Смекни!
smekni.com

Каторга и ссылка в России в XIX-начале XX в. (стр. 2 из 4)

1.2 Ссылка политическая

Первое законодательное упоминание о ссылке политической[3] относится к 1582, но она практиковалась и ранее как в отношении простого народа, так и опальных бояр. Местами ссылки политической в 16-17 вв. были окраины Европейской России, реже - Сибирь. В 18 в. на крепостные работы, заводы и рудники ссылали участников массовых народных выступлений. В период дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных государственных деятелей (П.А. Толстого - в Соловки, А.Д. Меншикова - в Берёзов и т.д.).

Массовый характер ссылка политическая приобрела после указов 1753-54, отменивших смертную казнь и вводивших взамен неё вечную каторгу[4].

В 1822 были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях", которые касались и ссылки политической.

В каждой губернии или области Сибири были созданы экспедиции о ссыльных при губернских или областных правлениях. С 1826 общий надзор за ссылкой политической осуществляло "Третье отделение". Во 2-й четверти 19 в. на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ отправлены Декабристы и Петрашевцы. В 1831 в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены тысячи участников Польского восстания 1830-31.

Политические ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т.д. "Уложение о наказаниях" 1845 устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления, как уголовные, так и политические. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике административная ссылка как ссылка "по высочайшему повелению" (А.С. Пушкин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.).

В 1850-х гг. право ссылать в административном порядке по политическим мотивам получили некоторые местные администраторы - наместник Кавказа, виленский генерал-губернатор и др. В 1860-х гг. в ссылку политическую направлялись участники крестьянских волнений, деятели революционного движения 60-х гг. 19 в., участники Польского восстания 1863-64 (18623 чел). В 1867 в Восточную Сибирь были сосланы члены Ишутинского кружка (См. Ишутинский кружок), в 1870-80-х гг. - многочисленные участники народнических и народовольческих организаций, первые рабочие-революционеры, а начиная с конца 19 в. - члены марксистских кружков и организаций.

В период Революционной ситуации конца 70 - начала 80-х гг. 19 в. правительство и местная администрация широко применяли административный ссылку в отношении деятелей революционного и оппозиционного движения. За апрель 1879 - июль 1880 было сослано в административный порядке 575 лиц, из них 130 - в Сибирь.

"Положение о полицейском надзоре" 1882 лишало ссыльных права передвижения, позволяло полиции производить обыски и контролировать их переписку. Ссыльные не могли находиться на государственной или общественной службе, заниматься адвокатурой и педагогической деятельностью. Произвол администрации вызывал протесты и выступления политических ссыльных (Якутская трагедия 1889, Якутский протест 1904).

Основными местами ссылки политической становятся Забайкалье (Карийская каторга, Нерчинская каторга), Якутская обл. (Якутская ссылка), Енисейская губерния (Енисейская ссылка), Иркутская губерния (Верхоленская ссылка), Томская губерния (Нарымская ссылка).

Остановимся подробнее на Енисейской ссылке, которая возникла в 17 в.

1.2.1 Енисейская ссылка

В 1760-е - 1780-е годы ссылка в Сибирь приобрела массовый характер. В Енисейскую губернию[5] ссылались участники восстаний С. Разина[6], Е. Пугачева[7] и др.

В 1820-е годы ссыльные составляют вторую по численности группу жителей Минусинска. В 19 в. в Енисейскую ссылку были отправлены декабристы (братья Беляевы, М.А. Фонвизин, А.И. Якубович и др.), М.В. Петрашевский, который умер в Енисейской ссылке, польские повстанцы 1830 и 1863, затем в 60-70-е гг. революционные народники (Д.А. Клеменц, А.В. Тырков, Н.С. Тютчев и др.). В 1863 году в Енисейской губернии жило 44 994 ссыльных, что составляло 1/7 от всего населения губернии.

В начале 90х гг. в Енисейскую ссылку были сосланы первые социал-демократы. С 1897 по 1900 в с. Шушенское Минусинского уезда находился В.И. Ленин. Одновременно ссылку отбывали А.А. Ванеев, Н.К. Крупская, Г.М. Кржижановский, В.К. Курнатовский, П.Н. Лепешинский, О.Б. Лепешинская, В.В. Старков и др. В Е. с. Ленин закончил книгу "Развитие капитализма в России". В августе 1899 на совещании 17 ссыльных социал-демократов в с. Ермаковском был обсужден и принят написанный Лениным "Протест российских социал-демократов" против "Credo" русских экономистов.

После поражения Революции 1905-07 начался период массовой ссылки в Енисейскую губернию большевиков и революционных рабочих. С 1913 в Енисейской ссылке (в Туруханском крае) находились Я.М. Свердлов, И.В. Сталин, с 1915 - Г.И. Петровский, А.Е. Бадаев, М.К. Муранов, Ф.Н. Самойлов, Н.Р. Шагов. В Туруханском крае погибли И.Ф. Дубровинский и С.С. Спандарян. Накануне 1917 в Енисейской ссылке находились А. Джапаридзе, К.И. Николаева, А.С. Енукидзе. После февральской революции 1917 Енисейская ссылка была ликвидирована.

2. Роль каторги и ссылки в заселении и освоении Сибири в XIX - начале XX в.

Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь в XIX веке рассматривалась правительством, прежде всего, как средство заселения края ("штрафная" колонизация) при ограничении свободного переселения.

В системе уголовного законодательства Российской империи существовали следующие разновидности ссылки: после отбытия срока каторжных работ, на поселение (жительство), административная и на водворение.

2.1 Уголовная ссылка

Как правило, приговоренные к ссылке, через специальные учреждения в Тобольске и Тюмени (Тюменское общее по колоднической части присутствие, Тобольский и Тюменский (1869-1904) приказы о ссыльных), в зависимости от тяжести проступков, распределялись по губерниям и областям Сибири (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток водворялся осужденный). В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя (уезд, волость). В волостном правлении ссыльному назначалось место жительства в одном из селений с правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслом с причислением к местному обществу со всеми вытекающими последствиями.

В XIX в. поток ссыльных в Сибирь растет. С 1823 по 1865 гг. сюда их поступило 356 тыс. человек. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона увеличился с 4,1% в 1795 г. до 10,5% в 1833 г. По данным девятой ревизии (1850), за Уралом находилось 104,3 тыс. учтенных ссыльнопоселенцев. Согласно сведениям Главного тюремного управления Российской империи, на январь 1898 г. в регионе было сосредоточено 310 тыс. ссыльных всех категорий. Всего же с 1823 по 1888 г. в Сибирь было сослано, учитывая членов семей, 767849 человек. Экстраполируя эти данные на весь XIX век, можно с уверенностью утверждать, что общее число невольных обитателей региона превысило 1 млн. человек.

Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ "за порочное поведение". О том, как это выглядело на практике, можно судить по приговору сельского схода Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии от 4 января 1899 г.: "Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 62 человек, бывших сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры… Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство". Никифорова выслали в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии, откуда он быстро скрылся.

Предполагалось, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Но большая их часть предпочитала сельскохозяйственным трудом не заниматься. Так, по данным на начало 1882 г. в Каинском округе Томской губернии на 7013 душ мужского пола в 28 притрактовых селениях числилось причисленными 765 ссыльнопоселенцев. На лицо имелось 430 человек, в отлучке по письменным разрешениям - 95, в бегах - 240. Из постоянно живущих, самостоятельно вели хозяйство 61 чел., в услужении (по найму) - 281, без определенного занятия - 88 человек. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных "безвестно отсутствующие" составляли не менее 100 тыс. человек.

Основная их часть составляла контингент бродяг, наносивших существенный ущерб местным жителям и дававших основную часть рецидивной преступности. Сферой приложения их сил становились грабежи, конокрадство, изготовление фальшивых денег. У значительной части ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледельческим, но и честным трудом вообще. Бродяжничество становится мощным криминогенным фактором в течение всего XIX в. Согласно отчетам томского губернатора за 1870-1879 гг. в подведомственной ему губернии бродяг было поймано соответственно: 1600, 904, 662, 703, 815, 516, 1667, 781, 857, 412. Но это была только видимая часть айсберга. В своей записке за 1880 год исправник Томского округа констатировал: "Бродяжество развито в округе до такой степени, что земская полиция не в силах преследовать виновных так как закон велит, да и само население не сочувственно относится к искоренению этого зла, видя, с одной стороны, дешевых работников, а с другой - отчаянных мстителей за поимку их и выдачу властям. В 1880 г. - поймано бродяг по округу 528 - все это меньше 1/4 всего бродячего люда".