Смекни!
smekni.com

Политические и правовые учения в Древнем Риме 2 (стр. 4 из 4)

Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе.

Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола". Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. В праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и это бросалось в глаза окружающим.

К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

В христианской общине можно было заметит различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной двери.

По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи.

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли грев на всех.

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

2.3.Разделение христианство на две ветви-православия и католицизма.

Православие и католицизм - два крупнейших направления од­ной из величайших мировых религий - христианства.

Христианство начало распространяться с 1 в. н.э. на терри­тории Малой Азии, в восточных провинциях Римской империи, пер­воначально как вероисповедание подневольного еврейского народа, а позднее - и всего зависимого населения: рабов, крестьянства и т.д.. Возникновение христианства было связано с рождением на Зем­ле Спасителя - Сына Божиего Иисуса Христа, воплощенного Бога. После распятия и воскресения Христа проповедью его Учения в раз­ных землях и разным народам занимались 12 апостолов - учеников Христа. Ими же были написаны и книги "Нового Завета" о жизни, страданиях.Учении, смерти и воскресении Иисуса Христа - Еванге­лия, что по-гречески означает лагая весть".

После апостолов быстро разраставшейся сетью христианских об­щин стали управлять их преемники - епископы. Епископы меньших го­родов подчинялись митрополитам - епископам более крупных городов. Митрополиты в свою очередь подчинялись епископам столичных горо­дов - патриархам. Верховная же власть в Церкви принадлежала Все­ленским Соборам. Патриархов же в то время было пять: Римский, Константинопольский, “Александрийский, Антиохский и Иерусалимский.

Размежевание между православием и католицизмом в христиан­стве начало проявляться после раздела Римской империи на Запад­ную и Восточную./395 г./Основной причиной этого явилось соперни-чесво между константинопольским и римским патриархом, называвшим себя папой, за главенство в христианском мире. По мере усиления экономического могущества римских пап в Западной Европе возрас­тали и их притязания на роль главы Вселенской Церкви, что, естес­твенно, остальной Церковью было признано незаконным.

Постепенно разногласия усиливались. Так, уже на шестом Все­ленском Соборе /680 г./ были осуждены некоторые нововведения Римской Церкви, а именно: принуждение священников и дьяконов к безбрачию, строгие посты в субботы Великого Поста и изображение Иисуса Христа в виде агнца /ягненка/.

Формальное разделение общехристианской Церкви на западную /римско—католическую/ и восточную /греко-православную/ произо­шло в 1054 г., когда посланник папы римского в Византии кардинал Гумбертпосле безрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии в Константинополе письмо, отлучающее от церкви патриарха и его сотрудников. Патриарх в свою очередь наложил за­прет на кардинала Гумберта.

Окончательно разделение Церквей завершилось после захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI -Х!! вв. католическая церковь практически возглавила торгово-коло­низационное движение европейцев на Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь от арабов-мусульман. Од­нако Четвертый Крестовый поход отправился уже не в Малую Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его, осквернили святыни православных храмов и образовали в Констан­тинополе Латинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех пор православная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельно друг от друга.

Список использованной литературы

1. Религии мира. под ред. Я.Н.Щапова М.: Просвещение,1994

2. Репина Л.П. Римская церковь и распространение хри­стианства.// Средневековая Европа глазами современ­ников и историков. 4.1, М., 1994.

3. Большая советская энциклопедия. М., 1982

4. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси.-М.:Знание, 1992

5. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992.