Смекни!
smekni.com

Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века (стр. 7 из 7)

[28] Максим Грек, в миру Михаил Триволис, родился в Греции около 1470 г. В 1492 году отправляется для завершения образования в Италию – во Флоренцию. Общается с итальянскими знаменитостями Эпохи Возрождения: Анжело Полициано, Марсилио Фичино, Джанфранческо Мирандола, Пико делла Мирандола, Иеронимом Савонароллой. Благодаря проповедям последнего, Михаил решает постричься в монахи, что и делает в одном из Афонских монастырей под именем Максим. В 1516 г. по запросу Василия III Максим выезжает в Москву для перевода Толковой Псалтири. Здесь ему и приходится остаться, для перевода и исправления других книг. Жизнь Максима оказалась навсегда связана с Россией. К нему в келью в Чудовом монастыре приходили многие образованные русские люди. Он примкнул к партии нестяжателей, за что дважды представал перед церковным собором – в 1526 и 1531 гг., был обвинён в ереси и порче книг и сослан в Тверь. За пять лет до смерти был переведён в Троице-Сергиеву Лавру, где умер и был похоронен в 1556 г.

[29] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 502

[30] Николай Немчин вообще был основным противником Максима Грека, против которого он направлял огонь своей полемики. К нему были написаны четыре послания.

[31] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 9, М.; Л., 1953., с. 223.

[32] Об интересе Ф.И. Карпова к унии мы узнаём из двух посланий, составивших в едином огромный трактат «Слова на латинов» Максима Грека к нему, в которых тот жёстко порицает Николая Немчина. Отсюда же становится известно, что Николай Немчин уверял Карпова в отсутствии особенных различий между православной и католической церквями. Максим Грек, Соч., ч. 1.

[33] Ещё в двух посланиях Максим Грек пытается доказать Карпову, что астрология и астрономия не согласуются с христианским учением.

[34] Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. (Ф.И. Карпов)//Учёные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории (РАНИОН), т. 4, М., 1929, с. 44.

[35] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 9, М.; Л., 1953., с. 225.

[36] «Е. Кимеева считает, что «интерес Ф. Карпова к идее соединения церквей был своеобразным проявлением оппозиционности к существующему строю». Между тем, никаких оснований утверждать это у нас нет. Переписка Карпова с Максимом Греком и Николаем Немчиным говорит скорее о его пытливости его ума, а не о его «оппозиционности существующему строю»», - законно полемизирует с И.Н. Кимеевой А.А. Зимин в своей статье. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 12 М.;Л., 1956, с. 160-173.

[37] Памятники литературы… с. 495. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина.

[38] Там же с. 499.

[39] Там же. с. 500-501.

[40] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 505. Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина.

[41] Эта книга не признаётся православной церковью канонической.

[42] Там же

[43] Там же, с. 45.

[44] «…пытается использовать астрологию в целях укрепления власти Самодержца», - Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958. с. 416.

[45] «Слово шестое о мире»

[46] Творение Григория Богослова, ч. I, М., 1843, с. 232.

[47] Н.В. Синицына Ук. соч. с. 18.

[48] Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 12 М.;Л., 1956, с. 168.

[49] Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 46

[50] Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М.-Л., 1947. Некоторые учёные с этим не согласны: «Послание Карпова митрополиту Даниилу имеет шаблонный стиль предшествующей литературной традиции, особенно черты стиля публицистических посланий Максима Грека» (Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958. с. 415)

[51] Цит по Ржига В.Ф. Ук. соч. с. 47

[52] По словам Кимеевой (Ук. соч.), Карпов протестовал против концепции идеологов самодержавия, призывавших к покорности великокняжеской власти, то есть «выступал против неограниченной власти государя». Но А.А. Зимин (Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.) умело опровергает её взгляды и выдвигает, в свою очередь, предположение о том, что «Карпов выступал против иосифлянской проповеди терпения как защитник самодержавной власти против критикует цезарепапистских претензий воинствующих церковников», что вызывает ещё большее сомнение. Это личная переписка Карпова с митрополитом Даниилом и искать здесь чётко направленную идеологическую подоплёку – неразумно, более того, здесь просто нет резко негативных высказываний в адрес церкви, духовенства и религии.

[53] Там же с. 507, 509.

[54] Кимеева Е.Н. «Послание митрополиту Даниилу» Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 9, М.; Л., 1953., с. 229.

[55] Положение митрополита Даниила пошатнулось в 1533 г., после смерти Василия III.

[56] Памятники литературы… с. 506.

[57] В.Ф. Ржига. Ук. соч. с. 47.

[58] Памятники литературы Древней Руси (Конец XV – первая половина XVI века). Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1984 г. с. 507 Отрывок дан в переводе Д.М. Буланина.

[59] Там же с. 509

[60] По мнению некоторых исследователей, Карпов имеет здесь ввиду латинское «Respublica» - государство.

[61] Памятники… с. 508.

[62] Далее цитироваться будет только источник.

[63] Что касается терпения, Карпов не искал никаких классовых разногласий в обществе и не был против терпения «угнетённых классов», о чём пишет Е.Н. Кимеева (Ук. соч.), прежде всего, вторя идеям Аристотеля, он был сторонником высшей справедливости, как атрибута его «идеального государства».

[64] Этот пункт, тем не менее, нельзя разворачивать в заявления, подобные заявлению И.У. Будовница (Ук. соч.): «Нетрудно убедиться, что в интерпретации Карпова понятие «терпения» ассоциируется с произволом, ничем не стесняющихся правителей, власть который не ограничена никакими справедливыми законами».

[65] Хотя все советские исследователи в один голос утверждают, что Карпов «предоставляет терпеть только духовенству», это не так, и текст не ограничивает это понятие такой принадлежностью, если его читать внимательно!

[66] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. с.352

[67] В.Ф. Ржига, Ук. соч. с. 43

[68] Латинское «census» - имущественный ценз.

[69] Цитата из Овидия. «Наука любви», II, (277-278). Первод М.Л. Гаспарова.

[70] Данные из Лихачёв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л., 1987. D. Freydank. Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russischen Humanismus. – Zeitschrift fur Slawistik, Bd.XIII (1968), №1

[71] Кимеева (Ук. соч.) выдвигает мнение о том, что это обличение порока и разврата Карповым связано с разводом Василия III и его новым браком. Но мне подобное предположение кажется несостоятельным хотя бы по той причине, что оно является ещё одной попыткой подтвердить оппозиционность Карпова монархической власти. Как верно заметил А.А. Зимин, в суждениях Кимеевой есть противоречие: Карпов не мог одновременно честно служить на своём государственном посту, чем он и занимался всю жизнь, и находится в острой конфронтации с действующей властью, с которой сам часто общался напрямую по службе.

[72] Обличение современных публицисту порядков, переходит у Карпова «порой в прямое порицание современной ему государственной власти», - пишет Кимеева (Ук. соч.).

[73] По поводу последнего абзаца Послания Е.Н. Кимеева с марксистской уверенность пишет, что боярин-аристократ Карпов в силу своей классовой принадлежности, мечтает о возврате прошлого, об «обетованной земле живых», где вечны и незыблемы «старые обычаи», о «золотом веке» русского боярства. Это полный абсурд, такого в тексте просто нет, как об этом высказывается А.А. Зимин (Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.). «Обетованная земля живых» в данном случае не что иное, как аллегорическое представление о загробном мире.

[74] По работе Клибанова А.И. «Правда» Фёдора Карпова//Общество и государство феодальной России. М., 1975, с. 141-150.

[75] Аристотель. Этика, X, 10 (Цит по А.И. Клибанов, Ук. соч.)

[76] С.Ф. Кечекьян. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л. 1947, с. 96 (Цит. по А.И. Клибанов Ук. соч.)

[77] Аристотель. Политика, V, 9, 4. (Цит. По А.И. Клибанов, Ук. соч.)

[78] Ещё Кимеева (Ук. соч.) утверждала, что интерес Карпова к Овидию и Аристотелю – «показатель реакционности его взглядов», ибо «реакционные круги, ненавидя всеми силами центральную власть, стремились противопоставить русским порядкам западноевропейские». А.А. Зимин (Ук. соч.) называет такое представление «ошибочным».

[79] Н.В. Синицына Ук. соч.

[80] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972

[81] Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фёдора Карпова//ТОДРЛ, т. 12 М.;Л., 1956

[82] 1, 228, Цит. по А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М., 1980. с. 38.

[83] Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972

[84] Там же

[85] В.Ф. Ржига, Ук. соч.