газеты серьезно писали, что из Ф. Рузвельта получится лучший морской министр, чем Дэниэлс.

Война в Европе не отменила календаря американской политики – в 1916 году происходили очередные президентские выборы. Оживление страстей в связи с избирательной компанией помогло личной политической судьбе Ф. Рузвельта.

На выборах победил Вильсон: он был переизбран, получив 9129606 голосов, против 8538221, отданных кандидату республиканцев Ч. Юзу. Успех сплотил демократическую партию.

Ф. Рузвельт стоял за расширением американских владений в районе Панамского канала. Поскольку Гуантанамо на Кубе было трудно оборонять с суши, он настаивал на захвате новых островов.

Летом 1915 года американская морская пехота высадилась на Гаити. Хотя в стране сохранились формально президент и правительство, она была низведена до уровня протектората США. Всем правило из Вашингтона морское министерство.

1 февраля 1917 года Германия объявила неограниченную подводную войну. Искомый повод для вступления Соединенных Штатов в войну был под рукой. Ф. Рузвельт полагал, что время выжидания прошло.

18 марта 1917 года пришли сообщения о потоплении еще трех американских судов. 20 марта кабинет решил вступить в войну с Германией. 6 апреля конгресс объявил о том, что Соединенные Штаты находятся в состоянии войны с Германией.

Объем работы морского министерства существенно возрос – личный состав флота во много раз увеличился, достигнув 497 тыс. человек к концу войны. ФДР оказался среди военных руководителей громадного ведомства, что позволило ему неизмеримо пополнить опыт администратора.

Своим величайшим достижением в годы первой мировой войны Ф. Рузвельт считал постановку минного заграждения через Северное море – от Англии до Норвегии, преграждавшего выход германским подводным лодкам в Атлантику. Речь шла об установке полумиллиона мин, стоимость заграждения приближалась к 500 млн. долларов.

Но ФДР рвется участвовать в настоящих боях. Ради этого он пожертвовал почти бесспорной возможностью быть избранным губернатором штата Нью-Йорк. Отношения с Таммани наладились. Вильсон считал, что ему не следует отклонять предложение выставить свою кандидатуру на выборах губернатора. Франклин не хотел об этом и слышать. «Он остро чувствовал, что в его политической карьере недоставало чрезвычайно важного элемента. В то время как сотни тысяч американцев были в форме, он носил гражданскую одежду. Он даже не побывал за океаном». Летом 1918 года ФДР настоял на том, чтобы его послали со специальной миссией в Европу – инспектировать соединения американского флота в европейских водах, обсудить с правительствами держав Антанты различные технические вопросы. В июле он посещает Англию, где беседует с представителями адмиралтейства о координации действий флотов США и Англии, и Францию, где посещает 155-милиметровую артиллерийскую батарею. По возвращении он подает заявление о вступлении в «Американский легион».